Государственная кадровая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:47, курс лекций

Описание

Кадровая политика разрабатывается и реализуется на разных уровнях управления. На федеральном (общегосударственном) и региональном (субъектов Федерации) уровне осуществляется государственная кадровая политика. Через законодательство, систему подготовки кадров, государственный контроль она оказывает воздействие также на кадровую политику муниципалитетов и трудовых организаций. Таким образом, государственной кадровой политике отводится ведущая роль в системе управления трудовыми ресурсами России.

Содержание

Тема 1. Современная государственная кадровая политика
1.1. Понятие государственной кадровой политики.
1.2. Структура и функции ГКП
1.3. Цели и приоритеты ГКП
1.4. Методы и источники изучения государственной кадровой политики и механизма ее реализации
Тема 2. Субъекты и объекты государственной кадровой политики
2.1. Субъекты ГКП
2.2. Объекты ГКП
Тема 3. Принципы современной государственной кадровой политики
3.1. Принципы ГКП
3.2. Принципы ГКП в сфере государственной службы РФ
Тема 4. Механизм реализации государственной кадровой политики
4.1. Механизм реализации ГКП как система
4.2. Механизм нормативно-правового обеспечения ГКП
4.3. Механизм организационного обеспечения ГКП
4.4. Механизм научно-информационного обеспечения ГКП
4.5. Механизм учебно-методического обеспечения ГКП
Тема 5. Административно-политическая элита в системе государственной власти
5.1. Понятие и объективная обусловленность административно-политической элиты
5.2. Структура и функции административно-политической элиты России
5.3. Тенденции становления административно-политической элиты
Тема 6. Кадровый резерв государственной службы
6.1. Формирование новой системы работы с кадровым резервом
6.2. Механизм формирования кадрового резерва государственной службы
6.3. Современные технологии формирования и обучения кадрового резерва
Тема 7. Профессионализация труда в государственной службе
7.1. Профессионально-квалификационная и должностная структуры государственной службы (проблемы оптимизации)
7.2. Роль кадровой службы в профессионализации государственного управления
Тема 8. Нравственная основа кадровой политики
8.1. Моральное регулирование поведения государственных служащих
8.2. Нравственная оценка населением России государственных служащих
8.3. Кадровая политика как средство нравственного оздоровления государственной службы
Словарь терминов

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.docx

— 63.04 Кб (Скачать документ)

4.5. Механизм учебно-методического  обеспечения ГКП

Он должен включать все  звенья подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Роль основного учебно-методического  центра возложена Указом Президента РФ на Российскую академию государственной  службы. Среди прочих перед ней  поставлена задача разработки образовательно-профессиональных программ и технологий, подготовки учебников и пособий. Для решения  этих задач необходима издательская база для обеспечения потребности в основной литературе учебных заведений, связанных с подготовкой госслужащих, их дистанционным обучением и самообразованием.

Повышение квалификации государственных  служащих целесообразно проводить  не только в РАГС и региональных академиях госслужбы, но и за рубежом, в учебных заведениях, где накоплен ценный опыт по дифференцированному, упреждающему обучению кадров.

Целесообразно значительно  улучшить подготовку специалистов для  кадровых служб, разработать специальные  планы, программы и методические средства, ввести в практику стажировку работников кадровых служб в высших органах государственной власти и управления.

Суммируя вышеизложенное, следует заключить, что механизм реализации ГКП сможет успешно действовать  при наличии:

  1. научно-обоснованной концепции современной государственной кадровой политики;
  2. законодательной, нормативной, организационной, научно-информационной и учебно-методической базы кадровой политики;
  3. органов и организаций, занимающихся кадровой работой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и специалистов по управлению персоналом, способных реализовать государственную кадровую политику.

5.1. Понятие и объективная  обусловленность административно-политической  элиты

Она представляет собой привилегированный  социальный слой высших руководителей  государственного управления, обладающий выдающимися профессиональными, социальными  и личностными качествами, непосредственно  участвующих в принятии и осуществлении  политических и государственно-управленческих решений.

При социализме отрицалось существование элиты и пропагандировалась идеология эгалитаризма, т.е. социального равенства и ведущей роли народных масс в управлении обществом. Вместе с тем всячески скрывались властные преимущества и привилегии реально существовавших элитных слоев.

