Бизнес-план в системе планирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание

Каждый, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный бизнес-план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции (работ, услуг). Наличие хорошо-разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3

1. Сущность, назначение и место бизнес плана в системе планирования предприятия……4

1.1.Место бизнес-плана в системе планирования предприятия …………………...…4

1.1.1.Бизнес плана в системе планирования предприятия …………………....4

1.2. Сущность и назначение бизнес-плана …………………………………………….6

1.2.1.Понятие, назначение, цель, задачи бизнес-плана………………………..6

1.2.2. Функции бизнес-плана ……………………………………………………8

1.2.3.Классификация бизнес-планов и особенности составления .…………...9

2. Основные разделы бизнес плана …………………………………………………………...12

2.1.Структура и содержание разделов бизнес-плана ………………………………...12

2.1.1. Общая структура бизнес-плана …………………………………………12

2.1.2. Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности,

резюме бизнес-плана …………………………………………………………...12

2.1.3. История бизнеса организации (описание отрасли)…..………………..14

2.1.4.Характеристика объекта бизнеса организации ………………………...15

2.1.5. Анализ бизнес-среды организации ……………………………………..16

2.1.6. План маркетинга …………………………………………………………19

2.1.7. Производственный план ………………………………………………...20

2.1.8.Организационный план ………………………………………………….20

2.1.9. Финансовый план ……………………………………………………..21

2.1.10. Оценка и страхование риска …………………………………………..21

Заключение ……………………………………………………………………………………..27

Список используемой литературы ……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Бизнес-план.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

     Методы расчета емкости рынка для различных товаров различаются. При определении емкости рынка потребительских товаров анализируются факторы, формирующие спрос потребителей. Сюда могут входить следующие факторы:

     - численность и половозрастная структура населения в регионе;

     - уровень доходов и структура потребительских расходов населения;

     - политика в области оплаты труда.

     Емкость рынкапоказатель динамичный, складывающийся под воздействием многих факторов. В его основе лежит соотношение между спросом и предложением на планируемый товар. Обобщающий показатель, характеризующий спрос и предложение, принято называть конъюнктурой рынка. Именно под воздействием конъюнктуры складывается емкость рынка в тот или иной период. Знание конъюнктуры товарного рынка позволяет не только определить его состояние, но и предсказать характер дальнейшего развития, что является необходимым условием прогнозирования возможного объема продаж при планировании.

     Программа оценки существующей конъюнктуры рынка зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштаба производства конкретного товара и ряда других факторов.

     Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных, взаимодополняющих источников информации, применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

     Наиболее часто для сбора и анализа информации применяются следующие методы: наблюдение; опрос; эксперимент; моделирование.

     1.Эффективным методом является наблюдение, основанное на систематическом сборе информации о состоянии товарных рынков в сочетании с ретроспективным анализом и прогнозом следующих показателей:

  1. емкости рынка;
  2. количества поставщиков однотипной продукции;
  3. объемов сбыта в натуральном и стоимостном выражении;
  4. развития сбыта определенных групп товаров;
  5. скорости сбыта;
  6. запасов продукции в каналах сбыта и др.

     В практике анализа конъюнктуры наблюдение дает более объективные и достоверные оценки, чем другие методы сбора информации, поскольку обеспечивает изучение поведения объекта исследования в реальной обстановке и высокую представительность результатов.

     2.Опрос представляет собой устное или письменное обращение специалиста, проводящего анализ, к работникам предприятия, потребителям или клиентам с вопросами, содержание которых представляет предмет исследования. С помощью опроса можно выявить систему предпочтений при выборе товаров потребителями, причину возврата товара или отказа от покупки. Он может проводиться в форме анкетирования или интервьюирования.

     3.Эксперимент представляет собой исследование влияния одного фактора на другой в реальной обстановке. Он обеспечивает при анализе рынка возможность раздельного наблюдения за влиянием различных факторов, реалистичность условий и контроль за посторонними факторами. С помощью эксперимента можно выявить причинно-следственные связи при изменении в контролируемых условиях одного или нескольких факторов, например увеличение объема продаж при снижении цены. Эксперименты могут проводиться не только на реальных объектах, но и на искусственных моделях.

     4. При анализе рынка наиболее часто используется экономико-математическое моделирование, которое позволяет создать такие аналоги изучаемых объектов, в которых отражены все важнейшие их свойства и опущены второстепенные, несущественные с точки зрения эксперимента, свойства.

