Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 22:48, курсовая работа
Каждый, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный бизнес-план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции (работ, услуг). Наличие хорошо-разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Сущность, назначение и место бизнес плана в системе планирования предприятия……4
1.1.Место бизнес-плана в системе планирования предприятия …………………...…4
1.1.1.Бизнес плана в системе планирования предприятия …………………....4
1.2. Сущность и назначение бизнес-плана …………………………………………….6
1.2.1.Понятие, назначение, цель, задачи бизнес-плана………………………..6
1.2.2. Функции бизнес-плана ……………………………………………………8
1.2.3.Классификация бизнес-планов и особенности составления .…………...9
2. Основные разделы бизнес плана …………………………………………………………...12
2.1.Структура и содержание разделов бизнес-плана ………………………………...12
2.1.1. Общая структура бизнес-плана …………………………………………12
2.1.2. Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности,
резюме бизнес-плана …………………………………………………………...12
2.1.3. История бизнеса организации (описание отрасли)…..………………..14
2.1.4.Характеристика объекта бизнеса организации ………………………...15
2.1.5. Анализ бизнес-среды организации ……………………………………..16
2.1.6. План маркетинга …………………………………………………………19
2.1.7. Производственный план ………………………………………………...20
2.1.8.Организационный план ………………………………………………….20
2.1.9. Финансовый план ……………………………………………………..21
2.1.10. Оценка и страхование риска …………………………………………..21
Заключение ……………………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы ……………………………………………………………
3)производственный риск,
в большей степени обусловленный отраслевыми
особенностями бизнеса, т. е. структурой
активов, в которые собственники решили
вложить свой капитал. Один и тот же капитал
можно использовать для абсолютно
различных производств, очевидно, что
степень риска производственной деятельности
в этом случае, а следовательно, и вложения
капитала в нее будет принципиально различной.
Таким образом, смысл производственного
риска заключается в том, что на момент
создания предприятия его собственники
по сути принимают стратегически важное
и, вместе с тем, весьма рисковое решение
- вложить капитал именно в данный вид
бизнеса. Если выбор бизнеса окажется
ошибочным, то собственники понесут существенные
финансовые и временные потери. Причина
финансовых потерь заключается в том,
что при вынужденной ликвидации предприятия
его материально-техническая база и оборотные
активы в подавляющем большинстве случаев
распродаются с убытком, т. е. по ценам,
не компенсирующим первоначальные затраты.
Даже если речь не ведется о полной ликвидации
материально-технической базы, ее перепрофилирование
и рекламные акции по «раскручиванию»
нового бизнеса требуют существенных
дополнительных затрат;
4)финансовый риск, обусловленный структурой источников средств. В данном случае речь идет не о рисковости выбора вложения капитала в те или иные активы, а о рисковости политики в отношении целесообразности привлечения тех или иных источников финансирования деятельности фирмы. В подавляющем большинстве случаев источники финансирования не бесплатны, причем величина платы варьирует как по видам источников, так и в отношении конкретного источника, рассматриваемого в динамике и (или) обремененного дополнительными условиями и обстоятельствами. Кроме того, обязательства по отношению к поставщику капитала, принимаемые предприятием в случае привлечения того или иного источника финансирования, различны. В частности, если обязательства перед внешними инвесторами не будут исполняться в соответствии с договором, то в отношении предприятия вполне может быть инициирована процедура банкротства с неминуемыми в этом случае потерями для собственников. Суть финансового риска и его значимость, таким образом, определяются структурой долгосрочных источников финансирования - чем выше доля заемного капитала, тем выше уровень финансового риска;
5) риск снижения покупательской способности
денежной единицы. Этот риск присущ предпринимательской
деятельности в целом, а смысл его заключается
в
том, что инфляция может приводить к снижению
деловой активности, прибыли,
рентабельности и т. д.;
6)процентный риск,
представляющий собой риск потерь в результате
изменения
процентных ставок. Этот вид риска приходится
учитывать как инвесторам, так и
хозяйствующим субъектам. Так, держатели
облигаций могут нести потери, если на
рынке складывается тенденция снижения
в среднем процентных ставок по аналогичным
финансовым инструментам. Для предприятий
риск снижения процентных
ставок проявляется в различных аспектах,
причем негативное влияние могут оказывать
как прогрессивные, так и регрессивные
тенденции в динамике процентных ставок.
