Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:47, курс лекций
Кадровая политика разрабатывается и реализуется на разных уровнях управления. На федеральном (общегосударственном) и региональном (субъектов Федерации) уровне осуществляется государственная кадровая политика. Через законодательство, систему подготовки кадров, государственный контроль она оказывает воздействие также на кадровую политику муниципалитетов и трудовых организаций. Таким образом, государственной кадровой политике отводится ведущая роль в системе управления трудовыми ресурсами России.
Тема 1. Современная государственная кадровая политика
1.1. Понятие государственной кадровой политики.
1.2. Структура и функции ГКП
1.3. Цели и приоритеты ГКП
1.4. Методы и источники изучения государственной кадровой политики и механизма ее реализации
Тема 2. Субъекты и объекты государственной кадровой политики
2.1. Субъекты ГКП
2.2. Объекты ГКП
Тема 3. Принципы современной государственной кадровой политики
3.1. Принципы ГКП
3.2. Принципы ГКП в сфере государственной службы РФ
Тема 4. Механизм реализации государственной кадровой политики
4.1. Механизм реализации ГКП как система
4.2. Механизм нормативно-правового обеспечения ГКП
4.3. Механизм организационного обеспечения ГКП
4.4. Механизм научно-информационного обеспечения ГКП
4.5. Механизм учебно-методического обеспечения ГКП
Тема 5. Административно-политическая элита в системе государственной власти
5.1. Понятие и объективная обусловленность административно-политической элиты
5.2. Структура и функции административно-политической элиты России
5.3. Тенденции становления административно-политической элиты
Тема 6. Кадровый резерв государственной службы
6.1. Формирование новой системы работы с кадровым резервом
6.2. Механизм формирования кадрового резерва государственной службы
6.3. Современные технологии формирования и обучения кадрового резерва
Тема 7. Профессионализация труда в государственной службе
7.1. Профессионально-квалификационная и должностная структуры государственной службы (проблемы оптимизации)
7.2. Роль кадровой службы в профессионализации государственного управления
Тема 8. Нравственная основа кадровой политики
8.1. Моральное регулирование поведения государственных служащих
8.2. Нравственная оценка населением России государственных служащих
8.3. Кадровая политика как средство нравственного оздоровления государственной службы
Словарь терминов
4.5. Механизм учебно-методического обеспечения ГКП
Он должен включать все
звенья подготовки и переподготовки
кадров, повышения их квалификации.
Роль основного учебно-
Повышение квалификации государственных служащих целесообразно проводить не только в РАГС и региональных академиях госслужбы, но и за рубежом, в учебных заведениях, где накоплен ценный опыт по дифференцированному, упреждающему обучению кадров.
Целесообразно значительно улучшить подготовку специалистов для кадровых служб, разработать специальные планы, программы и методические средства, ввести в практику стажировку работников кадровых служб в высших органах государственной власти и управления.
Суммируя вышеизложенное, следует заключить, что механизм реализации ГКП сможет успешно действовать при наличии:
5.1. Понятие и объективная
обусловленность
Она представляет собой привилегированный
социальный слой высших руководителей
государственного управления, обладающий
выдающимися профессиональными, социальными
и личностными качествами, непосредственно
участвующих в принятии и осуществлении
политических и государственно-
При социализме отрицалось существование элиты и пропагандировалась идеология эгалитаризма, т.е. социального равенства и ведущей роли народных масс в управлении обществом. Вместе с тем всячески скрывались властные преимущества и привилегии реально существовавших элитных слоев.
Идеология эгалитаризма стала
теоретической основой закрытой
номенклатурно-бюрократической
Отечественный опыт убедительно продемонстрировал, что отрицание элиты в конечном счете приводит к господству неэффективной, постепенно деградирующей элиты. Государственная кадровая политика современной России строится с учетом элитарного подхода, на признании неравенства способностей людей к управленческой и другим видам деятельности и необходимости формирования элиты цивилизованного демократического общества. Ее характерными чертами должны стать:
Исходя из указанных требований - ожиданий, есть основания утверждать, что в современном российском обществе административно-политическая элита находится в стадии зарождения, формирования.
