Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:44, реферат
Любой менеджер осознает, что его основная и непосредственная задача состоит в побуждении людей выполнять качественно и добросовестно работу в организации.
Но при этом организации, будь-то фирма, или государство на определенном этапе своего развития, сталкиваются с неизбежным барьером предельной производительности.
Исходящий продукт уже не может быть усовершенствован как в количественном, так и на качественном уровне.
Введение …………………………………………………………………..2
1.Первоночальные теории мотивации…………………………………...3
1.1. Мотивация и ее основные задачи……………………………………3
1.2 Метод кнута и пряника………………………………………………..3
1.3 Методы психологии в управлении………………………………….. 5
2. Современные теории мотивации……………………………………....7
2.1 Потребности……………………………………………………………7
2.2.Вознагрождения……………………………………………………….8
2.3 Содержательные теории мотивации…………………………………9
2.3.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу……………………………10
2.3.2 Теория ERGАльдерфера…………………………………………...12
2.3.3 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда…………..13
2.3.4 Теория двух факторов Фредерика Герцберга…………………….15
2.4. Процессуальные теории мотивации………………………………..17
2.4.1 Теория ожидания В. Врума…………………………………………..17
2.4.2 Теория равенства (справедливости) Адамса……………………..18
2.4.3 Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера……………………………....18
2.4.4 Теория постановки целей Э. Лока…………………………………………..19
2.4.5 Концепция партисипативного управления…………………………….19
3. Мотивация и стимулирование труда на практике………………………...20
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………..28
Широко
распространенной концепцией потребностей,
определяющей мотивацию человека к
деятельности, является концепция МакКлелланда,
связанная с изучением и
Эти потребности являются приобретенными в течение жизни и если они достаточно сильно присутствуют у человека, то оказывают заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать усилиядля осуществления действий, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей.[1]
Потребности достижения, или успеха – проявляются в стремлении человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем раньше. Эти потребности, в свою очередь можно соотнести с вторичной потребностью по теории Маслоу.
Таким образом, если руководитель хочет мотивировать людей с потребностью успеха, он должен ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами
Потребности соучастия – проявляются в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими.Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, им важны одобрения, поддержка окружающих, они беспокоятся, что о них думают другие.Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.Эти потребности соотносятся с социальными потребностями по Маслоу.
Потребность властвования – это стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей.Вот как говорил об этом сам МакКлелланд:
«Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти я отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия... Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, определении таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, в помощи коллективу при формулировании целей, во взятии на себя инициативы по обеспечению членов руководимого коллектива способами и средствами достижения целей, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволит им эффективно работать».[4-c.182]
Люди с высокой потребностью властвования могут быть поделены на 2 группы:
первая группа – это те, кто стремится к власти ради властвования. Их привлекает возможность командования другими. Интересы организации в этом случае уходят на второй план, так как они концентрируют внимание только на свой позиции в организации.
вторая группа – это те,которые стремятсяк власти ради того, чтобы решать групповые задачи, эти люди удовлетворяют свои потребности властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе решения этих задач.
2.3.4. Теория двух факторов Фредерика Герцберга
Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Материальные или гигиеническиефакторы связаны с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, с окружающей средой, в которой осуществляется работа (зарплата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте, статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными).
Нематериальные илимотивирующие факторысвязаны с характером и сущностью самой работы (достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста), эту группу можно назвать группой потребностей в росте.
Соответственно, если отсутствуют или недостаточны факторы гигиены, будет проявляться неудовлетворенность, стресс, дискомфорт. Если же факторы гигиены полны и достаточны, то сами по себе не мотивируют и к удовлетворенности не приводят. И только полнота факторов второй группы мотивирует человека и побуждает его к эффективной и плодотворной деятельности. Вот как Герцберг описывал соотношение между удовлетворенностью и неудовлетворенностью работой:
«Результаты
нашего исследования, а также результаты,
полученные мною в ходе обсуждений
с другими специалистами, использовавшими
совершенно иные методы, позволяют
заключить, что факторы, вызывавшие
удовлетворение работой и обеспечивавшие
адекватную мотивацию — это иные
и существенно отличные факторы,
чем те, которые вызывают неудовлетворение
работой. Поскольку при анализе
причин удовлетворенностиили неудовлетворенности
работой приходится рассматривать
две различные группы факторов, то,
следовательно, эти два чувства
не являются прямо противоположными
друг другу. Обратным чувству удовлетворения
от работы является его отсутствие,
а не неудовлетворенность. Обратным
чувству неудовлетворенности
Хотя
эта теория эффективно использовалась
в ряде организаций, в ее адрес
раздавались и критические
Таким образом, результаты, которые получил Герцберг, были, по крайней мере частично, результатом того, как он задавал вопросы.
Суммируя результаты обзора 31 исследования, посвященного теории Герцберга, Хаус и Вигдор отмечают: «Один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот».[1-c.263]
Таким образом, и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.
2.4. Процессуальные теории мотивации
Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям.
Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.[5]
В современной управленческой мысли и практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно и на операционном уровне описывают процесс мотивации. Это теория ожидания, теория равенства (справедливости) Адамса, теорияЛ. Портера — Э. Лоулера, теория постановки целей Э.Лока, концепция партисипативного управления.Рассмотрим их более подробно.
2.4.1. Теория ожидания В. Врума
Поведение человека постоянно связано с выбором из двух или нескольких альтернатив. От того, чему человек отдает то или иное предпочтение, зависит, что и как он делает, как он себя ведет и каких результатов он добивается. В самом обобщенном виде теорию ожиданияможно сформулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого.
Работник должен иметь устойчивое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него определенные последствия, а также то, что результаты, получаемые им в конечном счете, имеют для него ценность. При отсутствии одного из этих условий процесс мотивирования становится исключительно сложным или же даже неосуществимым.[5]
2.4.2Теория равенства (справедливости) Адамса
Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.
Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой — на старом, у одного было одно качество заготовок, а другого — другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации, или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы.
В
некоторых организациях пытаются решить
проблему возникновения у сотрудников
чувства несправедливой оценки их труда
за счет сохранения сумм выплат в тайне.
К сожалению, это не только трудно
сделать технически, но и заставляет
людей подозревать
2.4.3Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера
Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения.
2.4.4 Теория постановки целей Э. Лока
Теория постановки целей исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия. При этом предполагается, что постановка целей — это сознательный процесс, а осознанные цели и намерения — это то, что лежит в основе определения поведения человека.[5]
Человек с учетом эмоциональной реакции осознает и оценивает события, происходящие в окружении. На основе этого он определяет для себя цели, к достижению которых он намерен стремиться, и, исходя из поставленных целей, осуществляет определенные действия, выполняет определенную работу. То есть ведет себя определенным образом, достигает определенного результата и получает от этого удовлетворение.
2.4.5. Концепция партисипативного управления
Человек в организации проявляет себя не только как исполнитель определенной работы или определенной функции. Он проявляет заинтересованность в том, как организована его работа, в каких условиях он работает, в том, как его работа сказывается на деятельности организации. То есть, у него имеется естественное стремление участвовать в протекающих в организации процессах, которые связаны с его деятельностью в организации, но при этом выходят за рамки его компетенции, за рамки выполняемой им работы и решаемых им задач.
Эта концепция исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно. Во-первых, считается, что партисипативное управление, открывая работнику доступ к принятию решения по поводу вопросов, связанных с его функционированием в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своей работы. Во-вторых,партисипативное управление не только способствуеттому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации, то есть происходит более полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации.[5]