Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:59, курс лекций

Описание

Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес – планов. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательного подготовленного бизнес – плана. Бизнес – план даст детальные пояснения, как обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратность инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

6.Лекционный комплекс Бизнес планирование.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

2.  Оценка конкурентоспособности  продукции и услуг

       Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которое отражает его отличие от товара – образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени.

      Количественная оценка конкурентоспособности товара предприятия включает в себе следующие этапы:

  1. Выбор наиболее конкурентоспособного товара на рынке в качестве образца

для сравнения  и определения конкурентоспособности  товара предприятия.

  1. Определение набора сравниваемых параметров обоих товаров.
  2. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара

предприятия.

      Для оценки уровня нормативных параметров используется специальный показатель, который имеет только два значения 1 или 0. Если изделия соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет то 0.

      Общий показатель по нормативным параметрам (Iнп) рассчитывается как произведение частных показателей по данному параметру.

      Потребительские параметры характеризует потребительские свойства товара (технические характеристики, дизайн и т.д.). Экономические параметры – экономические свойства (составляющие цены потребления).

      Потребительским и экономическим параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по каждой группе параметров. При определение относительных весов параметров может быть использован метод экспертных оценок. 

3. Оценка конкурентоспособности  предприятия

       Конкурентоспособность товара является определяющим фактором конкурентоспособности предприятия.

      Конкурентоспособность предприятия – это реальная или потенциальная способность предприятия проектировать, изготовлять и сбывать товары в тех условиях рынка, где им приходиться работать.

Показатель  конкурентоспособности предприятия (П) может быть определен как произведение индекса конкурентоспособности товара или товарной массы (К) на индекс относительной эффективности производственной деятельности (Iэф).

П = К* Iэф.

Методы  оценки уровня конкурентоспособность  предприятия следующие:

  • по сравнительным преимуществам;
  • по факторам производства;
  • по рыночным позициям фирмы;
  • по качеству продукции;
  • матричный метод.

В практике бизнес – планирования оценка уровня конкурентоспособности предприятия  производиться на основе сравнительной  характеристики деятельности предприятия и наиболее сильных конкурентов по ряду факторов. Решающую роль здесь играет выбор и оценка факторов.

      Факторами конкурентоспособности предприятия могут быть следующие:

    1. Объем продаж (натуральные и стоимостные показатели),
    2. Занимаемая доля рынка (%),
    3. Размещение предприятия,
    4. Время деятельности предприятия (лет),
    5. Имидж,
    6. Финансовое положение (рентабельность),
    7. Уровень цены,
    8. Уровень технологии,
    9. Уровень продукции,
    10. 10)Расходы на рекламу,
    11. 11)Срок исполнение услуг,
    12. 12)Уровень сервисного обслуживания,
    13. 13)Уровень известности продукции (услуг).
 

4. Конкурентное преимущество  предприятия

      Факторов бизнес – плана «Конкурентное преимущество предприятия» формируется конкурентная (деловая) стратегия бизнеса по каждой стратегической единице бизнеса. В соответствии со стартовыми позициями предприятия может быть использована одна из следующих конкурентных стратегии:

      1) Снижение стоимости продукции. Условия формирования базовых конкурентных стратегии:

      а) большая роль фирмы на рынке и широкий доступ к дешевым сырьевым ресурсам;

      б) ценовая эластичность и однородность спроса на продукцию фирмы. Преимущественно ценовая конкуренция. Потеря потребителями своего дохода при повышение цен. Отраслевая стандартизация и отсутствие эффективной дифференциации.

      2) Дифференциация продукции (продуктовая, ценовая, сервисная, кадровая, имиджевая). Условия формирования:

  • Наличие широкой возможности выделение товаров на рынке и оценка продукции потребителями;
  • Разнообразная структура спроса на выпускаемую продукцию. Неценовая конкуренция.
  • Незначительная доля затрат потребителей на приобретение продукции в структуре их бюджета. Неразвитость стратегии дифференциации продукции в отрасли.

      3) Сегментирование рынка – различие потребителей по потребностям и целевому использованию товара. Отсутствие специализации конкурентов на конкретных сегментах рынка. Ограниченность резервов фирмы для обслуживания всего рынка.

      4) Ориентация на потребность рынка – наличие дефицита. Неэластичность спроса на продукцию. Количество конкурентов невелико. Нестабильность рынка.

      5)Внедрение новшеств – отсутствие аналогов продукции. Наличие потенциального спроса на предлагаемые новшества. Готовность крупных предприятий оказать поддержку внедрению новшеств.  

