Виды Бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:56, реферат

Описание

Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено.

Работа состоит из  1 файл

Виды Бюджетного дефицита.docx

— 266.67 Кб (Скачать документ)

 Многое  зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % процентов финансировались путем  торговой деятельности государственных  займов населению страны, причем долгов в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству  США сделать свой огромный трехтриллионный займ безопасным для национальной экономики и для благосостояния граждан. В Российской Федерации долгое время была другая крайность. В условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных задолженностей, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению прибылей населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных займов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках российского правительства, а в руках их кредиторов Иными словами, природа и последствия Дефицита бюджета полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение затрат над прибылями, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и дохода в них с лихвой возместят произведенные издержки и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение издержек над выгодами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то Дeфицит бюджeтa неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть Дефицита бюджета.

 Понятие Бюджетного дефицита, его виды Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого современного федерации играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме Дефицита бюджета. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема Дефицита бюджета. В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность выгод и затрат. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.Причин тому множество (спад в экономике общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот "теневого" капитала, огромные непроизводственные расходы, потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных издержек, численности госаппарата. Дeфицит бюджeтa относится к так называемым негативным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.

 

  

Следует заметить, что  бездефицитность бюджета еще не означает "здоровья" экономики. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. Дефицит бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение Бюджетного дефицита. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период экономического спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня трудоустроенности (например, финансирование программ по созданию новых Рабочих мест) или существенно снизив налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом. В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом в экономике производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях рецессии производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит. Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения затрат над прибылями, а пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедлением темпов экономического роста, недоплат и т.п.  

Различают краткосрочную  и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет  краткосрочный характер, если превышение издержек над выгодами ограничивается рамками одного бюджетного года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по cpaвнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных затрат в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами. Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением разрыва между государственными затратами и прибылями на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер. Так в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов следующими факторами: -увеличение числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет; -неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, ассигнования на здравоохранение и т.п.; -либерализация налогового законодательства и как следствие этого снижение величины налоговых ставок (без соответствующей корректировки государственных издержек);  

-возрастание объема  внешней займа. В целом состояние государственного бюджета определяется долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных затрат; стадией экономического цикла в которой находится экономика в рассматриваемый период; текущей политикой государства в области бюджетных издержек и прибылей. Очень часто, особенно в нашей стране и в других странах, происходит искусственное либо завышение, либо занижение истиной величины Дефицита бюджета. Так, искусственное занижение Бюджетного дефицита может осуществляться с помощью следующих инструментов: -"налоговой амнистии", которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора; -мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей; -введение временных или добавленных налогов;-отсрочками выплат заработной платы работникам государственного сектора; -отсроченной обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции; -распродажей государственных активов; -наличием скрытого дефицита, обусловленного квазибюджетными издержками. К числу последних относят централизованные займы, предоставляемые на льготных условиях народным банком. Кроме того, народный банк может финансировать отдельные операции, связанные с госдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, рефинансировать сельское хозяйство и т.п. В результате этого растут убытки ЦБ и уси 

ливается инфляция, а дефицит не растет.  

Искусственное завышение  размеров дефицита государственного бюджета  может происходить в результате следующих обстоятельств.Во-первых, при оценке величины государственных затрат не всегда учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных издержек является обслуживание государственного обязательства. Однако очень часто величина процентных выплат по обязательству завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных затрат может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный займ растут, а реальный дефицит и займ снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при изменении Дефицита бюджета обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный Дeфицит бюджeтa, который представляет собой маржу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному займу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.Бюджетным кодексом РФ установлены предельные размеры дефицита бюджетов разных уровней. Так, размер дефицита федерального бюджета на очередной фискальный год не должна превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и издержек на обслуживание государственного задолженности РФ.  

Размер Бюджетного дефицита субъекта РФ не может превышать 15% объема выгод его бюджета без  учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в законе о бюджете  утвержден размер поступлений от коммерции имущества, предполагаемый дефицит бюджета субъекта РФ может  превышать эту сумму, но не более  чем на величину поступлений от сбыта  имущества. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема прибылей местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Причем поступления из источников финансирования дефицит местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных затрат и не могут быть использованы для финансирования издержек на обслуживание и погашение муниципального займа. Если в качестве источника сокращения дефицита регионального или местного бюджетов рассматривается торговая деятельность имущества, то, согласно Бюджетному кодексу РФ, предельный размер дефицита соответствующих бюджетов может превышать указанные ограничения, но не более чем на величину поступлений от торговли имущества.  

 Способы финансирования Бюджетного дефицита В случае принятия бюджета на очередной бюджетный год с дефицитом необходимо определить источники финансирования Бюджетного дефицита. Они различаются по уровням бюджетной системы. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: внутренние источники в следующих формах: -долги, полученные Россией от кредитных организаций в национальной валюте Российской Федерации; -государственные кредиты, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени России; -бюджетные займы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы России; -поступления от торгово-промышленной деятельности имущества, находящегося в государственной собственности; -сумма превышения выгод над затратами по государственным запасам и резервам; -изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; внешние источники в следующих формах: -государственные долги, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени России;-займы правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Россией. Источниками финансирования Бюджетного дефицита субъекта России и местного бюджета могут быть только внутренние источники. Для субъектов РФ они выступают в следующих формах: -государственные кредиты, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта России; -бюджетные долги, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы России;-займы, полученные от кредитных организаций; -поступления от торговой деятельности имущества, находящегося в государственной собственности субъекта России; -изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта России. А для местного бюджета: -муниципальные кредиты, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;-долги, полученные от кредитных организаций; -бюджетные займы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы России;-поступления от коммерции имущества, находящегося в муниципальной собственности; -изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. Дeфицит бюджeтa может быть профинансирован тремя способами: -за счет дополнительного выпуска денег (монетизация дефицита); -кредитов у населения страны (внутренний займ); -кредита у других стран или международных финансовых организаций (внешний займ).  

Первый способ называют эмиссионным или денежным способом, второй и третий - долговыми способами. Монетизация как способ сокращения Бюджетного дефицита представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования Бюджетного дефицита. При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их прибылей перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный профит - сеньораж, т.е. новый профит от печатания денег. Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно дополнительном выпуске наличных денег, а осуществляется в других формах. Например, в виде расширения займов центробанка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они не редко финансируются национальным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования Дефицита бюджета, на практике это Разделение оказывается весьма условным. 

Монетизация оказывается  достаточно рискованным способом финансирования Бюджетного дефицита, поскольку может  оказывать отрицательное воздействие  на состояние платежного баланса. Это связано с тем, что в результате монетизации происходит ростпредложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные. Это, в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный баланс становится отрицательным, то это не уменьшает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его увеличению. Более того, это отрицательно влияет на курс национальной валюты - происходит ее частичная девальвация. Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на "связывании" избыточного денежного предложения при помощи сбыта на валютном рынке части официальных резервов народного банка, что позволяет стабилизировать денежный рынок в целом. Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня инфляции в стране, чем больше валютных резервов национальный банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление платежного баланса. При этом рост инфляции в результате монетизации Дефицита бюджета оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом уменьшается. В наибольшей степени инфляция возрастает в условиях абсолютно свободных колебаний валютного курса, за счет которого восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем случае уровень официальных валютных резервов национального банка остается практически неизменным.  

Информация о работе Виды Бюджетного дефицита