Идеология эгалитаризма стала  теоретической основой закрытой номенклатурно-бюрократической системы  кадровой работы. Следует отметить негативные последствия такой кадровой политики:

  • преобладающее значение клиентарных отношений, личной преданности и покровительства, протекционизма и умения пользоваться законами внутриаппаратных отношений;
  • снижение значимости профессионализма и принципиальности, самостоятельности, умения и инициативы в принятии управленческих решений;
  • усиление формально-анкетных и авторитарных методов регулирования кадровых процессов;
  • отчуждение общества от партии и органов власти.

Отечественный опыт убедительно  продемонстрировал, что отрицание  элиты в конечном счете приводит к господству неэффективной, постепенно деградирующей элиты. Государственная кадровая политика современной России строится с учетом элитарного подхода, на признании неравенства способностей людей к управленческой и другим видам деятельности и необходимости формирования элиты цивилизованного демократического общества. Ее характерными чертами должны стать:

  • открытость механизма формирования;
  • компетентность;
  • авторитет;
  • нравственность.

Исходя из указанных требований - ожиданий, есть основания утверждать, что в современном российском обществе административно-политическая элита находится в стадии зарождения, формирования.

5.2. Структура и функции  административно-политической элиты  России

Процесс формирования зрелой политической элиты займет немало времени. Нынешняя административно-управленческая элита по своему составу и происхождению  является, с одной стороны, социальным продолжением предшествующей элиты  социалистической формации. С другой стороны, под влиянием новых социальных условий она меняется и пополняется  представителями слоев, возникших  в ходе экономических реформ и  политических преобразований.

Структура административно-политической элиты России включает несколько  слоев:

  • правящую элиту федерального уровня (элиту в узком смысле слова);
  • региональную правящую элиту;
  • контрэлиту;
  • околоэлитное окружение.

Правящая элита федерального уровня насчитывает около 2 тысяч  человек и включает Президента РФ, членов Президентского Совета, лидеров  и членов палат Федерального Собрания, премьер-министра, его заместителей, министров и руководителей других федеральных органов государственной  власти и управления, влиятельных  лидеров, руководителей финансового, промышленного и военного комплексов. Региональная административно-политическая элита насчитывает в среднем 150 - 200 человек в каждом субъекте Федерации.

Контрэлита включает оппозиционеров правящей элиты: лидеров оппозиционных партий и движений. Околоэлитное окружение составляют в основном лица, занимающие государственные должностные категории Б, а также видные функционеры и советники лидеров оппозиции.

Социальная значимость административно-политической элиты определяется ее функциями, главными из которых являются следующие:

  • анализ интересов различных социальных групп и слоев общества и отражение их в политико-управленческих решениях;
  • выработка внутренней и внешней политики государства, соответствующих программ, идеологических концепций и законов;
  • организация и совершенствование политических и управленческих институтов, создание механизма реализации выработанного политического курса;
  • объединение усилий различных политических сил и других элит (научной, промышленной, аграрной, деятелей искусства и т.д.) для достижения социального мира и процветания общества.

Исполнение своих главных  функций российской административно-политической элитой нельзя признать удовлетворительным. Ее формирование и функционирование затрудняют раскол и конфронтация группировок, противоборство федеральной и региональной элит, недостаток политической культуры.

5.3. Тенденции становления административно-политической  элиты

Процесс формирования российской административно-политической элиты протекает в осложненных  политических условиях, вызванных неудачным  ходом экономической реформы, резким снижением жизненного уровня большей  части населения, падением общественного  доверия к органам и должностным  лицам государственной власти и  управления, допустившим рост преступности, коррупцию в государственном  аппарате и обострение межнациональных  конфликтов.

Следствием  этого стало сокращение социальной базы и источников формирования кадров демократической формации. Об этом свидетельствует нынешний состав высшего  руководства РФ, большинство в  котором принадлежит тем, кто  находится во власти со времен Л.И. Брежнева и М.С. Горбачева. Около70 % глав администраций  субъектов Федерации занимали руководящие  посты в советские времена.

Однако  в целом наблюдается тенденция  омоложения: средний возраст нынешней политической элиты составляет более  чем на 5 лет меньше элиты брежневского периода. Другой тенденцией является рост образованности и переориентации кадров высшего звена с производственно-технологической на гуманитарную сферу. Нынешняя правящая элита страны включает более 24% специалистов с юридическим и экономическим образованием. В региональных элитах они составляют почти 12%. В то же время заметно сократился технократический сектор в составе правящей элиты.

