Бизнес-план в системе планирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание

Каждый, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный бизнес-план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции (работ, услуг). Наличие хорошо-разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3

1. Сущность, назначение и место бизнес плана в системе планирования предприятия……4

1.1.Место бизнес-плана в системе планирования предприятия …………………...…4

1.1.1.Бизнес плана в системе планирования предприятия …………………....4

1.2. Сущность и назначение бизнес-плана …………………………………………….6

1.2.1.Понятие, назначение, цель, задачи бизнес-плана………………………..6

1.2.2. Функции бизнес-плана ……………………………………………………8

1.2.3.Классификация бизнес-планов и особенности составления .…………...9

2. Основные разделы бизнес плана …………………………………………………………...12

2.1.Структура и содержание разделов бизнес-плана ………………………………...12

2.1.1. Общая структура бизнес-плана …………………………………………12

2.1.2. Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности,

резюме бизнес-плана …………………………………………………………...12

2.1.3. История бизнеса организации (описание отрасли)…..………………..14

2.1.4.Характеристика объекта бизнеса организации ………………………...15

2.1.5. Анализ бизнес-среды организации ……………………………………..16

2.1.6. План маркетинга …………………………………………………………19

2.1.7. Производственный план ………………………………………………...20

2.1.8.Организационный план ………………………………………………….20

2.1.9. Финансовый план ……………………………………………………..21

2.1.10. Оценка и страхование риска …………………………………………..21

Заключение ……………………………………………………………………………………..27

Список используемой литературы ……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Бизнес-план.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

     3)производственный риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т. е. структурой активов, в которые собственники решили 
вложить свой капитал. Один и тот же капитал можно использовать для абсолютно 
различных производств, очевидно, что степень риска производственной деятельности в этом случае, а следовательно, и вложения капитала в нее будет принципиально различной. Таким образом, смысл производственного риска заключается в том, что на момент создания предприятия его собственники по сути принимают стратегически важное и, вместе с тем, весьма рисковое решение - вложить капитал  именно в данный вид бизнеса. Если выбор бизнеса окажется ошибочным, то собственники понесут существенные финансовые и временные потери. Причина финансовых потерь заключается в том, что при вынужденной ликвидации предприятия его материально-техническая база и оборотные активы в подавляющем большинстве случаев распродаются с убытком, т. е. по ценам, не компенсирующим первоначальные затраты. Даже если речь не ведется о полной ликвидации материально-технической базы, ее перепрофилирование и рекламные акции по «раскручиванию» нового бизнеса требуют существенных дополнительных затрат;           

     4)финансовый риск, обусловленный структурой источников средств. В данном  случае речь идет не о рисковости выбора вложения капитала в те или иные активы, а о рисковости политики в отношении целесообразности привлечения тех или  иных источников финансирования деятельности фирмы. В подавляющем большинстве случаев источники финансирования не бесплатны,  причем величина платы варьирует как по видам источников, так и в отношении конкретного источника, рассматриваемого в динамике и (или) обремененного дополнительными условиями и обстоятельствами. Кроме того, обязательства по отношению к поставщику капитала, принимаемые предприятием в случае привлечения того или иного источника финансирования, различны.  В частности,  если обязательства перед внешними инвесторами не будут исполняться в соответствии с договором, то в отношении предприятия вполне может быть инициирована процедура банкротства с неминуемыми в этом случае потерями для собственников. Суть финансового риска и его значимость, таким образом, определяются структурой долгосрочных источников финансирования - чем выше доля заемного капитала, тем выше уровень финансового риска;

     5) риск снижения покупательской способности денежной единицы. Этот риск присущ предпринимательской деятельности в целом, а смысл его заключается в 
том, что инфляция может приводить к снижению деловой активности, прибыли, 
рентабельности и т. д.;

