Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:56, реферат
Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено.
Виды Бюджетного дефицита
Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.
Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе народный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.
В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных займов, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие Дефицита бюджета. Поскольку деньги занимаются не у национального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные займа гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынкаограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.
Помимо государственных
кредитов, источниками финансирования
дефицита могут быть долги и займа, полученные
от бюджетов других уровней, коммерческих банков и компаний, правительств
других стран, а также международных финансовых
организаций - Международного
валютного фонда (МВФ) (МВФ),
Международного банка реконстру
Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные кредиты путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные займа от других уровнейбюджетной системы и займы, полученные от кредитных организаций;
Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных кредитов и займов, полученных от кредитных организаций.
По российскому законодательству, Дeфицит бюджeтa может финансироваться только на долговой основе. Долги резервного банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых долгов при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования Бюджетного дефицита.
Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия Дефицита бюджета, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и издержек на обслуживаниегосударственного обязательства РФ.
Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его прибылей без учета финансовой помощи изфедерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных затрат, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение задолженности субъектов РФ.
Ограничение на размер дефицита местного бюджета - не более 3 процентов от объема выгод без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.
Сущность Дефицита бюджета и причины его возникновения.
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. В управлении финансовой системой важную роль играет проблема Дефицита бюджета. Госбюджет построен на соотношение прибылей и затрат. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство выгод и затрат. Сальдо такого бюджета равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету сальдо, которого равно нулю, является малоперспективным делом. Так как такой бюджет - это отражение функционирования самоограничивающей экономики: издержки определяются исключительно полученными выгодами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.
Здесь мы сталкиваемся с Дефицитом бюджета - превышением издержек над прибылями государственного бюджетного фонда, характереным сегодня для большинства стран. Страны развитого рынка признали объективность Дефицита бюджета и приняли принципиально новую политику - политику Дефицита бюджета.
Признание
объективности Дефицита бюджета
в условиях рыночной экономики требует
рассмотрения его как объективной
экономической категории и
Являясь финансовой категорией, Дeфицит бюджeтa выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех затрат в силу роста предельных общественных расходов производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Дeфицит бюджeтa представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных прибылей, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование издержек, не обеспеченных собственными выгодами.
Такие дополнительные
доходы образуются главным образом
в результате дополнительного выпуска
денег, выпуска государственных
ценных бумаг, осуществления внутренних
и внешних кредитов. Это требует
от правительства разработки мероприятий
по сокращению Дефицита бюджета, поиска
эффективных источников покрытия.
Отсутствие
положительного бюджетного сальдо не
следует связывать
Однако
чаще всего дефицит отражает кризисные
явления в экономике, ухудшение
показателей финансово-
В исключительных
случаях превышение затрат над прибылями
становиться результатом
Вряд ли
можно однозначно назвать основную
причину Дефицита бюджета. Для разных
стран и в разные периоды развития
каждая из них могла быть основной,
но чаще всего они воздействовали
одновременно. Но всякий рост государственных
затрат, не подкрепленный увеличением
выгод, нарушает бюджетное равновесие,
создает отрицательное
В ситуации спада в экономике производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение издержек, возникает отрицательное бюджетное сальдо.
Конечно,
к важнейшим факторам, влияющим на
Дeфицит бюджeтa и определяющим его размер,
относится колебание объема ВВП в течение
бюджетного периода. Практика показала,
что в периоды депрессии, когда ВВП низок,
бюджет, как правило, сводится с дефицитом,
в то время как в периоды подъема наблюдается
положительное бюджетное сальдо. Причиной
таких изменений являются метаморфозы,
происходящие как в доходной, так и в расходной
частях бюджета. Здесь имеется в виду,
что во время спадов в экономике резко сокращаются
поступления прямых налогов (подоходного
налога, налога на выгода и др.) в связи
с уменьшением базы налогообложения. В
то же время возрастают отдельные виды
государственных затрат, что заставляет
их находиться в противофазе с циклом.
Как правило, в периоды экономического
спада правительства принимают меры по
увеличению издержек по социальной защите
населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям,
производящим товары и оказывающим услуги
населению, но также пособий по безработице и других социальных затрат.
Принято считать, что в условиях динамично
развивающейся экономики Дeфицит бюджeтa
в количественно допустимых размерах
не страшен. Нормальным считается дефицит
бюджета, приблизительно соответствующий
уровню инфляции в стране. Такой дефицит
бюджета обычно покрывается низкопроцентными
или беспроцентными займами центрального
банка. Международные стандарты предполагают
возможный дефицит бюджета на уровне 2
-- 3 % ВНП (сейчас 3%). В долг жили и живут
многие экономически развитые государства.
Однако сумма полученных государством
в долг финансовых ресурсов не должна
обременять экономику страны, налогоплательщиков,
сопровождаться значительным увеличением
издержек по обслуживанию обязательства,
сокращением социальных программ.
С начала XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.
Отношение экономистов к вопросу Дефицита бюджета неоднозначно. Существует столько позиций, сколько вариантов составления бюджета: с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо сбалансированным. Уже давно возникло мнение, новую жизнь которому дал Д. Кейнс, снабдив его научной базой, что Дeфицит бюджeтa - это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы.
Часто дефицит
оправдывается тем, что заимствованные
для его финансирования средства
вкладываются в производство, доходы
от которого позволят через некоторый
промежуток времени расплатиться по
займам. Теоретически это даже очень
логично, однако практика не подтверждает
правильность такой концепции.
Факторы влияния
Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:
-Увеличение
государственных затрат на
-увеличение
государственных издержек на
образование и создание новых Р
-увеличение
государственных затрат в
-увеличение
издержек, связанных с развитием
рыночной инфраструктуры в
-увеличение
затрат на приоритетное
-сокращение
налогов в целях
-уменьшение
прибылей в связи с ухудшением
показателей финансово-
-сокращение
выгод из-за низкой
Заметим, что большинство из перечисленных факторов, вызывающих увеличение государственных издержек, даже в перспективе не дадут отдачи в виде возможных источников погашения долга, возникшей в связи с привлечением заемных средств для финансирования Дефицита бюджета. Только отдельные из них позволяют надеяться на повышение эффективности в отраслях экономики и получение источников для погашения государственного задолженности. По этому поводу следует заметить, что в практике бюджетного планирования Дeфицит бюджeтa определяется как обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения затрат над выгодами, т.е. не закрепленная за какими-либо издержками. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования Дефицита бюджета, и будут ли они вообще направлены в сферу материального производства не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей издержек.