Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:10, курсовая работа
Необходимым условием развития экономики страны является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы.
Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и переопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.
1. Введение
2. Понятие и сущность инвестиций
3. Виды инвестиций
а) инвестиция и капитал
б) когда инвестирование имеет смысл
в) суть категории «инвестиции»
4. Иностранный капитал как катализатор
5. Приоритетные направления иностранного инвестирования.
Заключение
Весьма активная роль иностранного капитала в подъеме экономики отчетливо видна и в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии. При его непосредственном участии (общий объем прямых иностранных инвестиций в эти относительно небольшие страны к концу 80-х годов превысил 20 миллиардов долларов).
Они
ускоренно прошли ставшие уже
классическими этапами
В результате, по производству некоторых видов продукции, включая наукоемкие, новые индустриальные страны вышли на передовые рубежи в мировом хозяйстве.
Рекордной величины в последнее время достигли иностранные инвестиции в Индонезии. В 1990 году они составили 8,7 миллиардов долларов США, то есть оказались почти вдвое больше чем в 1989 году. На долю иностранных вложений приходится около 22% всех инвестиций в индонезийскую экономику.
Иностранному капиталу во многом обязана в своем развитии и Бразилия. Здесь к началу 1990 года сумма прямых инвестиций составила в порядке 30 миллиардов долларов США, причем на долю совместных и иностранных предприятий приходилось около 30% промышленного производства и главным образом в важнейших его отраслях – машиностроение, металлургия, химия и нефтехимия.
С привлечением иностранных инвестиций в Бразилии, как и в новых индустриальных странах Азии, в первую очередь решались задачи развития импортозамещающих производств и последовательного наращивания экспортного потенциала. При этом крупнейшие южноамериканские государства стремились не к получению иностранных кредитов и займов, которые обычно становятся кабальными для развивающихся стран, а к привлечению иностранных инвестиций для создания современных промышленных производств на взаимовыгодных условиях.
Одновременно, экономическое сотрудничество с зарубежными корпорациями организовывалась по возможности так, чтобы, использовать уже сложившиеся их фирменные каналы и рынка сбыта бразильской продукции.
В конечном счете, привлечение иностранного капитала позволила Бразилии модернизировать многие действующие производства, а также заново создать такие современные отрасли как электроника, робототехника, биотехника, аэрокосмическая промышленность получить дополнительный приток в страну иностранной валюты для удовлетворения внутренних нужд и обслуживания внешнего долга.
Как видно из приведенных примеров разные страны, при всей их дифференциации по возможностям и условиям экономического развития в отношениях с иностранным капиталом действительно обнаруживает много общего. И главное здесь в том, что иностранные инвестиции в экономику той или иной страны становятся своего рода катализатором ускоренного экономического и социального развития. При этом было бы неоправданно сводить все дело к созданию на основе иностранных инвестиций, которого, какого нового производства, хотя это, разумеется, тоже очень важен.
Но
это важная роль таких инвестиций
как фактора, активизирующего включение
в хозяйственный процесс раннее плохо
использовавшегося природного, производственного,
трудового потенциала. Иностранный капитал,
органично соединяясь с национальными
усилиями и ресурсами, генерирует по принципу
ценной реакции высокой интегральной
эффективности на основе применения более
прогрессивных средств труда, повышение
квалификации работников и улучшения
использования имеющихся производственных
ресурсов.
5.
Приоритетные направления
иностранного инвестирования.
Иностранный капитал сегодня особенно необходим в тех сферах экономики, активизация которых поможет вывести ее из сложившегося кризисного состояния, снять нарастающую социальную напряженность в обществе. Это, прежде всего производство продуктов питания, товаров широкого потребления и услуг, лекарств и другой жизненно-важной продукции. И дело здесь не только в том, чтобы осуществить их импортозамещение, высвободив валютные ресурсы, расходуемые в настоящее время на импорт товаров народного потребления или сырья для их производства.
В
реконструкции и модернизации, с
участием иностранного капитала нуждается
практически все
Снижение потерь сельскохозяйственного сырья и углубление его недоработки относятся к тем областям, где при участии иностранного капитала можно в короткие сроки получить значительный экономический эффект в частности путем создании сравнительно небольших предприятий, не требующих крупных вложений и обеспечивающих быструю окупаемость первоначальных затрат при невысокой степени риска для иностранных инвесторов. Желательно участие иностранного капитала и в переводе агропромышленного производства на современную технологическую базу. В том числе с использованием мощного научно-технического и производственного потенциала конверсируемых оборонных отраслей.
В крупномасштабном иностранном инвестировании крайне нуждается сейчас топливноэнергетические отрасли, несущие многие годы огромную нагрузку, не только по энергоснабжению производства и социальной сферы, но и по обеспечению экспорта. Привлечение инвестиции из зарубежья в рассматриваемой области было бы весьма полезным при решении ряда узловых задач. Среди них:
- активизация использования имеющегося производственного потенциала по добыче и переработке энергоресурсов, особенно в тех его звеньях, где можно в короткие сроки получить хорошую отдачу от вложения средств.
Например: при инвестировании комплекса мер по вводу в эксплуатацию большого массива сегодня бездействующих нефтяных скважин с покрытием расходов за счет выручки от продажи дополнительно извлекаемой нефти.
-
резкое снижение удельных расходов топлива
и энергии в народном хозяйстве на основе
перехода к энергосберегающим технологиям.
