Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа
Основная цель дипломной работы заключается в исследовании учета выбытия основных средств на примере Опочецкого райпо.
Для достижения поставленной цели послужили следующие задачи:
- ознакомиться с Опочецким райпо с позиции изучения технологий, производственной и организационной структуры управления;
- раскрыть особенности Опочецкого райпо и порядка ведения бухгалтерского учета выбытия основных средств;
- учет выбытия основных средств действующий в Опочецком райпо;
- проанализировать аналитический и синтетический учет выбытия основных средств;
- рассмотреть особенности аудиторской проверки выбытия основных средств и т.д.
Введение……………………………………………………………………….….4
Глава 1. Теоретические основы учета выбытия основных средств…….……..7
1.1. Задачи и общие принципы ведения основных средств……………………7
1.2. Каналы выбытия основных средств…………………………...…………..18
Глава 2. Учет выбытия основных средств действующий на предприятии…..27
2.1. Документальное оформление выбытия основных средств……...……….27
2.2. Аналитический и синтетический учет выбытия основных средств……..37
2.3. Отражение в учете результатов выбытия основных средств…………….51
Глава 3. Аудиторская проверка выбытия основных средств…………………64
3.1. Методы проведения аудита выбытия основных средств…………...……64
3.2. Проверка правильности документального оформления выбытия основных средств………………………………………………………………..75
3.3. Оценка финансовых результатов выбытия основных средств ………….80
Заключение………………………………………………………………………89
Приложения
- установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);
- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
- осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
- составление акта на списание основных средств, акта на списание автотранспортных средств (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств, актом на списание автотранспортных средств с указанием данных, характеризующих объект: дата принятия объекта к бухгалтерскому учету; год изготовления или постройки; время ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты; причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления; состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.
На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется в порядке, изложенном выше. В общем списание с учета объекта основных средств, не пригодного к эксплуатации вследствие морального и (или) физического износа, отражается в бухгалтерском учете по вышеизложенной схеме.
Как правило, при разборке и демонтаже ликвидируемого объекта остаются какие-либо детали, узлы и агрегаты, для эксплуатации (например, для ремонта других объектов основных средств), а также материалы, для эксплуатации не пригодные (например, металлолом). Такие материалы, пригодные для эксплуатации, приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные — приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.
Для целей налогообложения расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, включаются в состав внереализационных. Доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств признаются внереализационными доходами
Порядок отражения в бухгалтерском учете безвозмездной передачи основных средств аналогичен изложенному выше порядку списания объектов вследствие их морального и (или) физического износа.
Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.
Продажа основных средств может осуществляться через посредническую организацию путем оформления договора комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Законодательство признает, что и в ситуации, когда комиссионер совершает сделку с третьим лицом, он приобретает права и обязанности по данной операции. Причем действия комитента, даже если он назван в такой сделке или вступил в непосредственные отношения по ее исполнению с указанию лицом, рассматриваются как ничтожные.
В договоре комиссии его участники могут оговорить:
- срок его действия;
- место исполнения;
- обязательство комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделок, совершение которых поручено комиссионеру;
- размер комиссионного вознаграждения, а также дополнительное вознаграждение в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере). Если по условиям договора размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, а размер вознаграждения не может быть определен, то вознаграждение уплачивается после исполнения данного договора.
В учете комитента операции по продаже основных средств отражаются в обычном порядке через счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Стоимость указанных объектов устанавливается на основании данных бюро технической инвентаризации. Результат по таким операциям должен исчисляться в общеустановленном порядке на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Одновременно стоимость данных объектов принимается к учету на специальный счет, открываемый за балансом.
Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств.
На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге). Списание стоимости указанных основных средств производится на основании:
- акта (накладной) приемки-передачи основных средств;
- договора дарения или договора мены;
- письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта.
Стоимость безвозмездно переданных активов отражается как внереализационные расходы по стр.130 формы №2 "Отчет о прибылях и убытках".
Стоимость безвозмездно переданных активов не признается расходом в целях налогообложения прибыли. Сумма - согласно соответствующим записям в инвентарной карточке объекта ОС. Дата - по дате перехода права собственности от продавца - покупателю. В общем случае (если отдельно не оговорено договором) - с момента передачи покупателю, или первому перевозчику или предприятию связи - по дате накладной. Счет-фактура должна быть оформлена по рыночной стоимости передаваемого безвозмездно объекта ОС.
Передача основных средств от учредителей в качестве вклада в уставный капитал реализацией не является. В налогооблагаемую базу по НДС, налогу на прибыль и другие - не входит. Если ранее при приобретении данного объекта ОС НДС, выплаченный поставщику, был принят к вычету, то при передаче этого объекта ОС в качестве вклада в уставный капитал, соответствующие суммы налога следует восстановить к уплате в бюджет. Сумма - исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации . Дата - по дате перехода права собственности. В общем случае (если отдельно не оговорено договором), с момента передачи на сторону, или первому перевозчику или предприятию связи - по дате накладной. Сумма - согласно соответствующим записям в инвентарной карточке объекта ОС Дата - по дате перехода права собственности. В общем случае (если отдельно не оговорено договором) - с момента передачи на сторону, или первому перевозчику или предприятию связи - по дате накладной.
В целях исчисления налога на прибыль потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций полностью включаются в состав внереализационных расходов отчетного периода. В целях исчисления налога на прибыль учитывается в составе внереализационных доходов. Сумма - определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Дата - по дате принятия материально-производственных запасов к учету.
Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике, исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
При выбытии основных средств в результате их продажи расходы, связанные с продажей основных средств, отражаются по статье "Прочие операционные расходы" Отчета прибылях и убытках. По этой же статье отражается остаточная стоимость проданных объектов основных средств и иных амортизируемых активов.
При этом по статье "Прочие операционные доходы" Отчета прибылях и убытках подлежит отражению сумма дохода, определенная к получению в соответствии с условиями договора продажи основных средств и иных активов (с учетом суммовых разниц и пр.).
Глава 2. Учет выбытия основных средств действующий на предприятии
2.1. Документальное оформление выбытия основных средств
Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.
Рис. 2.1. Документальное оформление списания основных средств в Опочецком райпо
В компетенцию комиссии входит:
- осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;
- установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);
- выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
- составление акта на списание объекта основных средств.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.
Для списания ОС утверждена унифицированная форма ОС-4.
Согласно действующему законодательству предприятия имеют право безвозмездно передавать другим юридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их, если они физически или морально устарели.
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
Информация о работе Учет выбытия основных средств действующий на предприятии