Бизнес-планирование: содержание, принципы, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:47, реферат

Описание

Сущность и цели планирования
Цель и структура проекта
Основные характеристики бизнес-проекта
Принципы и логика делового планирования
Разработка стратегии проекта
Организация выполнения бизнес-проекта
Деловое планирование при реорганизации и расширении производства
Изучение рынка на предприятиях малого предпринимательства
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Бизнес.docx

— 41.99 Кб (Скачать документ)

 II) Инвестиционная фаза включает в себя реализацию и завершение проекта. Подразделяется на следующие этапы:

 • определение  законодательной, финансовой, организационной  базы для реализации проекта 

 • приобретение  соответствующей технологии, инженерное  проектирование 

 • приобретение  земельного участка, строительные  работы, монтаж оборудования 

 • предпроизводственный  маркетинг 

 • набор и  обучение персонала 

 • приемка  предприятия и пуск его в  эксплуатацию 

 Эффективное управление  проектом предполагает, что все  эти этапы должны быть реализованы  до пуска нового производства.

 Необходимо постоянное  сравнение прогнозов, отражаемых  в бизнес-плане с реальными  данными по инвестициям и производственным  затратам, которые формируются в  инвестиционной фазе с целью  корректировки финансирования.

 III) Оперативная фаза (фаза эксплуатации)

 На данной фазе  важно определить оптимальное  сочетание краткосрочных и долгосрочных  аспектов.

 Краткосрочные  аспекты относятся к периоду  после начала производства и  обусловлены недоработкой на  фазе реализации (например, несвоевременный  запуск оборудования).

 Долгосрочный  аспект касается выбранной стратегии  и связанные с ней производственные  и маркетинговые затраты, доходы  от продаж.

 Если проект  реализуется в рамках предприятия,  то необходимо определить границы  жизненного цикла проекта с  целью определения сфер деятельности  и компетенции управления проектом  и комплектацию команды. А также  для разграничения и установления  взаимосвязей между общим управлением  организации, управлением проектами  (изменениями в организации) и  техническим управлением (управление  технологическими процессами в  организации). Жизненный цикл проекта  в этом случае является частью  жизненного цикла продукта, входящего  в жизненный цикл деловой активности  организации. 

 Основные проблемы, возникающие при осуществлении  бизнес-планирования:

1. Неполный анализ  состояния и недостаточное обоснование  требований к проекту – нечеткость  в определении потребности изменения  состояния системы 

2. Нечеткость определения  цели проекта. Здесь необходимо  проверить: 

 • какая база  данных используется при определении  цели 

 • горизонт  планирования цели 

 • реальная  польза от достижения цели 

 • параметры  сроков и затрат 

 • цель должна  иметь четкое содержание и  смысл, результаты должны быть  измерены, заданные параметры - выполнимы 

1. Принятие решения  с использованием одного варианта. Необходимо:

 • анализ возможных  альтернативных решений 

 • критерии  оценки и выбора альтернативы 

 • механизм  определения и оценки риска  альтернативных решений 

 • оценка ситуации  при нулевой альтернативе, т.е.  система остается в неизменном состоянии

 • выбранная  альтернатива должна быть наиболее  полно документирована 

1. Нечеткое распределение  ответственности по проекту вызывает  необходимость: 

 • установления  персональной ответственности за  проект в целом и за его  отдельные части 

 • соподчиненности  квалифицированных специалистов 

 • определения  того, кто дает задания и кто их выполняет

 • определения  того, кто решает вопросы затрат  и сроков 

 • установления  формы отчетности перед руководством 

1. Недостаточная  квалификация персонала. При формировании  команды проекта, необходимо определить:

 • критерии  отбора персонала для проекта 

 • время работы  над проектом - дополнительная нагрузка  или основной вид деятельности 

 • возможности  отстранения от участия в проекте  нарушающих общий ритм работы

1. Недооценка риска  вызывает необходимость: 

 • умения выявлять, определять и оценивать риск 

 • разработки  механизм риска 

 • документировать  риски и подвергать их детальной  оценке 

 • распоряжения  создаваемым рисковым фондом уполномоченным на то ответственным лицом проекта

1. Недостаток системной  организации. Основной акцент  делается на импровизацию. Необходимо:

 • практика  регулярных отчетов 

 • преодоление  быстро экстремальной ситуации 

 • основная  часть действий по проекту  должна быть спланирована 

1. Повторение ошибок  из старых проектов. При разработке  нового проекта необходим анализ  старых проектов и постоянное  совершенствование своих знаний  в области управления бизнес-проектами.

 Принципы и  логика делового планирования

 После определения  целей проекта формулируются  задачи проекта. Задачи, заложенные  в проекте, состоят из нескольких  звеньев, отсюда:

1. Руководитель проекта  должен разбить задачу на несколько  этапов и соответствующим образом  распределить на их выполнение  деньги и время. 

2. Оценка трудовых  и материальных ресурсов 

3. Руководитель принимает  основные решения по проекту  и руководит другими участниками  проекта. Он 

 • планирует  выполнение работ 

 • назначает  исполнителей поставленной задачи 

 • контролирует  результаты 

 Принятие решений  базируется на двух основополагающих  принципах управления проектами:

1. Все решения  направлены на достижение цели  проекта 

2. Управлять можно  только оставшейся частью проекта 

 В этой связи  можно выделить следующие принципы  управления проектами: 

 а) Завершенность  работ во времени и в пределах  бюджета. 

