Развитие современного предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание

Значение малого предпринимательства для развития национальной экономики сложно переоценить. Несмотря на невысокий уровень инновационной активности и сосредоточение основной массы предприятий в сфере торговли и бытовых услуг, этот сектор обеспечивает значительное количество рабочих мест для населения. В связи с этим особую роль малый бизнес призван сыграть в малых и средних городах России, градообразующие предприятия которых обанкротились или значительно сократили масштабы своей производственной деятельности.
В настоящее время наблюдается тенденция быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса населения.

Содержание

Введение…………………………………………………….
1. теоретическое обоснование Малого бизнеса и
экономики страны...5
1.1. Сущность, роль и значение малого бизнеса ………….7
1.2. Модели развития малого бизнеса ………………………….9
1.3. Тенденции развития малого бизнеса в России ……………………...11
2. развитиЕ современного предпринимательства в
России………14
2.1. Основные проблемы развития малого предпринимательства в
России…..16
2.2 Анализ эффективности институциональной среды малого
предпринимательства ………………………………22
3. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦии для РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ МАЛОГО БИЗНЕСа…..32
3.1. Описание инновационной концепции …………………………….32
Заключение………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!! (1).docx

— 777.30 Кб (Скачать документ)

Данные, полученные при другом опросе, проводимом ВЦИОМом в 2009г., свидетельствуют  о приоритете неформальных „правил  игры“ в институциональной структуре государства (69% опрошенных) над законодательно закрепленными нормами (20%). Для сравнения, в 2008 г. эти цифры распределялись 45% и 41% соответственно. Это демонстрирует негативную тенденцию в развитии взаимоотношений субъекта и объекта управления, резко снижающую результативность даже самых эффективных мероприятий, внедряемых с целью совершенствования социально-экономической системы. На сегодняшний день 68% предпринимателей оценивают качество и уровень законодательства, регламентирующего их деятельность, ниже среднего.

 

2.2. Анализ эффективности институциональной среды малого

предпринимательства

 

Наиболее острыми проблемами, препятствующими развитию экономики, 62% предпринимателей считают коррупцию, 53% – высокие административные барьеры (что, в принципе, является производным от проблемы коррупции). Согласно опросу, проведенному экспертами Фонда ИНДЕМ и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства „Опора России“, предприниматели определили основные проблемы в экономической сфере следующим образом [19,с.233]:

— недоверие к государству;

— постоянные изменения  правил и законов;

— неэффективное государственное  регулирование;

— налоговое бремя;

— теневые поставки;

— дорогие кредиты;

— проблемы производственной недвижимости, контроля власти над  рынком недвижимости;

— низкое качество муниципальных  услуг по обслуживанию арендуемых помещений;

— контрольный и фискальный пресс;

— коррупционные поборы;

— плохая работа судов и  правоохранительной системы;

— участие власти в бизнесе.

Таким образом, практически  все проблемы, прямо или косвенно, зависят от эффективности институционального менеджмента территории, основными субъектами которого являются органы власти. В частности, предприниматели отметили причины, стимулирующие развитие теневых отношений, особенно их коррупционной составляющей. Среди них и такие, как [18,с.321]:

— отсутствие сильного и  справедливого государства;

—невозможность обратиться за помощью и защитой в правоохранительные органы;

— дефицит некоррупционных путей решения проблем;

— противоречивость и трудная  выполнимость законодательства;

— карательный стиль работы контролирующих органов.

Очевидно, что указанные  барьеры являются непреодолимыми именно для предприятий малого бизнеса, не имеющего достаточных организационно-экономических ресурсов, позволяющих сохранять устойчивость во внешней среде, обладающей подобными характеристиками. Регулярная работа по сбору мнений предпринимателей, проводимая в регионах, дает возможность отслеживать динамику основных показателей, характеризующих качество бизнес-среды, увязывая ее с определенными институциональными изменениями, разрабатывать и корректировать социально-экономическую политику на каждом из уровней управления. [20,с.203]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦии для РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

МАЛОГО  БИЗНЕСА

3.1. Описание инновационной концепции

 

