Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:47, курс лекций
Кадровая политика разрабатывается и реализуется на разных уровнях управления. На федеральном (общегосударственном) и региональном (субъектов Федерации) уровне осуществляется государственная кадровая политика. Через законодательство, систему подготовки кадров, государственный контроль она оказывает воздействие также на кадровую политику муниципалитетов и трудовых организаций. Таким образом, государственной кадровой политике отводится ведущая роль в системе управления трудовыми ресурсами России.
Тема 1. Современная государственная кадровая политика
1.1. Понятие государственной кадровой политики.
1.2. Структура и функции ГКП
1.3. Цели и приоритеты ГКП
1.4. Методы и источники изучения государственной кадровой политики и механизма ее реализации
Тема 2. Субъекты и объекты государственной кадровой политики
2.1. Субъекты ГКП
2.2. Объекты ГКП
Тема 3. Принципы современной государственной кадровой политики
3.1. Принципы ГКП
3.2. Принципы ГКП в сфере государственной службы РФ
Тема 4. Механизм реализации государственной кадровой политики
4.1. Механизм реализации ГКП как система
4.2. Механизм нормативно-правового обеспечения ГКП
4.3. Механизм организационного обеспечения ГКП
4.4. Механизм научно-информационного обеспечения ГКП
4.5. Механизм учебно-методического обеспечения ГКП
Тема 5. Административно-политическая элита в системе государственной власти
5.1. Понятие и объективная обусловленность административно-политической элиты
5.2. Структура и функции административно-политической элиты России
5.3. Тенденции становления административно-политической элиты
Тема 6. Кадровый резерв государственной службы
6.1. Формирование новой системы работы с кадровым резервом
6.2. Механизм формирования кадрового резерва государственной службы
6.3. Современные технологии формирования и обучения кадрового резерва
Тема 7. Профессионализация труда в государственной службе
7.1. Профессионально-квалификационная и должностная структуры государственной службы (проблемы оптимизации)
7.2. Роль кадровой службы в профессионализации государственного управления
Тема 8. Нравственная основа кадровой политики
8.1. Моральное регулирование поведения государственных служащих
8.2. Нравственная оценка населением России государственных служащих
8.3. Кадровая политика как средство нравственного оздоровления государственной службы
Словарь терминов
В целях обеспечения
Статус субъектов ГКП имеют также органы власти республик, краев и областей, на которые возложены полномочия по реализации целей и принципов федеральной кадровой политики в регионе в процессе выработки и реализации региональной кадровой политики, отражающей специфические условия субъекта Федерации.
Более или менее активное влияние оказывают на ГКП политические партии, муниципальные органы власти и их объединения (Союз российских городов, Российский Союз местных властей и др.), профессиональные союзы работников различных отраслей, предпринимателей и товаропроизводителей, финансовые группы и банки.
Завершая краткий обзор
субъектов ГКП, следует обратить
внимание на негативную роль криминальных
структур, которые проявляют большую
заинтересованность в проникновении
во власть. Используя значительные
финансовые ресурсы, богатый арсенал
незаконных средств и методов, они
нередко устраняют неугодных
и неподкупных должностных лиц
и стремятся обеспечить продвижение
своих ставленников на ответственные
должности в органах
Многосубъектность ГКП, как, впрочем, любое демократическое достижение, усложняет процесс ее разработки и реализации, но вместе с тем при надлежащей организации обеспечивает более высокий уровень профессиональной подготовки, отбора и продвижения кадров.
2.2. Объекты ГКП
К объектам ГКП относятся
трудовые ресурсы страны, отдельные
группы и категории населения, кадровые
процессы и отношения, на которые
направлена деятельность субъектов
кадровой политики. Многообразие объектов
ГКП побуждает вводить
В соответствии с этим до 2000 г. предполагается создать три общенациональные программы:
В центре внимания и непосредственного воздействия со стороны государства находятся персонал государственной службы, кадры аппарата органов власти, процессы и отношения, складывающиеся в органах власти и управления. Такое положение объясняется не только сложностью и ответственностью государственной службы вообще, но и особой ролью этого института в разработке и реализации курса реформ в нашем обществе, в интеграции общества и его устойчивом развитии.
Следует также обратить внимание на расширяющуюся практику привлечения в Россию трудовых ресурсов из стран СНГ. Государственная кадровая политика должна, учитывая это обстоятельство, регламентировать их статус и условия труда, а субъекты ГКП осуществлять контроль за использованием иностранной рабочей силы.
В современной России взаимодействие субъектов и объектов кадровой политики нельзя признать отработанным и удовлетворительным. В социально-трудовой сфере возникают острые конфликты, вызванные спадом производства, ростом безработицы, задержками выплаты заработной платы, отсутствием достаточно четких критериев оценки труда и произволом администрации.
Одним из важнейших показателей
эффективности ГКП является утверждение
отношений социального
3.1. Принципы ГКП
Кадровая политика, регулирование
взаимодействия ее субъектов и объектов
должны строиться на научной базе
в соответствии с определенными
принципами, т.е. основными положениями
и правилами, регламентирующими
работу с персоналом. В отечественной
и зарубежной литературе излагаются
различные классификации
Вместе с тем накопленный опыт изучения принципиальных основ кадровой политики позволяет вычленить:
К общим принципам ГКП относятся: научность, конкретно-исторический подход к изучению кадровых процессов и принятию кадровых решений, законность, демократизм, нравственность, преемственность и сменяемость кадров.