Так, если предприятие эмитировало облигационный
заем с относительно высокой процентной
ставкой, а в последующем в силу тех или
иных причин процентные ставки по долгосрочным
финансовым инструментам начали устойчиво
снижаться, то эмитент несет очевидные
убытки. С другой стороны, повышение процентных
ставок, например по краткосрочным кредитам,
приводит к дополнительным финансовым
расходам, связанным с необходимостью
поддержания требуемого уровня оборотных
средств. Таким образом, риск изменения
процентных ставок должен учитываться:
в долгосрочном и краткосрочном аспектах;
с дифференциацией по видам активов, обязательств,
инструментов;
7)систематический, или рыночный, риск. Представляет собой риск (характерный для всех ценных бумаг), который не может быть элиминирован с помощью диверсификации;
8) специфический, или несистематический, риск. Имеет узкую трактовку и закреплен за операциями с финансовыми активами. Специфическим называется риск Ценной бумаги, который не связан с изменениями в рыночном портфеле, и потому может быть элиминирован путем комбинирования данной бумаги с другими ценными бумагами в хорошо диверсифицированном портфеле;
9) проектный риск, напрямую связанный с бизнес-планированием. Любое предприятие вынуждено в той или иной степени заниматься инвестиционной деятельностью. Причины тому: необходимость и целесообразность диверсификации хозяйственной деятельности, желание выхода на новые рынки товаров и услуг, желание участвовать в освоении новой ниши (территориальной или продуктовой) на глобальном рынке товаров и услуг и т. п. Как правило, инвестиционная деятельность реализуется путем разработки и внедрения некоторого инвестиционного проекта. Любой более или менее масштабный проект требует соответствующего финансирования и чаще всего не обходится без долгового финансирования, когда предприятие в дополнение к собственным источникам (эмиссия акций, прибыль) привлекает заемный капитал путем эмиссии облигационного займа или получения долгосрочного кредита. Поскольку заемный капитал не бесплатен, расходы по его обслуживанию и погашению, т. е. текущие процентные платежи и периодические выплаты в погашение основной суммы долга, носят регулярный характер и потому должны иметь постоянный источник. В общем случае таковым источником является прибыль предприятия. Если предприятие предполагает рассчитываться с внешними инвесторами лишь за счет прибыли, генерируемой именно данным проектом, то в этом случае как раз и возникает проектный риск, который может трактоваться как вероятность недостаточности прибыли по проекту для расчетов с инвесторами (широком смысле речь идет как о внешних инвесторах, так и собственниках предприятия, поскольку, если доходов, генерируемых проектом, достаточно лишь дои обслуживания внешней долгосрочной задолженности, то такой проект вряд ли устроит собственников предприятия). С позиции поставщиков заемного капитала проектный риск, рассматриваемый как риск невозврата вложенного капитала, при не которых ситуациях может перерастать в страновой риск - это имеет место в то» случае, если гарантом по проекту выступило правительство;
10)валютный риск. Любой субъект, владеющий финансовым активом или обязательством, выраженными в иностранной валюте, сталкивается с валютным риском, под которым понимается вероятность потерь в результате изменения валютного (обменного) курса. В зависимости от ситуации последствия изменения валютных курсов могут быть исключительно значимыми. Так, в результате августовского кризиса в России, когда в течение непродолжительного времени курс доллара к рублю повысился в четыре раза, многие предприятия оказались не в состоянии рассчитатъся со своими западными кредиторами и инвесторами;
11) трансакционный риск,
представляющий собой операционный риск,
т. е. риск
потерь, связанных с конкретной операцией.
Поскольку безрисковых операций в бизнесе
практически не существует, этот риск,
вероятно, самый распространенный; полностью
элиминировать его невозможно. Например,
поставщик может на рушить ритмичность
поставки, дебитор задержать оплату счета,
приобретенный с расчетом на капитализированную
доходность финансовый актив может обесцениться
в связи с финансовыми трудностями эмитента
и др.;
12) актуарный риск, покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии. Актуарными называются расчеты в страховании, понимаемом как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями и несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий. Страхование во многих случаях является добровольной процедурой, хотя некоторые операции, в частности, в банковской сфере, подлежат обязательному страхованию. В том случае, если страхование имеет место, как раз и возникает понятие актуарного риска как части общего риска, перекладываемой на страховую организацию.
С развитием рыночных отношений бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач.
Поэтому вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими, являются весьма важными, так как инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации. В этой связи становятся актуальными: оценка и анализ рисков; выбор способов противодействия рискам, т. е. выбор стратегии и тактики поведения в отношении потенциально рисковых операций. Именно в этих целях разрабатывается такой раздел бизнес-плана, как «Оценка и страхование риска». Здесь, помимо общей оценки возможных рисков, проводится анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также приводятся меры по минимизации ущерба, которые целесообразно предпринять в случае возникновения форсмажорных обстоятельств, таких как колебания курсов валют, забастовки, межнациональные конфликты, принятие новых нормативных актов или смена общегосударственного курса (что особенно актуально для отечественных предпринимателей при сотрудничестве с иностранными партнерами) и т. д.
Структура раздела, как правило, имеет
следующий вид: формирование полного перечня
возможных рисков; оценка вероятности
проявления рисков; ранжирование рисков
по вероятности проявления; оценка
ожидаемых размеров убытков при их осуществлении;
установление и обоснование приемлемого
уровня риска (определение области допустимого
риска); выделение наиболее существенных
рисков; страхование рисков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если предприниматель не представит грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать его идею.
Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и тщательно продумали все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.
Бизнес- план представляет из себя документ, который убедительно демонстрирует способность компании произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).
Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов - он позволяет "удачно" продать свой бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания, потенциальный партнер (заказчик).
Также при составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и на предлагаемой идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.
Таким образом, бизнес-план
Подробный и продуманный бизнес-план,
возможно, является наилучшим инструментом,
который поможет достичь долгосрочных
целей. Поэтому предприниматель должен
уметь грамотно составить бизнес-план,
так как в сегодняшних условиях кризиса
именно грамотно составленный бизнес-план
может помочь избежать принятия неверных
решений и сохранить свой бизнес.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баринов И.А. Бизнес-планирование: учебное пособие. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2004.-420с.
2. Бекетева Ольга Николаевна, Найденков Владимир Иванович. БИЗНЕС-ПЛАН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006.- 272с.
3. Бурменко Т.Д.
Сфера услуг: экономика:
4. Винорадова
М.В., Панина З.И. Организация и
планирование деятельности
5.Попов В.М., Лапунов С.И., Зверев А.А., Млодик С.Г. Сборник бизнес-планов: с рекомендациями и комментариями: Учебно-методическое пособие/ Под ред. д-ра экон.наук, проф. В.М. Попова и д-ра экон. наук С.И. Ляпунова. – 5-е изд., перераб.- М.: КНОРУС, 2004.- 336с.
6. Косов В.В. Бизнес-план: обоснование решений: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.- 272с.
Информация о работе Бизнес-план в системе планирования предприятия