     6)процентный риск, представляющий собой риск потерь в результате изменения 
процентных ставок. Этот вид риска приходится учитывать как инвесторам, так и 
хозяйствующим субъектам. Так, держатели облигаций могут нести потери, если на 
рынке складывается тенденция снижения в среднем процентных ставок по аналогичным финансовым инструментам. Для предприятий риск снижения процентных 
ставок проявляется в различных аспектах, причем негативное влияние могут оказывать как прогрессивные, так и регрессивные тенденции в динамике процентных ставок. Так, если предприятие эмитировало облигационный заем с относительно высокой процентной ставкой, а в последующем в силу тех или иных причин процентные ставки по долгосрочным финансовым инструментам начали устойчиво снижаться, то эмитент несет очевидные убытки. С другой стороны, повышение процентных ставок, например по краткосрочным кредитам, приводит к дополнительным финансовым расходам, связанным с необходимостью поддержания требуемого уровня оборотных средств. Таким образом, риск изменения процентных ставок должен учитываться: в долгосрочном и краткосрочном аспектах; с дифференциацией по видам активов, обязательств, инструментов;

     7)систематический, или рыночный, риск. Представляет собой риск (характерный для всех ценных бумаг), который не может быть элиминирован с помощью диверсификации;

     8) специфический, или несистематический, риск. Имеет узкую трактовку и закреплен за операциями с финансовыми активами. Специфическим называется риск Ценной бумаги, который не связан с изменениями в рыночном портфеле, и потому может быть элиминирован путем комбинирования данной бумаги с другими ценными бумагами в хорошо диверсифицированном портфеле;

     9) проектный риск, напрямую связанный с бизнес-планированием. Любое предприятие вынуждено в той или иной степени заниматься инвестиционной деятельностью. Причины тому: необходимость и целесообразность диверсификации хозяйственной деятельности, желание выхода на новые рынки товаров и услуг, желание участвовать в освоении новой ниши (территориальной или продуктовой) на глобальном рынке товаров и услуг и т. п. Как правило, инвестиционная деятельность реализуется путем разработки и внедрения некоторого инвестиционного проекта. Любой более или менее масштабный проект требует соответствующего финансирования и чаще всего не обходится без долгового финансирования, когда предприятие в дополнение к собственным источникам (эмиссия акций, прибыль) привлекает заемный капитал путем эмиссии облигационного займа или получения долгосрочного кредита. Поскольку заемный капитал не бесплатен, расходы по его обслуживанию и погашению, т. е. текущие процентные платежи и периодические выплаты в погашение основной суммы долга, носят регулярный характер и потому должны иметь постоянный источник. В общем случае таковым источником является прибыль предприятия. Если предприятие предполагает рассчитываться с внешними инвесторами лишь за счет прибыли, генерируемой именно данным проектом, то в этом случае как раз и возникает проектный риск, который может трактоваться как вероятность недостаточности прибыли по проекту для расчетов с инвесторами (широком смысле речь идет как о внешних инвесторах, так и собственниках предприятия, поскольку, если доходов, генерируемых проектом, достаточно лишь дои обслуживания внешней долгосрочной задолженности, то такой проект вряд ли устроит собственников предприятия). С позиции поставщиков заемного капитала проектный риск, рассматриваемый как риск невозврата вложенного капитала, при не которых ситуациях может перерастать в страновой риск - это имеет место в то» случае, если гарантом по проекту выступило правительство;

     10)валютный риск. Любой субъект, владеющий финансовым активом или обязательством, выраженными в иностранной валюте, сталкивается с валютным риском, под которым понимается вероятность потерь в результате изменения валютного (обменного) курса. В зависимости от ситуации последствия изменения валютных курсов могут быть исключительно значимыми. Так, в результате августовского кризиса в России, когда в течение непродолжительного времени курс доллара к рублю повысился в четыре раза, многие предприятия оказались не в состоянии рассчитатъся со своими западными кредиторами и инвесторами;