Учитывая стратегическую роль малого бизнеса в решении масштабных задач модернизации экономики России на основе инновационного пути развития, на наш взгляд, необходимо создать специализированное министерство в структуре Правительства РФ — Министерство малого и среднего предпринимательства (МБ), которое бы занималось исключительно реализацией государственной политики и стратегии стимулирования малого предпринимательства. Например, в США переломным моментом в развитии малого бизнеса стало создание в 1953 г. Администрации малого бизнеса США (SBA), которая подотчетна только Президенту и Конгрессу. SBA имеет представительства в каждом штате, в крупных городах по всей стране и ряд специализированных подразделений, реализующих программы развития МБ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Аналогичная структура есть и в системе государственного регулирования малого бизнеса Японии — Агентство малого и среднего предпринимательства, которое входит в состав Министерства экономики, торговли и промышленности. Агентство, в свою очередь, структурировано по функционально-целевому признаку на: департамент деловой среды МБ, департамент поддержки МБ, уполномоченные финансовые организации и Корпорацию МБ Японии.

В Германии разработкой и  реализацией государственной политики стимулирования малого предпринимательства  занимается Генеральный директорат МБ, который является обособленным структурным подразделением Федерального министерства экономики и труда. Генеральный директорат МБ имеет региональные представительства во всех землях и крупных городах страны, а также уполномоченные и партнерские организации: (банки, фонды, страховые компании, исследовательские институты).

Формирование эффективной  системы государственной поддержки  малого предпринимательства невозможно без создания института оценки эффективности федеральных, региональных и муниципальных программ. С 1995 по 2007 гг. основополагающим нормативным актом, определяющим направления и принципы государственной политики в сфере малого бизнеса, был Закон РФ №88-ФЗ от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а с 2008 г. — Закон №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно данным законам  стимулирование малого и среднего предпринимательства реализуется именно через разработку и реализацию федеральных, региональных (муниципальных) программ. Всего было принято четыре Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства, но ни одна из них не была выполнена в полном объеме. Их основными недостатками являются:

— декларативность поставленных целей из-за ресурсной необеспеченности;

— неадекватность мероприятий  масштабности решаемых проблем;

— отсутствие преемственности  и анализа предшествующих программ;

— отсутствие четких критериев  и показателей оценки эффективности  реализации;

— нескоординированность действий участников программ;

— отсутствие постоянного  внешнего контроля как со стороны субъектов малого предпринимательства, так и со стороны общественных организаций;

— отсутствие механизма  персональной ответственности за невыполнение мероприятий программ.

До настоящего времени  оценку эффективности программ развития малого бизнеса всех уровней осуществляют непосредственно министерства и уполномоченные организации, которым была поручена их реализация. Таким образом, качество своей работы оценивают сами разработчики (исполнители) программ. Но даже по этим оценкам, которые трудно признать объективными, Федеральная программа господдержки малого предпринимательства 1994–1995 гг. была выполнена на 31%, а Федеральная Программа 1996–1997 гг. — на 70%.

Оценку эффективности  реализации федеральных (региональных) программ в сфере малого предпринимательства необходимо поручить независимой структуре, подотчетной только Президенту РФ. Основными функциями Федерального Агентства по контролю в сфере малого и среднего предпринимательства (назовем его так) должны стать:

— оценка эффективности  деятельности Министерства МБ и уполномоченных организаций по реализации федеральных (региональных) программ поддержки малого предпринимательства;

— разработка предложений  по совершенствованию государственной  политики и стратегии стимулирования МБ;

— экспертиза всех нормативных  актов в сфере МБ с точки зрения дерегулирования и снижения административных барьеров, разработка альтернативных вариантов;

— оказание правовой помощи, юридической защиты предпринимателей в регионах;

— ежемесячный доклад Президенту РФ, Совету Федерации и Государственной Думе РФ о результатах мониторинга в сфере МБ и его опубликование в открытой печати;

— выявление организационных, экономических и правовых проблем, сдерживающих развитие МБ, и разработка предложений по их решению.

Объективность оценки эффективности программ государственного стимулирования малого бизнеса усилит, если к ней привлечь общественные организации, ВЦИОМ, независимые консалтинговые и аудиторские фирмы, специализированные научно-исследовательские институты, ассоциации бизнес-инкубаторов и технопарков, региональные фонды поддержки МБ, а также самих предпринимателей. Для этого целесообразно создать специальный портал в рамках Электронного Правительства. Внедрение и широкое использование интернет-технологий будет способствовать не только повышению объективности оценки реализуемых программ поддержки, но и усилению оперативной обратной связи с субъектами малого бизнеса.