     В процессе подготовки данного раздела бизнес-плана даются ответы на вопросы: кто, почему, сколько и когда будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших двух, трех и более лет. В этом разделе перечисляются все имеющиеся заказы на продукцию. Помимо всего прочего, здесь:

     -  анализируется то, как быстро продукция (услуги) утвердится на рынке, обосновываются возможности дальнейшего его расширения;

     - оцениваются основные факторы, влияющие на расширение рынка (например, тенденции развития отрасли, региона, социально-экономическая региональная в федеральная политика, создание конкуренции и т. д.);

     - отслеживаются и оцениваются  основные конкуренты. Выделяются  и анализируются  сильные и слабые стороны конкурента и самого составителя бизнес-плана, конкурентоспособность производимых товаров, услуг;

     - основываясь на оценке преимуществ производимых товаров, услуг, определяется возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении. 

2.1.6.План маркетинга

     В этот разделе объясняются основные элементы плана в части товаров, рынков, развития различных производств. Этот раздел содержит информацию о том:

     - какая стратегия маркетинга принята на фирме;

     - как будет реализовываться товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации;

     - как будут определяться цены на товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать;

     - как предполагается добиваться роста объема продаж - за счет расширения 
района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;

     - как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств;

     -как предполагается добиваться хорошей репутации товаров и самой фирмы в 
глазах общественности.

     Таким образом, этот раздел включает такие пункты, как:

  1. цели и стратегии маркетинга;
  2. ценообразование;
  3. схема распространения товаров;
  4. методы стимулирования продаж;
  5. организация послепродажного обслуживания клиентов;
  6. реклама;
  7. формирование общественного мнения о фирме и товарах;
  8. бюджет маркетинга;
  9. контроллинг маркетинга.

2.1.7.Производственный план

     Этот раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».

     В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.

     Разработчики бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством

     Структура данного раздела может иметь следующий вид: технология производства; производственное кооперирование; контроль производственного процесса; система охраны окружающей среды; производственная программа; производственные мощности и их развитие; потребность в долгосрочных активах; потребность в оборотных средствах; прогноз затрат. 

2.1.8.Организационный план

     Данный раздел бизнес-плана посвящается системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь следующий вид: организационная структура; ключевой управленческий персонал; профессиональные советники и услуги; персонал; кадровая политика фирмы; календарный план; план социального развития; правовое обеспечение деятельности фирмы.

     Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.

     Организационные структуры, используемые в промышленности, зависят от множества факторов: размеров предприятия, объемов фондов, численности занятых, принципа работы, структуры рынка и т. д.

     В бизнес-плане приводятся данные о:

     - производственно-технологической структуре предприятия;

     - функциях ключевых подразделений;

     - составе дочерних фирм и филиалов, их организационных взаимосвязях с головной фирмой;

     - организационной структуре управления;

     - об организации координирования взаимодействия служб и подразделений фирмы;

     - об автоматизации системы управления.

     Дается оценка соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия. 

2.1.9.Финансовый план

     Данный раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения Деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды, т. е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.

     Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела менеджер узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец - о способности потенциального заемщика обслужить долг.

     В данном разделе представляются данные:

     - отчет о прибылях и убытках;

     - баланс денежных расходов и поступлений;

     - прогнозный баланс активов и пассивов (для предприятия);

     - анализ безубыточности;

     - стратегия финансирования.

     Кроме того, на основании представленных данных в аналитических целях производятся дополнительные расчеты показателей финансового состояния предприятия (ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов, использование акционерного капитала и т. д.), показателей доходности инвестиций и т. п. 

2.1.10.Оценка и страхование риска

     Деятельность субъектов хозяйственных отношений постоянно связана с риском.

     Известны различные определения понятия «риск»; в наиболее общем виде риск может быть определен как вероятность осуществления некоторого нежелательного события или, что то же самое, - возможность возникновения условий, приводящих к негативным последствиям.

     Существуют различные виды риска в зависимости от того объекта или действия, рисковость которого оценивается: политический, производственные, имущественный, финансовый, валютный и т. д. Дадим краткую характеристику наиболее значимых для целей бизнес-планирования рисков:

     1) суверенный (страновой) риск. Представляет собой риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от исполнения своих внешних долговых обязательств. С подобным риском имели дело иностранные инвесторы, приобретавшие в России государственные краткосрочные облигации накануне кризиса 1998 г. Необходимость учета странового риска особенно актуальна для международных банков, фондов и институтов, предоставляющих кредиты государствам и фирмам, имеющим государственные гарантии, хотя фактически этот риск приходится учитывать любому иностранному инвестору. Основными причинами риска обычно называют возможные войны, катастрофы, общемировой экономический спад, неэффективность государственной политики в области макроэкономики и др;

     2)политический риск. Иногда рассматривается как синоним странового риска, 
однако чаще используется при характеристике финансовых отношений между экономическими агентами и правительствами стран, имеющих принципиально раз 
личное политическое устройство или нестабильную политическую ситуацию, когда 
не исключена возможность революции, гражданской войны, национализации частного капитала и т. п.;

Информация о работе Бизнес-план в системе планирования предприятия