     11) трансакционный риск, представляющий собой операционный риск, т. е. риск 
потерь, связанных с конкретной операцией. Поскольку безрисковых операций в бизнесе практически не существует, этот риск, вероятно, самый распространенный; полностью элиминировать его невозможно. Например, поставщик может на рушить ритмичность поставки, дебитор задержать оплату счета, приобретенный с расчетом на капитализированную доходность финансовый актив может обесцениться в связи с финансовыми трудностями эмитента и др.;

     12) актуарный риск, покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии. Актуарными называются расчеты в страховании, понимаемом как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями и несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий. Страхование во многих случаях является добровольной процедурой, хотя некоторые операции, в частности, в банковской сфере, подлежат обязательному страхованию. В том случае, если страхование имеет место, как раз и возникает понятие актуарного риска как части общего риска, перекладываемой на страховую организацию.

     С развитием рыночных отношений бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач.

     Поэтому вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими, являются весьма важными, так как инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации. В этой связи становятся актуальными: оценка и анализ рисков; выбор способов противодействия рискам, т. е. выбор стратегии и тактики поведения в отношении потенциально рисковых операций. Именно в этих целях разрабатывается такой раздел бизнес-плана, как «Оценка и страхование риска». Здесь, помимо общей оценки возможных рисков, проводится анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также приводятся меры по минимизации ущерба, которые целесообразно предпринять в случае возникновения форсмажорных обстоятельств, таких как колебания курсов валют, забастовки, межнациональные конфликты, принятие новых нормативных актов или смена общегосударственного курса (что особенно актуально для отечественных предпринимателей при сотрудничестве с иностранными партнерами) и т. д.

     Структура раздела, как правило, имеет следующий вид: формирование полного перечня возможных рисков; оценка вероятности проявления рисков; ранжирование рисков по вероятности проявления;  оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении; установление и обоснование приемлемого уровня риска (определение области допустимого риска); выделение наиболее существенных рисков; страхование рисков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если предприниматель не представит грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать его идею. 

       Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и тщательно продумали все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.

     Бизнес- план представляет из себя документ, который убедительно демонстрирует способность  компании произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).

     Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов - он позволяет "удачно" продать свой бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания, потенциальный партнер (заказчик). 

     Также при составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и на предлагаемой идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.

     Таким образом, бизнес-план дает  возможность понять общее состояние  дел на данный момент; ясно  представить тот уровень, которого  может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода  от одного состояния в другое. 

     Подробный и продуманный бизнес-план, возможно, является наилучшим инструментом, который поможет достичь долгосрочных целей. Поэтому предприниматель должен уметь грамотно составить бизнес-план, так как в сегодняшних условиях кризиса именно грамотно составленный бизнес-план может помочь избежать принятия неверных  решений и сохранить свой бизнес.   
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баринов И.А.  Бизнес-планирование: учебное пособие.  М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2004.-420с.

2. Бекетева Ольга  Николаевна, Найденков Владимир Иванович. БИЗНЕС-ПЛАН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006.- 272с.

3. Бурменко Т.Д.  Сфера услуг: экономика: учебное  пособие/ Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко,  Т.А. Туренко; под ред. Т.Д.  Б урменко. – М.: КНОРУС, 2007.- 328с.

4. Винорадова  М.В., Панина З.И. Организация и  планирование деятельности предприятий  сферы сервиса: Учебное пособие.  – 4-е изд.. перераб. и доп.  – М.: Издательско-торговая корпорация  «Данилов и Ко», 2008.- 464 с.

5.Попов В.М., Лапунов С.И., Зверев А.А.,  Млодик С.Г. Сборник бизнес-планов: с рекомендациями и комментариями: Учебно-методическое пособие/ Под ред. д-ра экон.наук, проф. В.М. Попова и д-ра экон. наук С.И. Ляпунова. – 5-е изд., перераб.- М.: КНОРУС, 2004.- 336с.

6. Косов В.В.  Бизнес-план: обоснование решений: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.- 272с. 

Информация о работе Бизнес-план в системе планирования предприятия