Следующим этапом оптимизации  институтов развития малого предпринимательства должно стать создание адекватной масштабам модернизации экономики страны имущественной инфраструктуры поддержки. Для малого инновационного бизнеса, особенно для вновь созданных предприятий, наиболее острой является проблема офисной и производственной недвижимости. В настоящее время доля аренды бизнес-недвижимости в совокупных затратах малых инновационных и производственных предприятий достигает 20%, а приобретение нежилой недвижимости в собственность практически невозможно из-за отсутствия эффективного ипотечного механизма. При этом ежегодный рост арендной платы составлял в докризисный период 10 –15%, а цен на нежилую недвижимость 20–25%.

В проекте Правительства  РФ «Развитие малого и среднего предпринимательства до 2012 г.» отмечается, что для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства проблема доступности офисной и производственной недвижимости является наиболее актуальной. Для ее решения планируется ежегодно строить 30–40 бизнес-инкубаторов, 2–3 технопарка. Большие надежды возлагаются на закон о преимущественном праве выкупа малыми предприятиями арендуемых помещений. Это, по прогнозам Минэкономразвития, позволит не менее 5000 малым предприятиям стать собственниками офисной и производственной недвижимости [5]. Однако следует учесть, что 5000 малых предприятий — это только 0,5% от их количества в 2008 г., а на площади 30–40 бизнес-инкубаторов смогут разместиться не более 1500–2000 малых предприятий. Кроме того, проблема бизнес-недвижимости для малого инновационного бизнеса еще более обострится в связи с принятием в августе 2009 г. Закона РФ о предоставлении государственным научным и образовательным учреждениям права создавать малые инновационные предприятия для практического внедрения результатов собственной интеллектуальной деятельности представлен на рис 1.

Рис. 1. Структура системы  государственной поддержки малого предпринимательства

Основой рассматриваемой  модели трансформации институциональной  среды малого предпринимательства  является разграничение функций  по реализации государственной политики в сфере МБ. Функции по разработке основных направлений и принципов государственной политики развития МБ возлагаются на Правительственную комиссию при Президенте РФ. Функции по разработке, координации и реализации государственных программ поддержки МБ всех уровней возлагаются на Министерство МБ, а функции по мониторингу, анализу и оценке эффективности реализации программ поддержки МБ — на Федеральное Агентство по контролю в сфере МБ, специализированные научно-исследовательские институты и общественные организации субъектов малого предпринимательства.

Следующий аспект совершенствования  институциональной среды малого предпринимательства — это решение проблемы нехватки офисной и производственной недвижимости, создание имущественной инфраструктуры поддержки, адекватной заявленным Правительством РФ индикаторам развития малого бизнеса на ближайшую перспективу. Для перехода к инновационной модели развития экономики необходимо создать федеральную сеть из 400–500 бизнес-инкубаторов и технопарков. В настоящее время в мире действует более 4000 бизнес-инкубаторов, из них около 1100 — в США. Бизнес-инкубатор — это организация, основной целью которой является создание благоприятных организационно-экономических условий для вновь созданных малых предприятий. Следует подчеркнуть, что если до 5 лет «доживают» только 33% малых предприятий, то в условиях бизнес-инкубаторов — 75%.

Основным преимуществом  бизнес-инкубаторов по сравнению  с коммерческими бизнес-центрами является льготная арендная ставка, которая составляет 40% от ставки на федеральную (региональную, муниципальную) нежилую недвижимость в первый год, 60% — во второй, 100% — в третий. Если учесть, что ставка аренды федеральной (региональной) нежилой недвижимости в 1,5–2 раза ниже средних ставок аренды коммерческой бизнес-недвижимости, то эффективность бизнес-инкубаторов бесспорна. Кроме того, бизнес-инкубаторы предоставляют комплекс информационных, образовательных, консалтинговых, бухгалтерских, телекоммуникационных, юридических и секретарских услуг, необходимую оргтехнику и офисную мебель. Многие бизнес-инкубаторы оказывают помощь малым предприятиям в разработке бизнес-планов инновационных проектов, поиске потенциальных инвесторов, патентно-лицензионной работе.

Однако бизнес-инкубатор, кроме указанных достоинств имеет  и отдельные недостатки, особенно актуальных для малых производственных и инновационных предприятий:

Информация о работе Развитие современного предпринимательства в России