Бизнес-план в системе планирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание

Каждый, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный бизнес-план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции (работ, услуг). Наличие хорошо-разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3

1. Сущность, назначение и место бизнес плана в системе планирования предприятия……4

1.1.Место бизнес-плана в системе планирования предприятия …………………...…4

1.1.1.Бизнес плана в системе планирования предприятия …………………....4

1.2. Сущность и назначение бизнес-плана …………………………………………….6

1.2.1.Понятие, назначение, цель, задачи бизнес-плана………………………..6

1.2.2. Функции бизнес-плана ……………………………………………………8

1.2.3.Классификация бизнес-планов и особенности составления .…………...9

2. Основные разделы бизнес плана …………………………………………………………...12

2.1.Структура и содержание разделов бизнес-плана ………………………………...12

2.1.1. Общая структура бизнес-плана …………………………………………12

2.1.2. Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности,

резюме бизнес-плана …………………………………………………………...12

2.1.3. История бизнеса организации (описание отрасли)…..………………..14

2.1.4.Характеристика объекта бизнеса организации ………………………...15

2.1.5. Анализ бизнес-среды организации ……………………………………..16

2.1.6. План маркетинга …………………………………………………………19

2.1.7. Производственный план ………………………………………………...20

2.1.8.Организационный план ………………………………………………….20

2.1.9. Финансовый план ……………………………………………………..21

2.1.10. Оценка и страхование риска …………………………………………..21

Заключение ……………………………………………………………………………………..27

Список используемой литературы ……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Бизнес-план.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

     Назначение бизнес-плана в том, что он описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

     Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей, целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

     -социальные цели - преодоление дефицита товаров и услуг; оздоровление экологической обстановки; улучшение психологического климата в стране; создание новых духовных и культурных ценностей; развитие научно-технического и творческого потенциала; расширение деловых контактов, международных связей;

     - повышение статуса предпринимателя - развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

     - иные, специальные цели и задачи - развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

     Или, например:

     - уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

     - доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

     - убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и т. д.

     Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

     а) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки 
быта и место фирмы на этих рынках;

     б) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

     в) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

     г) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

     д) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

1.2.2.Функции бизнес-плана

     В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

     Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

     Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

     Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

     Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, координировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

     Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

     Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляют планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более пяти лет.

     Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

     Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования. 

1.2.3.Классификация бизнес-планов и особенности составления

     В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему: бизнес – план развития всего подразделения, бизнес план развития всего предприятия, бизнес-план финансового оздоровления).

     В рамках одной организации могут разрабатываться весь комплекс целей и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.

     В настоящее время в России наиболее привлекательными являются проекты создания бизнес-линий как совокупности прав собственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ, от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.

     Широко применяются также специальные бизнес-планы финансово-экономического характера:

     - составление процентов ценных бумаг;

     - обоснование предложений по приватизации государственных предприятий выпуск акций в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров;

     - обоснование вариантов санации предприятия-банкрота и т. д.

     Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике, данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

     В любом случае, независимо от способов составления бизнес-плана, в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:

     - заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого - реализация проекта и получение дохода;

     - инвестора, интерес которого - возврат вложенных средств и получение дивидендов;

     - потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;

     - органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых - удовлетворение общественных потребностей.

     В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.

     Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в один бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, - это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом.

     Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях - филиалах (бизнес-единицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно.

     Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут предоставляться. На первом месте здесь - освещение условий предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей. Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах связи и т. д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам производственных организаций. 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНЫЕ  РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА 

2.1.Структура и содержание разделов бизнес-плана

2.1.1Общая структура бизнес-плана

     Как нами было выяснено ранее, внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, но состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание (резюме), характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование. То есть целесообразно предложить следующую оптимальную, по нашему мнению, структуру бизнес-плана.

Информация о работе Бизнес-план в системе планирования предприятия