Тема 8. План маркетинга 

  1. Структура и содержание раздела
  2. Основные элементы плана маркетинга
 

1. Структура и содержание  раздела

      Маркетинг представляет собой процесс согласования возможности компании и запросов потребителей, результатом которого является представление потребителям благ, максимально удовлетворяющих их потребности, и получение компанией прибыли.

      План маркетинга включает в себе большое число вопросов, требующих детальной проработки при подготовке бизнес – плана. В данном разделе целесообразно изложить основные наиболее интересные моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя из целей бизнес – плана.

Структура раздела может быть следующей:

      1) Стратегия маркетинга. На основе результатов стратегического планирования деятельности предприятия, изложенный в предыдущих разделах, в данном разделе необходимо детализировать стратегии маркетинга. Начинать следует с формирования общих стратегии маркетинга.

      2) Товарная политика. В бизнес – плане отражаются следующие основные направления товарной политики предприятия:

- ассортиментная  политика;

- создание  новой продукции;

- стратегия предприятия в области качества продукции;

- определение  дизайновой стратегии;

- рыночная  атрибутика товара;

- стратегия  организации сервисного обслуживания.

      3) Ценовая политика – искусство управления ценами и ценообразованием, искусство устанавливать на товары такие цены и так варьировать их  в зависимости от положения товара и фирмы на рынке, чтобы поставленные стратегические и оперативные цели были достигнуты. Ценовая политика реализуется через ценовые стратегии. Процесс разработки в бизнес – плане ценовой политики предприятия представлены на рис 1.

       4) Сбытовая политика. Дается характеристика каналов распространение товара; обосновывается необходимость участия посредников и порядок их выбора, описываются используемые формы заинтересованности посредников. 

2. Основные элементы  плана маркетинга

      Необходимо изложить используемую предприятием систему товародвижения разрабатывается комплекс целей товародвижения; описывается порядок обработки заказов, прорабатывается схема транспортировки товара, приводится смета затрат на реализацию продукции.

      Канал сбыта – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или полагают передать другому субъекту право собственности на конкретные товары или услуги на их пути от производителя к потребителю.

     Каналы сбыта имеют определенную протяженность и ширину.

     Протяженность канала сбыта – это число участников сбыта или посредников во всей сбытовой цыпочке.

     Выделяют каналы:

  • нулевого уровня – производитель →потребитель;
  • одноуровневый→производитель→розничный торговец→потребитель;
  • двухуровневый→производитель→оптовый торговец→розничный торговец→потребитель;
  • трехуровневый→производитель→оптовый торговец→мелкий оптовый торговец→розничный торговец→потребитель.

      Коммуникативная политика – это перспективный курс действий предприятия, направленный на планирование и осуществления взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств, обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения товаров и услуг на рынке с целью удовлетворение потребностей покупателей и получение прибыли.

      Для расчета бюджета маркетинга в рамках каждой методики применяются следующие методы:

  1. аметод финансирования «от возможности» - применяются фирмами, ориентированными на право, а не на маркетинг и потребителя. Этот метод базируется на принципе «сколько вы можете выделить».
  2. метод фиксированного процента – средства на маркетинг выделяется в определенной доле от фактического, прошлого или планового объема сбыта.
  3. метод «ориентации на конкурента» - устанавливает уровень затрат на маркетинг у близкого по ресурсам и рыночной нише конкурента.   
 

Тема 8. План производства 

    1. Структура и содержание раздела
    2. Основные производственные показатели
 

1. Структура и содержание  раздела

       Раздел бизнес – плана «План производства» должен показать, что предприятие в состояние производить необходимое количество продукции в нужные сроки и требуемым качеством.

Структура раздела имеет следующий вид:

    1. технология производства;
    2. производственное копирование;
    3. контроль производственного процесса;
    4. система охраны окружающей среды;
    5. производственная программа;
    6. производственные мощности и их развития;
    7. потребность в долгосрочных активах;
    8. потребность в оборотных средствах;
    9. прогноз затрат.

       1)  В технологии производства приводится:

1. Описание  производственного процесса.

2. Указывается  тип производства.

3. Методы  его организации, 

4. Структура  производственного цикла, направление его деятельности. Приводится схема технологического процесса, схема грузопотока; Производится оценка существующей технологии по направлениям. Отмечают основные направления совершенствования и развитие технологии, предусмотренные бизнес-планом.

    Дается обоснование решение о кооперировании, а также выбора конкретных партнеров с точки зрения минимума затрат на производство, транспортировку, входного контроля, поставляемых субподрядчиком узлов и полуфабрикатов.

Информация о работе Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»