Система управления государственным долгом в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
определить понятие и сущность государственного долга;
рассмотреть принципы управления госдолгом;
проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1Сущность и значение государственного долга и………………....4 государственных гарантий
1.2 Система управления государственным долгом……………....11
Глава 2. Управление государственным долгом в РФ
2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2010 гг……………...16
2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2010 гг…………..19
2.3 Управления государственным долгом…………………………...24
Глава 3. Перспективы развития управления государственным долгом
3.1 Основные проблемы управления государственным долгом..27
3.2 Направления оптимизации государственного долга………...29

Заключение……………………………………………………………………..34

Список литературы…………………………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!Система управления государственным долгом в РФ.docx

— 248.53 Кб (Скачать документ)

     Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

     Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние  на экономическое развитие. Внешняя  задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые  не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные  заимствования оказывают положительное  влияние на макроэкономическое развитие.

     Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для  развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

     Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы  заимствований Российской Федерации  на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным  долгом Российской Федерации на очередной  год; исполнение принятой программы  управления государственным долгом в течение планового года.

     В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным  переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций  – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

     Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы  методов для его регулирования.

     Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2010 годы была направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

     Государственный долг РФ к концу 2011 года составит 13,6% ВВП, к концу 2012 года возрастет до 15,7% ВВП, а к концу 2013 года - до 17,4% ВВП, говорится в материалах Минфина  к заседанию правительства, на был рассмотрен проект основных направлений долговой политики на следующую трехлетку.  
    Утвержденные ранее основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов предусматривали рост госдолга к концу 2013 года только до 16,3% ВВП. 
      Вместе с тем, как отмечается в материалах Минфина, уровень госдолга РФ останется "заметно ниже, чем средний показатель для стран "большой восьмерки" и стран с аналогичным уровнем кредитного рейтинга".

     Разработка  данной стратегии обусловлена изменениями  финансово – экономической ситуации в стране. В условиях продолжающихся последствий мирового финансового кризиса и общего ухудшения экономической конъюнктуры заимствований появилась потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления долговой стратегии.

     Управление  государственным долгом является частью системы управления финансовыми  ресурсами Российской Федерации, поскольку  государственный долг при непродуманной  долговой политике является потенциальным  источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным  долгом с вопросами экономической  безопасности Российской Федерации.

     Качественное  и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и  создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия  информации о долге.

     Российская  Федерация будет стремиться к  проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем  рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

 

     Список  использованной литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ
  2. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – №2. – С. 26–35.                              
  3. Бескова И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы. – 2007. – №2. – С. 72–73.                  
  4. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. – М., 2007. – 304 с.                     
  5. Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. – 2007. – №1. – С. 58–67.                 
  6. Дробозина Л.А. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2008                 
  7. Зайцев А., Тресков В. Проблемы бюджетного федерализма. // Финансы. – 2007., с. 4–10.                                  
  8. Лаврушин И.О. «Деньги, кредит, банки». – М.: Финансы и статистика, 2008 г.                                 
  9. Родионова В.М. Управления государственным долгом – М.: «Финансы и статистика», 2008                         
  10. Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации. – С. Пб.: Норма, 2008.                   
  11. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономист, 2008                  
  12. Экономика и бизнес. Под редакцией Камаева В.Д. – М., 2008.    
  13. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.government.ru 
  14. http://rus.ruvr.ru/2011/03/03/46878730.htm  15.http://www.rian.ru/economy/20101015/286059571.html

Информация о работе Система управления государственным долгом в РФ