Организация малых предприятий с учетом социально-экономических, правовых факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание

Анализируя состояние развития малого предпринимательства на территории Новосибирской области автор ставит следующую цель: рассмотреть особенности организации малых предприятий с учетом социально-экономических, правовых факторов на примере ХПП «Зернышко» и предложить некоторые подходы к разработке концепции развития районной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.Общее состояние и проблемы развития малого предпринимательства по России и Новосибирской области 4
2.Проект бизнес-плана организации малого предприятия по производству хлебобулочных изделий. 16
2.1 КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ 16
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА БИЗНЕСА 17
2.3 РЫНОК СБЫТА. КОНКУРЕНЦИЯ 19
2.4 СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 20
2.5 ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА 22
2.6 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 25
2.7 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 26
2.8 ОЦЕНКА РИСКА 31
Заключение 36
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 
 
 

     Значение малого бизнеса в рыночной экономике велико и является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной экономике.

   Российское  законодательство о предприятиях и  предпринимательской деятельности определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность граждан и  их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность.

   Предпринимательство распространяется на обширный спектр деятельности, включая производственную, хозяйственную, коммерческую, торгово  – закупочную, посредническую, инвестиционную (связанную с капиталовложениями), консультационную, оказание услуг, финансовую деятельность. Любая экономическая деятельность за редкими исключениями может быть предпринимательской. Самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность- все это должно быть присуще экономической деятельности, чтобы ее можно было назвать предпринимательской, бизнесом [12,с.29].

   Чаще  всего предпринимательская деятельность относится к экономике малых  форм, проводится в рамках небольших  коллективов, малых предприятий  с численностью работников от нескольких до ста человек, отсюда и понятие «малый бизнес». Поэтому число предпринимателей довольно велико, в России оно уже исчисляется миллионами.

   Малый бизнес в рыночной экономикеодин из ведущих секторов, которые определяют темпы роста, структуру и качество валового национального продукта.     Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

   Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.     Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.  Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают наименьшее воздействие и на экологическую обстановку. Все это и многие другие обстоятельства делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

   Анализируя  состояние развития малого предпринимательства  на территории Новосибирской области автор ставит следующую цель: рассмотреть особенности организации малых предприятий с учетом социально-экономических, правовых факторов на примере ХПП «Зернышко» и предложить некоторые подходы к разработке концепции развития районной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

   Указанная цель предполагает решение следующих  задач:

   - рассмотреть общее состояние развития малого предпринимательства в России и Новосибирской области;

    - разработать бизнес-план организации малого предприятия по 
изготовлению хлебобулочных изделий.
 

 

1.Общее  состояние и проблемы  развития малого  предпринимательства  по России и Новосибирской области

 
 
 

   Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству проблем и для его процветания не обходимо применять множество различных мер.

   В начале текущего года, во II квартале сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие:

    - принято решение о корректировке параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительно запланированных;

   - принято решение об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей); 

   -принято решение о внедрении программы рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров;

   -утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы.

   Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации по итогам 2009 года составил 16 873,1 млрд рублей, что на 17,0% ниже показателя 2008 года (с учетом индекса потребительских цен).   Общее падение объема оборота малых предприятий сопровождалось негативной динамикой показателя по всем федеральным округам. Наиболее значительное сокращение показателя отмечено в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах – на 26,0% и 25,9% соответственно. Наименьшее сокращение оборота малых предприятий произошло в Уральском федеральном округе – на 7,4%.  
   В 27 регионах объем оборота МП с учетом ИПЦ за 2009 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. 

   Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях РФ по итогам 2009 года сократился на 32,6% [13].

   Малое   предпринимательство  - значительное явление социально-экономической жизни  Новосибирской области . Оно присутствует практически во всех отраслях экономики  области . В деятельность  малых  предприятий вовлечены все социальные группы населения, проживающего на территории  области .  

   Развитие   малого   и  среднего бизнеса в  области  осуществляется на основе программно-целевых методов.

   В последние  годы  количество малых предприятий увеличивается незначительно. В структуре экономики  области  наибольшую долю малых предприятий составляют предприятия торговли  и  ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и  предметов личного пользования (44,9 %). Доля сферы материального производства составляет лишь 23,2%.

   Средний темп роста оборота организаций   малого  бизнеса за период 2007-2009  годов  составил 125,4 %.

   Средний темп роста инвестиций в основной капитал субъектов  малого   предпринимательства  за период 2007-2009  годов  составил 162,6 %.

   По  данным за 2009  год  оборот организаций  малых  предприятий составил 253754,4 млн. рублей, что соответствует 32% от областного объема организаций. На долю предприятий оптовой  и  розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и  предметов личного пользования приходится более 74,6% оборота  малых  предприятий, на долю предприятий в сфере материального производства – 15,6%.  