3.2. Принципы ГКП в сфере
Конкретизацию
общих принципов кадровой политики
представляют собой специфические
принципы, которые целесообразно
рассмотреть в сфере
Принцип
гласности придает кадровой работе
открытость, прозрачность, а принимаемым
решениям – обоснованность и ясность.
Полнее всего он реализуется в
процедурах выборности, конкурсного
отбора, аттестации персонала и других
коллегиальных решениях. К сожалению,
действие данного принципа в настоящее
время ограничивается отстранением
советов трудовых коллективов, профсоюзных
и других общественных организаций
от кадровой работы в государственных,
муниципальных и частных
Принцип законности в кадровой работе предусматривает строгое соблюдение Конституции РФ, четкое исполнение законов и других правовых актов. Он также предполагает добротную правовую подготовку государственных служащих и управленческих кадров в отраслях государственного, административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного права.
К принципам ГКП относится также равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Он означает недопустимость дискриминации кандидатов на должности государственной службы по полу, социальному положению, вероисповеданию, а также по партийной принадлежности. При этом, однако, должен выполняться принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства, который предполагает запрет на создание и деятельность в системе госслужбы политических организаций и религиозных объединений. Вне службы государственный чиновник вправе участвовать в такого рода организациях и объединениях, однако его активность в них не должна быть высокой.
Функционирование и развитие государственной службы невозможно без систематического обновления кадров и преемственности руководства. Однако этот принцип кадровой политики способствует прогрессу при том условии, что новые кадры превосходят своих предшественников по уровню образования, профессиональным качествам и творческим способностям. К сожалению, это требование выполняется далеко не всегда, свидетельством чего является быстрый рост аппарата государственной службы за счет значительного числа неподготовленных и инертных людей. В этих условиях должны активнее использоваться такие методы управления персоналом, как ротация кадров, кооптация, регулярная аттестация, профессиональная переподготовка, отставка, принудительная отставка, введение контрактной системы найма, а также строгое соблюдение ст. 25 Федерального Закона "Об основах государственной службы РФ", регламентирующей выход на пенсию государственных служащих.
Принцип контроля и подотчетности кадров в настоящее время реализуется крайне редко, хотя потребность в нем резко возросла в условиях экономического и политического кризиса, роста коррумпированности и снижения ответственности среди должностных лиц. Злоупотребления в сфере владения госимуществом, землей, природными ресурсами, приватизации и регулирования арендных отношений, а также во внешнеэкономической деятельности приобрели угрожающие размеры. Отсутствие эффективного контроля и обязательной отчетности как в государственной сфере, так и в сфере частного предпринимательства привело страну на грань анархии и хаоса.
Вышеизложенные принципы кадровой политики не исчерпывают основных правил и положений, регулирующих работу с кадрами государственной службы. Выработка новых положений должна сочетаться с последовательной и повсеместной реализацией указанных принципов, что требует создания эффективного механизма кадровой политики.
4.1. Механизм реализации ГКП как система
Научная концепция ГКП, включающая цели, принципы и приоритетные направления кадровой работы, является необходимой теоретической предпосылкой, для успешной реализации которой требуется создание эффективного механизма, способного привести в действие кадровый потенциал общества. Механизм реализации ГКП – это система кадровой деятельности, опирающаяся на концепцию ГКП, которая включает законодательные нормы, методические средства, организационные и информационные ресурсы, необходимые для осуществления кадровой политики.
В данном механизме целесообразно выделить и рассмотреть несколько блоков обеспечения кадровой работы:
4.2. Механизм нормативно-правового обеспечения ГКП
Разработка законодательной
и нормативной базы входит в компетенцию
высших законодательных и
Указами Президента РФ утверждено
Положение о федеральной
Однако правовое обеспечение кадровой политики страдает определенными недостатками:
Для устранения недостатков
необходимо провести ревизию массива
нормативных актов, отменить излишние
и противоречащие федеральным законам,
указам Президента и постановлениям
Правительства. Помимо этого, требуется
корректировка типовых и
4.3. Механизм организационного
Предполагается создание в структуре органов власти и управления иерархии субъектов, формирующих, координирующих и контролирующих кадровую деятельность на федеральном, региональном и местном уровнях.
На федеральном уровне эти функции правомерно возложить на Совет по кадровой политике при Президенте РФ, Главное управление по вопросам госслужбы и кадров Президента РФ, а также на специальные комиссии (комитеты) по обеспечению реализации ГКП на федеральном и региональном уровнях. На муниципальном уровне целесообразно создание служб управления персоналом, кадровых управлений и служб, определение их статуса, задач и функций.
Организационное
обеспечение реализации ГКП включает
также использование
4.4. Механизм научно-
Разработка
научной основы и категориального
аппарата ГКП должна опираться на
систему индикаторов (показателей)
кадрового потенциала страны, регионов,
федеральных и региональных структур,
технологий прогнозирования кадровых
изменений. При этом необходимо учитывать
негативные демографические тенденции
сокращения численности населения,
средней продолжительности
Научно-информационное
обеспечение ГКП невозможно без
улучшения статистического