5.2. Структура и функции
административно-политической
Процесс формирования зрелой политической элиты займет немало времени. Нынешняя административно-управленческая элита по своему составу и происхождению является, с одной стороны, социальным продолжением предшествующей элиты социалистической формации. С другой стороны, под влиянием новых социальных условий она меняется и пополняется представителями слоев, возникших в ходе экономических реформ и политических преобразований.
Структура административно-политической элиты России включает несколько слоев:
Правящая элита федерального
уровня насчитывает около 2 тысяч
человек и включает Президента РФ,
членов Президентского Совета, лидеров
и членов палат Федерального Собрания,
премьер-министра, его заместителей,
министров и руководителей
Контрэлита включает оппозиционеров правящей элиты: лидеров оппозиционных партий и движений. Околоэлитное окружение составляют в основном лица, занимающие государственные должностные категории Б, а также видные функционеры и советники лидеров оппозиции.
Социальная значимость административно-политической элиты определяется ее функциями, главными из которых являются следующие:
Исполнение своих главных функций российской административно-политической элитой нельзя признать удовлетворительным. Ее формирование и функционирование затрудняют раскол и конфронтация группировок, противоборство федеральной и региональной элит, недостаток политической культуры.
5.3. Тенденции становления
Процесс
формирования российской административно-политической
элиты протекает в осложненных
политических условиях, вызванных неудачным
ходом экономической реформы, резким
снижением жизненного уровня большей
части населения, падением общественного
доверия к органам и
Следствием этого стало сокращение социальной базы и источников формирования кадров демократической формации. Об этом свидетельствует нынешний состав высшего руководства РФ, большинство в котором принадлежит тем, кто находится во власти со времен Л.И. Брежнева и М.С. Горбачева. Около70 % глав администраций субъектов Федерации занимали руководящие посты в советские времена.
Однако
в целом наблюдается тенденция
омоложения: средний возраст нынешней
политической элиты составляет более
чем на 5 лет меньше элиты брежневского
периода. Другой тенденцией является рост
образованности и переориентации кадров
высшего звена с производственно-
Заслуживает быть отмеченным такой показатель роста образованности высшего управленческого слоя, как доля представителей, имеющих ученые степени доктора или кандидата наук. В высшем федеральном руководстве они составляют более 70%. Вместе с тем значительная часть руководителей министерств и ведомств игнорирует предлагаемые формы повышения квалификации и переподготовки, что во многом объясняется нестабильностью кадровой ситуации в управленческом эшелоне. Высокая кадровая мобильность высших эшелонов власти имеет своими источниками трудности овладения оптимальным стилем работы в новых условиях, а также разного рода злоупотребления, компрометирующие государственную власть и самих чиновников.
Формирование
достойной, т.е. авторитетной, образованной,
высоконравственной и ответственной
административно-политической элиты
является одной из главных задач
ГКП. Для ее решения необходимо включение
всех компонентов механизма
6.1. Формирование новой системы работы с кадровым резервом
Анализ кадрового состава
государственной службы и административно-
В настоящее время существует необходимость создания новой системы работы с кадровыми резервами, соответствующей условиям очередного этапа развития нашего общества и государства, требованиям новой модели государственного управления в условиях перехода к рыночной экономике, становления демократического социального государства. В этих условиях стала неприемлемой прежняя номенклатурно-партийная система работы с резервом кадров, основанная:
В результате в кадровой работе политический подход возобладал над профессиональным.
Новая концепция работы с кадровым резервом основана на Конституции РФ и включает ряд принципиально иных положений, наиболее важными из которых являются:
Хотя практическая реализация
указанных положений