Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа
Значение малого предпринимательства для развития национальной экономики сложно переоценить. Несмотря на невысокий уровень инновационной активности и сосредоточение основной массы предприятий в сфере торговли и бытовых услуг, этот сектор обеспечивает значительное количество рабочих мест для населения. В связи с этим особую роль малый бизнес призван сыграть в малых и средних городах России, градообразующие предприятия которых обанкротились или значительно сократили масштабы своей производственной деятельности.
В настоящее время наблюдается тенденция быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса населения.
Введение…………………………………………………….
1. теоретическое обоснование Малого бизнеса и
экономики страны...5
1.1. Сущность, роль и значение малого бизнеса ………….7
1.2. Модели развития малого бизнеса ………………………….9
1.3. Тенденции развития малого бизнеса в России ……………………...11
2. развитиЕ современного предпринимательства в
России………14
2.1. Основные проблемы развития малого предпринимательства в
России…..16
2.2 Анализ эффективности институциональной среды малого
предпринимательства ………………………………22
3. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦии для РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ МАЛОГО БИЗНЕСа…..32
3.1. Описание инновационной концепции …………………………….32
Заключение………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………….
1. теоретическое обоснование Малого бизнеса и
экономики
страны...5
1.1. Сущность, роль и значение малого бизнеса
………….7
1.2. Модели развития малого бизнеса ………………………….9
1.3. Тенденции развития малого бизнеса
в России ……………………...11
2. развитиЕ современного
предпринимательства в
России………14
2.1. Основные проблемы развития малого
предпринимательства в
России…..16
2.2 Анализ эффективности институциональной
среды малого
предпринимательства
………………………………22
3. ВНЕДРЕНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦии для
РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ МАЛОГО
БИЗНЕСа…..32
3.1. Описание инновационной концепции
…………………………….32
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………36
Приложения……………………………………………………
Введение
Значение малого предпринимательства для развития национальной экономики сложно переоценить. Несмотря на невысокий уровень инновационной активности и сосредоточение основной массы предприятий в сфере торговли и бытовых услуг, этот сектор обеспечивает значительное количество рабочих мест для населения. В связи с этим особую роль малый бизнес призван сыграть в малых и средних городах России, градообразующие предприятия которых обанкротились или значительно сократили масштабы своей производственной деятельности.
В настоящее время наблюдается
тенденция быстрой
Удовлетворение населения
в товарах и услугах в
Целью данной курсовой работы является рассмотрение малого бизнеса, как эффективного инструмента развития национальной экономики.
1. теоретическое обоснование Малого бизнеса и
экономики
страны
1.1. Сущность, роль
и значение малого бизнеса
С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».
В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса. [1,с.185]
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
• доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
• доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
• доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
• доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
• доля малого бизнеса в экспорте продукции;
доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
• доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
• доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55%.
Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1998 г., но особенно интенсивно - с 1990 г. На начало 2004 г. уже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. [4,с.234] Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
• мелкий бизнес позволяет
заполнить все российские рынки
и наиболее полно удовлетворять
потребности населения в
• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
• развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
• мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
• мелкие фирмы могут
быстрее и дешевле
• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
• в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. [6,с.275]
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
• более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
• улучшение качества обслуживания;
• более высокая
• формирование среднего класса
в обществе как основы для развития
экономики и повышения
• формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
• снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. [8,с.126] Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. [10,с.263] Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому, что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. [13,с.304]
Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.
1.2. Модели развития малого бизнеса
Если рассматривать модели развития малого бизнеса, было бы интересно рассмотреть следующую группу моделей развития MБ:
В основе функциональной модели лежит логика дифференциации различных функций деятельности МБ по созданию инноваций. Данная модель построена c опорой на подход, сформулированный Ф. Русселем, К. Саадом, Т. Эриксоном и Р. Ротуэллом, и рассматривает функциональную модель развития МП с точки зрения пяти этапов (поколений) моделей управления развитием малого бизнеса: начальный этап, этап учета запросов потребителей в процессе создания инноваций, этап организационных изменений, этап усложнения взаимосвязей и интеграции, этап глобальной стратегической интеграции на рынке. [2,с.365]
Информация о работе Развитие современного предпринимательства в России