Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:59, курс лекций
Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес – планов. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательного подготовленного бизнес – плана. Бизнес – план даст детальные пояснения, как обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратность инвестиций.
3.
Структура и
В рыночной экономике существует множество версий бизнес – планов по форме, содержанию, структуре и т.п. Наибольше различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес – планов в зависимости от назначения, по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
В рамках одной организации может разрабатываться и общей стратегический бизнес – план, включающей весь комплекс целей, и отдельные бизнес – планы по приведенной выше типологии.
На предприятии разрабатываются 2 варианта бизнес – плана: официальный и рабочий бизнес – план. Бизнес – план – официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состояния отрасли, новых технологиях. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес – плана, потому целесообразно имеет 2 вида одного бизнес – плана – официальный и рабочий бизнес – план. Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес – плана.
Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структура бизнес – планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизмененным.
Можно предложить оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес – плана предприятия:
1. концепция бизнеса (резюме)
2. описание предприятия и отрасли
3. характеристика услуг и продукции
4. исследование и анализ рынка сбыта
5. конкуренция и конкурентное преимущество
6. план маркетинга
7. план производства
8. организационный план
9. финансовый план
10. потенциальные риски
Структура бизнес – плана может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса.
Тема
3. Организация процесса
бизнес – планирования
Бизнес – планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационными анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес – планирования, осуществлением планирования (разработка бизнес - плана), продвижением бизнес – плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес – плана, контролем за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии:
Подготовленная стадия включает:
- принятие решения о разработки проекта,
- принятие решения о разработке бизнес – плана,
- разработка
системы финансового
открытие финансирования,
- создания группы разработки бизнес – плана.
Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес – планирования является формирования перспективной бизнес – идеи. Убедившись в перспективности бизнес – идей, приступают непосредственно к разработке бизнес – проекта и принимают решение о подготовке бизнес – плана. Формируется группа разработчиков бизнес – плана, определяется система финансового обеспечения бизнес – плана открывается финансирование его полготовки.
Начальном этапом стадии продвижения бизнес – плана является организация и проведение презентация бизнес – плана.
Презентация бизнес – плана – это краткое изложение основных положении бизнес – плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.
Перечень освещаемых вопросов зависит от объема бизнес – плана. Для повышения эффективности презентации копию бизнес – плана потенциальным инвесторам и партнером следует высылать заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. По результатом переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес – план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес – плана. Внешними инвесторами аудит проводится по определенной схеме. Завершается аудит бизнес – плана принятием или отключением решения об его инвестирование.
Этап реализации бизнес – плана охватывает период от принятия решение об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.
Реализовать бизнес- план – значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес –плана в реальную производственную стадию.
Таким
образом, план реализации содержит график,
объединяющий в последовательную схему
действии различные стадии реализации
бизнес – плана.
2. Компьютерные технологии разработки бизнес – плана
В процессе составления бизнес – плана достаточно широко применяется экономика – математические методы. Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Таким образом, представление возможных будущих стратегии может рассматриваться как моделирование будущего. Развитие моделирование в финансов идет по пути создания моделей, способных все более адекватно описывать реальность. Бурное развитие информационных технологий и вычислительной техники представляют специалистам широкие возможности в создании все более эффективных финансовых моделей.
Работы по бизнес – планированию – это очень трудоемкий и достаточный длительный процесс. Повысить качество бизнес – планов и снизить трудоемкость их разработки призваны компьютерные программные продукты подготовки бизнес – планов.
В настоящее время существует широкий спектр специализированных программных продуктов подготовки бизнес – планов. Среди них наиболее известные западные пакеты: COMFAD и PRORSPIN, созданные ЮНИДО (организация объединенных наций по промышленному развитья). Они являются лицензированными и международнопризнанными программными продуктами. Однако эти пакеты не учитывают – особенности налогового законодательства, высокого уровня инфляции, задержек платежей и другие, что затрудняет их практическое использование.
В практике
бизнес – планирования могут быть
также широко использованы ресурсы
и средства Интернета
Тема
4. Методика подготовки
бизнес – плана
1. Концепция бизнес (резюме).
Титульный лист бизнес – плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указывается название фирмы, ее месторасположение, название бизнес – плана и дата составления. Целесообразно также указать данные адресата, которому он направляется. На титульном листе помещается меморандум о конфиденциальности. В аннотации дается краткое описание цели и основных положений бизнес – плана (0,5-2 страницы). Аннотация предназначена для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений. В оглавлении дается перечень того, что будет включено в бизнес – план, позволяющий быстро найти необходимую информацию. Содержание должно быть четко оцифровано. Во введение указывается задача составления бизнес – плана в круг лиц, которым он адресован.
Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставят перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющее. Она является предельно сокращенной версией самого бизнес – плана.
Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основное требование – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Необходимо добиться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия. Объем не должен превышать 3-4 страниц. Дата создания и расширения, организационно – правовая форма, структура капитала, основной банк, в котором открыты счета фирмы, специализация и предыстория развития предприятия, имидж фирмы, основные потребители. Ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние. Описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству.
Для потенциального инвестора или кредитора,
возможных партнеров по бизнесу или акционеров,
соучредителей, руководства предприятия
или самого предпринимателя, оказание
государственной поддержки или поддержки
органов местного самоуправления.
2. Структура и содержание раздела
В содержании раздела «Описание предприятия и отрасли» следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связанны с предстоящим или существующим бизнесом.
Основные сведения о предприятия включают:
- полное
и сокращенное наименования
номер
регистрационного
предприятия, банковские реквизиты.
- организационно – правовая форма,
- размер уставного капитала, виды, количество, номинальная стоимость
выпущенных акций,
- учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале,
- принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на
биржах,
- наличие филиалов, представительств,
- юридические лица, в которых предприятия владеет более 5 % собственности,
В бизнес – плане указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределения). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.
Особое место в бизнес – плане отводиться характеристике отрасли. При этом указывается специфики отрасли, современное состояние и перспективы его развитие, технологическая изменчивость, капиталоемкость, ресурсы емкости, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.
При описании в бизнес – плане факторов влияющих на деятельность предприятия, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:
- экономические (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы,
покупательская
способность населения,
кредит),
- политические (нестабильность в регионах, где находятся источники сырья или
рынки
сбыта, законодательная
- демографические
(рождаемость, старение
- природные
(дефицит некоторых видов
- научно-технические,
- культурные
и мировоззренческие.
Тема 5. Описание предприятия и отрасли
Информация о работе Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»