 б) Необходимость  формирования резервов и возможность  маневра. 

 Причина - в  процессе реализации плана всегда  возникают непредвиденные ситуации, исправление которых требует  дополнительных расходов.

 Если для оставшейся  работы найден лучший план  действий, то предварительный план  необходимо изменить.

 Для своевременного  изменения плана необходимо:

 • Постоянное уточнение информации об оставшейся работе, стоимости использованных средств, изменениях в экономической и рыночной конъюктурах, требованиях заказчика, условиях финансирования.

 • В практике  реализации проекта план никогда  не составится полностью в  начале проекта. 

 • Для наилучшей  адаптации текущего плана к  достижению целей проекта решения  осуществляются в следующей последовательности:

 а) Определение  необходимости решения:

 • необходима  разработка нового плана? 

 • время? (подходит  ли момент времени для этого) 

 • информация  о будущих проблемах? 

 б) Перечень  вариантов 

 в) Оценка возможных  результатов каждого варианта 

 г) Выбор лучшего  варианта, т.е. того, который наилучшим  образом соответствует целям  проекта 

 д) Реализация  выбранного варианта 

 О результатах  изменения плана необходимо уведомить  всех исполнителей и заказчиков.

 Для реализации  проекта необходимо создание  чувства коллектива (корпоративность):

 • согласование  планов действий всех участников 

 • свободный  доступ к информации всем участникам 

 • свободный  обмен мнениями по сути возникающих  проблем 

 • осознание  ответственности каждого участника  за свой участок работ и  весь проект в целом. 

 Современная логика  делового планирования, используемая  в предпринимательской деятельности, базируется на “принципе успеха”.  Суть этого принципа в следующем: 

 а) Порядок  и дисциплина в рамках плановых  действий сохраняется лишь в  главных аспектах деятельности.

 б) Широкое  использование делегирование полномочий  от одного иерархического уровня  к другому. 

 в) Точность  – по мере необходимости. 

 г) Допущение  возможности наступления непредвиденных  событий и извлечение максимальной  выгоды от использования нестандартных  ситуаций.

 д) Все возможные  проблемы и неопределенности  рассматриваются заранее. 

 е) Выполнение  различных мероприятий носит  форсированный характер и включает  несколько фаз. 

 ж) Вовлечение  большого круга заинтересованных  сторон.

 з) Использование  организационной модели, построенной  по горизонтальному принципу.

 и) Система  отчетности используется по необходимости 

 к) Система  оценки приблизительная и простая. 

 л) Незначительное  распределение функций. 

 Деловое планирование  предполагает использование принципа  упрощенного планирования.

 Упрощенный процесс  планирования, использующийся в  управлении проектами, включает  в себя оценку общей стоимости,  инвестиционного бюджета, анализ  цепочки “стоимость-прибыль”, определение  рентабельности, оценку потребления  продукции, прогнозы, расчеты балансов, если они предусмотрены проектами. 

 Разработка стратегии  проекта

 Разработка стратегии  проекта начинается со стратегической  ориентации в расчетах делового  планирования.

 Стратегическая  ориентация характеризуется следующими  подходами: 

1. Деловая инициатива  – правильное инвестиционное  решение. Инвестиционное решение  является одним из основных  видов деловых инициатив, т.е.  инвестиции связывают финансовые  ресурсы на длительный срок. Всякое  инвестирование, позволяющее достигнуть  основных целей, считается правильным. Основной целью делового проекта  является не максимизация выпуска,  минимизация затрат на входе  и выходе, техническая эффективность  проекта и максимизация дохода, взятые сами по себе – а  оптимальное состояние всех этих  технических и экономических  аспектов. Ориентация управления  на оптимальную комбинацию предполагает  минимизацию риска в условиях  нестабильной внешней предпринимательской  среды, следовательно, важно видеть, что находиться за процессом  перемен. 

2. Необходимость  понимания перемен. Всякий проект  должен рассматриваться как составная  часть социально-экономической и  экологической среды. Схема взаимодействия  воплощается следующим образом:  Окружающая среда – предприятие  – проект (корпоративное инвестирование). Окружение. В рамках общего  корпоративного инвестиционного  окружения деловой проект рассматривается  как посредник между ресурсами  и потребителями. 

 Отсюда:

1. Проект должен  быть приспособлен к постоянным  изменениям окружающей среды. 

2. Проект должен  оказывать воздействие на эти  изменения. 

 Таким образом,  до принятия инвестиционного  решения необходимо определить  все определенные факторы окружающей  среды. Разработка стратегии базируется  на следующих принципах: 

1. Концентрация усилий  – инвестиционные проекты планируются  таким образом, чтобы сконцентрировать  все возможности на путях возможного  успеха. Силы концентрируются на  отдельных комбинациях “продукт-рынок”  с учетом разработок, существующих  навыков и на обеспечении проекта  всеми видами ресурсов, следовательно,  для этого необходимо сопоставить  всех выделенные цели с соответствующими  средствами.

Информация о работе Бизнес-планирование: содержание, принципы, функции