Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа
Задачи работы:
определить понятие и сущность государственного долга;
рассмотреть принципы управления госдолгом;
проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1Сущность и значение государственного долга и………………....4 государственных гарантий
1.2 Система управления государственным долгом……………....11
Глава 2. Управление государственным долгом в РФ
2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2010 гг……………...16
2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2010 гг…………..19
2.3 Управления государственным долгом…………………………...24
Глава 3. Перспективы развития управления государственным долгом
3.1 Основные проблемы управления государственным долгом..27
3.2 Направления оптимизации государственного долга………...29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………....38
В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы – выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.
Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.
Основные схемы реструктуризации включают в себя: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.
В
последние годы делаются позитивные
попытки регулирования
ВЫВОД: Эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно сказывается на экономике страны.
Основным
методом управления госдолгом стало
постоянное рефинансирование задолжности,
в частности, перед международными финансовыми
организациями, а также реструктуризация
задолжности кредиторам Парижского и
Лондонского клубов. К таким методам относятся:
консолидация, реструктуризация, рефинансирование,
конверсия, секьюритизация, аннулирование.
Глава 3. Перспективы
развития управления
государственным долгом
3.1 Основные проблемы управления государственным долгом Вплоть до осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных расходов и эффективного управления государственным долгом оставалась в тени. Однако, масштабное падение внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию, слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективность российской экономики сделали в текущем году проблему дефицитного финансирования в качестве инструмента стимулирования экономического развития одной из наиболее актуальных, призванной обеспечить национальной экономике не только прохождение острой фазы кризиса. Но и реализацию ее структурного реформирования.
Как
следствие, претерпела корректировку
и позиция государства в
Рисунок 5
Рисунок 6
На протяжении последних нескольких лет на фоне понижающего тренда объема совокупной задолженности в процентах к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал. Очищенный от инфляции, темп роста объема внутренней задолженности РФ за период с 2004 по 2010 гг. фактически был сопоставим, а иногда и превышал темпы роста ВВП, что свидетельствует о переориентации источников финансирования государственных расходов с внешних на внутренние.
В связи с ожидаемым существенным дефицитом федерального бюджета в 2010 г. до 7,7% ВВП в среднесрочной перспективе ставка на пополнение доходов федерального бюджета была сделана именно на наращивание внешних и внутренних заимствований. Однако, Дефицит федерального бюджета в 2010 году составил 13,4% ВВП , как сообщил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства РФ .
В
условиях острого дефицита ликвидности
на внутреннем и внешнем рынках, значительного
размера внешнего долга российского корпоративного
сектора размещение государственных долговых
инструментов станет особенно затруднительным.
Что создает реальную угрозу невыполнения
программ внутренних и внешних заимствований
не только в текущем году, но и в течение
нескольких последующих лет. В целом, суммарный
объем государственного долга в 2011 г. и
среднесрочной перспективе планируется
удержать в пределах до 16% ВВП, что, тем
не менее, значительно ниже аналогичного
показателя в ведущих экономиках мира.
Однако, на фоне быстро исчезающих средств
Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния, которые на протяжении
текущего и следующего года планируется
направлять на погашение текущего дефицита
бюджета, вопрос с реальным финансированием
бюджетного дефицита будет стоять особенно
остро в ближайшие несколько лет.
3.2 Направления оптимизации государственного долга
Таким образом, уже в 2010 г. заимствования как один из источников дефицитного финансирования государственных расходов стал основным, а возрастающий государственный долг, несомненно, должен стать одним из доминирующих инструментов стабилизирующей и одновременно стимулирующей политики государства. В этой связи с точки зрения эффективного управления государственным долгом в мировой практике уже сложились ряд заслуживающих внимания направлений, которые могли бы использоваться и в российской бюджетной политике.
1.
Во многих странах мира
2.
Актуальность и
3.
С 1 января 1995 г. в России действует
запрет на использование
4.
Также возможно продолжение
5.
Одним из внутренних
6.
В условиях отсутствия
7. Следует отметить продуктивную кредитно-денежную политику ЦБ РФ по рефинансированию банковской системы страны. На фоне ощутимого для национальной экономики изъятия денежной массы и активной политики заимствований на внутреннем рынке рефляционная политика ЦБ РФ позволила не допустить масштабных эффектов вытеснения капитала.
Наращивание
государственного долга за счет кредитных
источников в нынешних экономических
условиях преследует по большей части
краткосрочные цели, связанные с
выполнением текущих
Вывод: Управление государственным долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.
Качественное и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.
Российская
Федерация будет стремиться к
проведению максимально гибкой политики
заимствований, позволяющей оперативно
заменять одни долговые инструменты
другими, в зависимости от изменения
условий на внутреннем и внешнем
рынках в интересах бюджета Российской
Федерации.
Заключение
Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.
Информация о работе Система управления государственным долгом в РФ