Виды Бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:56, реферат

Описание

Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено.

Работа состоит из  1 файл

Виды Бюджетного дефицита.docx

— 266.67 Кб (Скачать документ)

 При выработке  стратегии борьбы с дефицитом  необходимо руководствоваться следующим:

 -Для преодоления  Дефицита бюджета необходимо ''лечение'' самой экономики, ибо без обеспечения  динамизма в ее развитии и  реально ощутимой эффективности  невозможно добиться финансовой  устойчивости страны, какие бы  прогрессивные меры не применялись  при этом.

 -Неоправданными  являются меры, в основе которых  лежит идея в короткий срок  во что бы то не стало  добиться равновесия между прибылями  и затратами бюджета, ликвидировать  Дeфицит бюджeтa. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

 В программу  конкретных мер по сокращению Дефицита бюджета следует включать и последовательно  проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали  бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению затрат. Сюда относятся:

 -Изменение  направлений инвестирования бюджетных  средств в отрасли народного  хозяйства с целью значительного  увеличения финансовой отдачи  от каждого бюджетного валюты  Российской Федерации.

 -Стремление  к уменьшению некоторых статей  затраты на содержание административно-управленческого  аппарата (министерств, ведомств, Администрации  Президента России).

 -Упорядочение налоговой системы, уменьшение количества налогов и увеличение собираемости налогов, сборов, таможенных налогов и т. п. Все это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства.

 -Необходимо  вести решительную борьбу с  инфляцией, добиться стабилизации  денежного обращения в стране. Необходим контроль заценами и заработной платой путем установления пределов их роста.

 -Укрепление  финансовой дисциплины, упорядочение  расчетов между предприятиями,  увеличение рентабельности работы  предприятий промышленности и  сельского хозяйства.

 -Устранению  кризисных явлений также будет  способствовать выплата внешних  займов. Одна из важнейших задач  - добиться прекращения оседания  в зарубежных банках части выручки от экспортирования.

 -Нужно  добиться уменьшения рецессии  промышленного и сельскохозяйственного  производства, его стабилизации. Необходима  разработка плана восстановления  народного хозяйства.

 -Необходимо  увеличить долю бюджетных заимствований  в небанковском секторе за  счет привлечения средств населения,  предприятий, организаций и других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных, муниципальных кредитов.

 -С целью  стимулирования иностранных инвесторов, продолжать совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику.

 Подводя краткий итог по данной главе можно  сделать вывод, что Дeфицит бюджeтa - это превышение издержек бюджета над его выгодами. Существует целый ряд причин возникновения Дефицита бюджета, основными из которых являются: необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики

 -чрезвычайные обстоятельств, когда обычных резервов становится недостаточно;  

 -кризисные  явления в экономике, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. Основным последствием Бюджетного  дефицита является увеличение  государственного задолженности.  Существование проблемы Бюджетного  дефицита ведет к необходимости  поиска путей решения данной  проблемы

 инансирование Дефицита бюджета в развивающихся странах

 Способы финансирования Дефицита бюджета.

 Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

 -Монетизация  Дефицита бюджета;

 -Внешнее  долговое финансирование;

 -Внутреннее  долговое финансирование.

 Финансирование  дефицита государственного бюджета за счет монетизации  дефицита.

 Этот способ финансирования состоит в том, что  необходимые для покрытия Бюджетного дефицита суммы правительству предоставляет  центробанк. Таким образом, этот способ представляет собой кредит у национального банка, поскольку, как правило, правительство продает народному банку государственные ценные бумаги, за которые народный банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение затрат правительства над прибылями бюджета. Поскольку национальный банк является государственным учреждением и не имеет собственных выгод, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, резервный банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы (количества денег в обращении). Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией Дефицита бюджета.

 Достоинства такого способа финансирования:

 -рост  денежной массы является фактором  увеличения совокупного спроса  и, следовательно, объема производства. Увеличениепредложения денег обусловливает снижение процентной ставки (удешевление цены займа) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных издержек и совокупного выпуска;

 -эту меру  можно осуществить быстро. Рост  денежной массы происходит, когда  центробанк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) цена этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

 Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета  состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

 В условиях повышения уровня инфляции возникает  так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

 Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  дополнительном выпуске наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения займов резервного банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

 Отсроченные платежи - способ финансирования Дефицита бюджета, при котором правительство  покупает товары и услуги, не оплачивая  их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители  заранее увеличивают цены, чтобы  застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

 Если отсроченные  платежи накапливаются в отношении  предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно  финансируются центробанком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования Дефицита бюджета, на практике это разделение оказывается весьма условным.

 Финансирование  дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  ссуды.

 Этот способ заключается в том, что государство  выпускает ценные бумаги (гос. облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных затрат над выгодами.

 Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизируется государственным  долговым долгом и дает право ее владельцу по истечении срока  получить определенную сумму займа  и проценты.

 Государство устанавливает нарицательную цена (номинальную цену) облигаций. Она  обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное  пользование. Эта сумма выплачивается  владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется  процент. Однако реальная доходность облигации  для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что  облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от нарицательной  стоимости.

 Казначейские долга. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты профита и свободе обращения. Средства, поступающие от сбыта облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских долгов государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных кредитов профит может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым долгам). Условиями выполнения казначейских задолженностей предусмотрена оплата прибылей только в процентах.

 Облигации могут быть свободно обращающимися  и с ограниченным кругом обращения, казначейские долга подлежат реализации только среди населения.

 Достоинства этого способа:

 

  

 -он не  ведет к инфляции, так как денежная  масса не изменяется (часть сбережений  домохозяйств в виде платы  за купленные облигации займа  перемещается к правительству,  т.е. деньги лишь переходят  от одного экономического агента  к другому), поэтому в краткосрочном  периоде это не инфляционный  способ финансирования;

 -это достаточно  оперативный способ, поскольку выпуск  и размещение (торгово-промышленную  деятельность) государственных ценных  бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах  с удовольствием покупает государственные  ценные бумаги, поскольку они  высоколиквидные (их легко и  быстро можно продать -- это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически нерискованные и достаточно доходны (по ним платится процент).

 Недостатки  этого способа:

 -по задолженностям  надо платить. Очевидно, что население  не будет покупать облигации  Федерального Займа, если они  не будут приносить прибыли,  т.е. если по ним не будет  выплачиваться процент. Выплата  процентов по гос. облигациям называется обслуживанием государственного задолженности. Чем больше государственный займ (чем больше выпущено облигаций Федерального Займа), тем большие суммы должны идти на обслуживание займа. А выплата процентов по облигациям займа является частью издержек государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста, лауреат Нобелевской премии Томас Сарджент и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента - Уоллеса. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего кредита (выпуска гос облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми задолженностями кредитом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат обязательства включает как саму сумму задолженности, так и проценты по обязательству. Государство таким образом рефинансирует займ. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество гос. облигаций, и расходы по обслуживанию государственного займа будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина дополнительного выпуска будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем. С этим связан второй недостаток финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего ссуды:

 -данный  способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

 -существенным  недостатком долгового способа  финансирования является эффект  вытеснения частных инвестиций.

Информация о работе Виды Бюджетного дефицита