Заслуживает быть отмеченным такой показатель роста  образованности высшего управленческого  слоя, как доля представителей, имеющих  ученые степени доктора или кандидата  наук. В высшем федеральном руководстве  они составляют более 70%. Вместе с  тем значительная часть руководителей министерств и ведомств игнорирует предлагаемые формы повышения квалификации и переподготовки, что во многом объясняется нестабильностью кадровой ситуации в управленческом эшелоне. Высокая кадровая мобильность высших эшелонов власти имеет своими источниками трудности овладения оптимальным стилем работы в новых условиях, а также разного рода злоупотребления, компрометирующие государственную власть и самих чиновников.

Формирование  достойной, т.е. авторитетной, образованной, высоконравственной и ответственной  административно-политической элиты  является одной из главных задач  ГКП. Для ее решения необходимо включение  всех компонентов механизма реализации кадровой политики, сознательные усилия высших должностных государственных  служащих приобретать новейшие знания и навыки административной и политической деятельности не только в учебных  заведениях, но и путем самообразования  и самовоспитания. Демократическая  система выборов, являясь регулярным механизмом обновления административно-политической элиты, представляет народу как первосубъекту кадровой политики реальную возможность участия в формировании достойной управленческой элиты.

6.1. Формирование новой  системы работы с кадровым  резервом

Анализ кадрового состава  государственной службы и административно-управленческой элиты приводит к выводу о необходимости  более активного использования  института резерва кадров для  повышения квалификации руководителей  и специалистов государственного управления. Под кадровым резервом понимается сформированная на основе индивидуального отбора и  комплексной оценки группа работников, прошедшая специальную подготовку и обладающая профессиональными  знаниями, деловыми качествами и личностными  свойствами, необходимыми для выдвижения на более высокие государственные  должности.

В настоящее время существует необходимость создания новой системы  работы с кадровыми резервами, соответствующей  условиям очередного этапа развития нашего общества и государства, требованиям новой модели государственного управления в условиях перехода к рыночной экономике, становления демократического социального государства. В этих условиях стала неприемлемой прежняя номенклатурно-партийная система работы с резервом кадров, основанная:

  • на монополии КПСС в разработке кадровой политики, формировании и использовании резерва кадров,
  • на абсолютизации классового подхода, социального положения и партийности кандидатур на выдвижение,
  • на неукоснительном исполнении заданных сверху показателей по национальному, половому и возрастному составу.

В результате в кадровой работе политический подход возобладал над профессиональным.

Новая концепция работы с  кадровым резервом основана на Конституции  РФ и включает ряд принципиально  иных положений, наиболее важными из которых являются:

  • равное право доступа граждан на государственную службу;
  • недопустимость какой-либо дискриминации по социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, имущественному и должностному положению, месту жительства, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям.

Хотя практическая реализация указанных положений наталкивается  на определенные препятствия объективного и субъективного характера, есть основания констатировать расширение социальной базы формирования кадрового  резерва, реальной возможности включения  в резерв на выдвижение на государственные  должности кандидатов из разных социальных слоев, из государственных и негосударственных  организаций, в том числе из коммерческих структур. Основные критерии включения  в кадровый резерв:

  • российское гражданство;
  • соответствующее должностное положение;
  • профессиональная подготовка;
  • практический опыт;
  • личностные качества.
  • 6.2. Механизм формирования кадрового резерва государственной службы
  • Начало становления новой системы работы с резервом кадров положил Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации" от 3 июня 1993 года, где руководителям администрации Президента Российской Федерации, аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти поручалось утвердить перспективные планы работы по подготовке кадрового резерва. В дальнейшем использование института резерва кадров при выдвижении на вышестоящие государственные должности государственной службы было утверждено федеральным Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года. Для реализации этих и других нормативных актов были созданы соответствующие органы - Управление федеральной государственной службы при Президенте РФ, Совет по вопросам государственной службы, кадровые подразделения регионального и отраслевого уровней.
  • В то же время началось создание сети учебных заведений по подготовке кадрового резерва государственной службы. Роль ведущего отведена Российской академии государственной службы при Президенте РФ, одной из основных задач которой является подготовка резерва для замещения высших, главных и ведущих государственных должностей. Подготовка резервов кадров для органов государственной власти и управления возложена также на региональные академии государственной службы, Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, Государственную академию управления и некоторые другие учебные заведения.
  • Важным участком деятельности ведущих учебных заведений является учебно-методическое и информационное обеспечение подготовки кадрового резерва, разработка и применение технологий обучения, в том числе дистанционного.

Информация о работе Государственная кадровая политика