   Малыми  предприятиями в 2009  году  осуществлено инвестиций в основной капитал  малых  предприятий на сумму 12167,1 млн.рублей, что составило 13,3% от областного объема инвестиций. 48,4% от  общего  объема освоенных  малыми  предприятиями инвестиций освоено ими в сфере строительства; 24,2% - в сфере оптовой  и  розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и  предметов личного пользования; 5,8 % - в сфере обрабатывающих производств.

   В 2009  году  на территории  области  действовало 26914  малых  предприятий (2,4 % от числа  малых  предприятий России). В расчёте на 1000 человек, постоянно проживающих в  области , приходится в среднем 10,2  малых  предприятий  и  32,5 субъектов  малого   предпринимательства  (юридических лиц  и  индивидуальных предпринимателей). Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в аналогичный период занималось 58,7 тысяч человек.

   За  период реализации областной целевой  программы «Государственная поддержка  малого   и  среднего  предпринимательства   в   Новосибирской   области  на 2004-2008  годы » продолжала формироваться  и  развиваться инфраструктура поддержки  малого   предпринимательства , обеспечивающая удовлетворение потребностей  малого  бизнеса в финансовой, информационной, консалтинговой  и  иных видах поддержки.

   Растет  банковская сеть, предлагающая  малому  бизнесу льготные программы кредитования (в соответствии с заключенными между банками  и  администрацией  Новосибирской   области  соглашениями о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам  малого   предпринимательства ) - от краткосрочных кредитов до долгосрочных инвестиционных кредитов.  

   Область  широко пользуется возможностями по поддержке  предпринимательства , предоставляемыми федеральными целевыми программами. В период 2005-2007  годов  в результате участия  и  победы  области  в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России в целях предоставления средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки  предпринимательства , в бюджет  области  было привлечено 67,1 млн. руб. средств федерального бюджета.

   Благодаря этому, в наукограде Кольцово на условиях софинансирования был построен инновационный  бизнес-инкубатор. Его цель – поддержка начинающих субъектов  малого   предпринимательства , осуществляющих инновационную деятельность, посредством предоставления им в аренду площадей бизнес-инкубатора на льготных условиях  и  оказанию ряда услуг, содействующих  развитию   предпринимательства .

   Также средства федерального бюджета были направлены на финансирование новой  формы государственной поддержки - субсидирование части затрат субъектов   малого   предпринимательства , связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям  и  по договорам поручительства между субъектами  малого   предпринимательства   и  организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам  и  по договорам лизинга,  и  на дополнительное финансирование программных мероприятий по субсидированию части процентных выплат по банковским кредитам, лизинговым платежам  и  по поддержке выставочно-ярмарочной деятельности.  

   Развитие   малого   и  среднего  предпринимательства  в  области  является стратегическим фактором, определяющим устойчивое  развитие  экономики  области . В силу указанных причин поддержка  предпринимательства  рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического  развития   области .

   Несмотря  на существенный прогресс в секторе   малого   и  среднего бизнеса, очевидна актуальность принятия на региональном уровне мер для его дальнейшего  развития , обусловленная необходимостью увеличения темпов экономического роста в  области  за счет стимулирования деловой активности субъектов  малого   и  среднего  предпринимательства .

   Период  первоначального формирования условий  для  развития  предпринимательской деятельности в  области  завершен. В то же время продолжают сохраняться некоторые трудности ( проблемы ), объективно присущие  малому   и  среднему бизнесу не только в  области , но в России в целом. Основными из них являются:

   - недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий  и  оборудования, сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких, по сравнению с доходностью бизнеса, ставок платы за кредитные ресурсы  и  жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;

   - слабая имущественная база (недостаточность основных фондов)  малых  предприятий  и , как следствие, - недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору);

   - высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов  малого   предпринимательства , в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения, финансовые  и  административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;

   -  проблемы  продвижения продукции (работ  и  услуг) на региональные  и  международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика  и  др.);

   - недостаток квалифицированных кадров;

   - недостаточное внимание со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований к вопросам  развития   малого   и  среднего  предпринимательства .

   Для содействия решению вышеуказанных   проблем  наиболее эффективным является предоставление субъектам  малого   и  среднего  предпринимательства  различного рода субсидий на погашение издержек, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе:

   -на возмещение части процентных выплат по банковским кредитам  и  субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям  и  по договорам поручительства между СМиСП  и  организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам  и  по договорам лизинга (в целях содействия решению субъектами  малого   и  среднего  предпринимательства   проблемы  нехватки финансовых средств для ведения бизнеса, делает более доступным привлечение банковских кредитов);

Информация о работе Организация малых предприятий с учетом социально-экономических, правовых факторов