В Республике Таджикистан Министерством экономики и торговли была разработана Программа государственных инвестиций (далее – ПГИ), грантов и технической помощи на 2006-2008 годы. Основная цель заключается в обозначении доноров и перечня инвестиционных проектов, для которых Правительство Республики Таджикистан привлекало средства. Правительство Республики Таджикистан подготовило Документ о стратегии сокращения бедности (ДССБ), представляющий собой обширные совместные усилия представителей правительства, гражданского общества и деловых кругов, которые сотрудничали в выработке мер политики по сокращению бедности в Таджикистане.
Правительство Республики Таджикистан осознает необходимость укрепления управления инвестициями, финансируемыми за счет внешних источников, а также увязывает политику ДССБ со среднесрочным бюджетным планом, который определяет экономическую стратегию страны. Данная ПГИ была разработана для как можно большего достижения целей и реализации мероприятий, указанных в ДССБ.
ПГИ является планированием программ государственных инвестиций с привлечением внешнего финансирования, подготовленным в реалистических финансовых рамках. В силу того, что финансовые ресурсы недостаточны, ПГИ устанавливает количественные приоритеты по инвестиционным программам. Все программы рассматриваются с учетом ряда критериев, с тем, чтобы обеспечить их достаточную приоритетность и качество. Путем определения инвестиций, для реализации которых средства еще не найдены, ПГИ помогает мобилизовать внешние финансовые ресурсы. Прогнозирование ежегодного освоения средств по каждой программе отдельно служит руководством для формирования многолетних бюджетов.
На различных этапах разработки ПГИ требуются технические навыки и опыт для принятия решений. Правительство Республики Таджикистан осознает, что эффективность (действенность) и прибыль на инвестированный капитал должны быть увеличены, особенно по тем проектам ПГИ, которые финансируются из внешних кредитных источников.
Правительство Республики Таджикистан своими решениями в графике данной ПГИ определяет свою роль в экономике. Цели и задачи Правительства заключаются в выработке политики и его регулирующей роли по укреплению благоприятного климата для деятельности частного сектора. Расширение участия частного сектора в экономике будет больше способствовать формированию доходов и сокращению бедности в стране. Государственный сектор будет отвечать за инвестиции в инфраструктуру, образование, здравоохранение и оказание определенных коммунальных услуг. Правительство Республики Таджикистан полагает, что ПГИ отражает эти приоритетные направления. После обретения независимости в 1991 году экономические условия в Таджикистане резко ухудшились. Частично этому способствовал распад Советского Союза: бюджетные трансферты из центрального союзного бюджета прекратились и разрушились межреспубликанские торговые и платежные механизмы. Вслед за распадом Советского Союза в республике началось гражданское противостояние, продолжавшееся до 1997 года, в результате чего, была разрушена большая часть инфраструктуры, и произошел отток квалификационных кадров из страны. Общий экономический ущерб, вследствие данных событий составил около 7 миллиардов долларов США.
Стихийные бедствия 1992 и 1993 годов усугубили и без того тяжелые экономические условия. Резко сократился уровень ВВП, увеличился бюджетный дефицит, возникла гиперинфляция. Начиная с 1997 года, после подписания Соглашения о мире Правительство Республики Таджикистан начало реализацию программ, направленных на восстановление экономики. В 1998-2001гг. были введены механизмы Международного Валютного Фонда по финансированию постконфликтного восстановления и расширенной структурной перестройки (ИСАФ). Программа ИСАФ позднее была переименована в механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. Эти программы были нацелены на макроэкономическую стабилизацию и структурные реформы, направленные на переход к рыночной экономике. Для восстановления экономики Правительство Республики Таджикистан начало тесно сотрудничать с международными финансовыми институтами и международными гуманитарными организациями. Результатами данного сотрудничества стали либерализация цен и торговли, земельная реформа, улучшение доступа к базовому образованию и здравоохранению, а также необходимые правовые и институциональные реформы. Правительство Республики Таджикистан полагает, что оценки реформ переходного периода были в целом положительными. С учетом базы природных и капитальных ресурсов, несмотря на последствия стихийных бедствий, уязвимость к мировым ценам на сырьевые товары и внешние потрясения, Таджикистан выдержал заданный курс по многим направлениям. Однако, в некоторых секторах медленные темпы преобразований, объясняются низким уровнем опыта в институционализации.
Основные
экономические показатели 2000-2005гг.
Наименование | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Номинальный
ВВП
(в млн. сом) |
1806,7 |
2528,8 |
3365,5 |
4757,7 |
6157,5 |
7201,1 |
Темп
роста ВВП
(в процентах) |
8,3 | 10,2 | 9,5 | 10,2 | 10,6 | 6.7 |
Инфляция
(в процентах, на конец года) |
60,6 |
12,5 |
14,5 |
13,7 |
5,7 |
7,1 |
Структура
ВВП (в процентах
к общему объему ВВП)
Наименование | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Производство товаров |
54,6 |
53,6 |
52,5 |
55,3 |
47,5 |
44,5 |
Производство услуг | 37,1 | 37,3 | 37,6 | 34,0 | 41,8 | 43,8 |
Чистые налоги | 8,3 | 9,1 | 9,9 | 10,7 | 10,7 | 11,7 |
Информация о работе Инвестиция и инвестиционная деятельность