Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:44, реферат
Любой менеджер осознает, что его основная и непосредственная задача состоит в побуждении людей выполнять качественно и добросовестно работу в организации.
Но при этом организации, будь-то фирма, или государство на определенном этапе своего развития, сталкиваются с неизбежным барьером предельной производительности.
Исходящий продукт уже не может быть усовершенствован как в количественном, так и на качественном уровне.
Введение …………………………………………………………………..2
1.Первоночальные теории мотивации…………………………………...3
1.1. Мотивация и ее основные задачи……………………………………3
1.2 Метод кнута и пряника………………………………………………..3
1.3 Методы психологии в управлении………………………………….. 5
2. Современные теории мотивации……………………………………....7
2.1 Потребности……………………………………………………………7
2.2.Вознагрождения……………………………………………………….8
2.3 Содержательные теории мотивации…………………………………9
2.3.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу……………………………10
2.3.2 Теория ERGАльдерфера…………………………………………...12
2.3.3 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда…………..13
2.3.4 Теория двух факторов Фредерика Герцберга…………………….15
2.4. Процессуальные теории мотивации………………………………..17
2.4.1 Теория ожидания В. Врума…………………………………………..17
2.4.2 Теория равенства (справедливости) Адамса……………………..18
2.4.3 Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера……………………………....18
2.4.4 Теория постановки целей Э. Лока…………………………………………..19
2.4.5 Концепция партисипативного управления…………………………….19
3. Мотивация и стимулирование труда на практике………………………...20
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………..28
3. Мотивация и стимулирование труда на практике
Для мотивации труда, для обеспечения необходимого уровня трудовой активности администрации предприятия необходимо: определить набор благ, который будет положен в основу мотивирования работников. Этот набор должен отражать все основные потребности и интересы человека. Мотивирование труда включает и стимулирование, то есть создание условий, при которых работник может удовлетворить свои потребности, достигнув заранее установленных показателей.
Стимулирование труда — это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации работников. Вместе с тем оно несет в себе нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.
Система морального и материального стимулирования труда на предприятиях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работников, и как следствие, повышение эффективности труда, его качества.[6]
Одним из основных материальных стимулов является заработная плата. Заработная плата - самый эффективный, но, при этом, и самый дорогой способ трудовой мотивации персонала. Основной недостаток этого способа стимулирования, помимо его высокой стоимости, состоит в эффекте привыкания. Многочисленными экспериментами установлено, что повышение заработной платы, как правило, ведет к росту эффективности труда, но попрошествии некоторого времени эффект прибавки пропадает и эффективность труда падает даже ниже той, в которой была сделана прибавка. Кроме того, в отличие от морального стимулирования, существует минимальный размер прибавки заработной платы, ниже которого прибавка оказывает дестимулирующее воздействие.
Существует два основных подхода к определению размера заработной платы.
Во-первых, назначение заработной платы в зависимости от результатов труда. Так, в древнем Китае врач получал зарплату только за те дни, когда император был здоров.
Во-вторых, назначение заработной
платы в зависимости от
С ростом благосостояния зарплата из средства удовлетворения основных физиологических потребностей превращается в средство удовлетворения потребностей более высокого порядка. Работники, чьи ожидания не удовлетворяются, разочаровываются. Такое происходит на рабочих местах, где возлагаемая ответственность высока, а заработная плата низка. Работник ожидал, что пропорционально объему ответственности он получит и вознаграждение. Он может почувствовать, что его мотивация снижается, если узнает, что другой получает больше за такую же работу.
Недостатки стимулирования на основе заработной платы привели к поиску новых форм, и основным достижением стало развитие инструментов соучастия в прибыли и в собственности.
Согласно концепции участия в прибыли трудовой доход составляют две части - постоянная и переменная. Первая часть состоит из зарплаты, вторая часть доходов персонала выплачивается в виде бонусов, формируемых в каждой организации с учетом ряда факторов, касающихся ее экономического положения.
Первоначально
участие в собственности
В организациях используются и нематериальные способы стимулирования – моральное поощрение.Они получили достаточное распространение по двум причинам. Во-первых, они, при этом, относительно дешевы и, во-вторых, они достаточно эффективны
К формам морального поощрения отдельных работников относятся: награждение работника специальным дипломом или наградным листом (похвальная грамота) за высококачественный бездефектный труд; вручение наградных значков ("знаков почета", которые работник носит на одежде), нередко вместе с небольшим подарком; вывешивание фотографий на доске почета с указанием конкретных достижений, посылка благодарственного письма в семью отличившегося работника.[1]
Важны также групповые достижения работников. Поэтому применяются различные формы морального поощрения групп отличившихся работников - присуждение отличившейся группе работников переходящих вымпелов и знамен по итогам соревнования с другими группами; посылка группы отличившихся работников на место запуска изделия в эксплуатацию; командировка (вместе с семьями) в другие отделения фирмы, на конференции, проводимые в местах отдыха, за рубеж. Оплату всех расходов несет фирма. Все виды поощрений (как индивидуальных, так и групповых) вручаются в торжественной обстановке.
Разновидностью стимула являются особые льготы, например, разрешение врачам парковать машины в запрещенных местах, пожизненный пропуск на фирму. Хорошо работающим стимулом является представление особо оборудованного рабочего места.
Особо следует выделить стимулирование рабочим временем. Наиболее часто используется гибкий график, когда работник должен за неделю выработать 40 или 32-36 часов, а распределение часов по дням недели он определяет самостоятельно. Другой популярной в США моделью является система 4 х 10 - четыре дня в неделю по 10 часов.
Наконец,
самым эффективным
В отдельную группу способов стимулирования можно выделить социальные (соцпакет) -широко используются и различные формы социального страхования, финансируемые за счет собственных фондов фирмы, включение вконтракты, связанные с перемещениями оплаты переезда и "подъемные".[6]
Многие фирмы и организациипрактикуют оплату найма жилья особенно в случаях, когда желательно неявно закрепить работника за фирмой. Для топ-менеджеров практикуется и оплата приобретения жилья, обычно частичная. Популярна и оплата расходов на бензин, транспорт, парковку и связь. Эти расходы повышают мобильность и, следовательно, эффективность работы персонала. В большинстве крупных фирм они входят в стандартный компенсационный пакет. Для топ-менеджеров и ценных специалистов практикуется предоставление машины, оплата приобретения машины.
Важным
инструментом создания корпоративной
культуры и через нее - внутреннего
стимулирования являются фирменные
праздники - день фирмы, юбилеи, чествование
лучших работников.Практикуется и оплата
клубов, фитнес-центров, бассейнов. Эти
расходы окупаются за счет сокращений
выплат по болезни и роста
При небольших дополнительных затратах можно придать характер социального поощрения повышению квалификации. Практикуется и оплата литературы (для преподавателей она предусмотрена законом).
В США широко используется оплата дополнительных выходных, включающая обязательно оплачиваемые праздничные дни (7-11 дней в году); обязательно оплачиваемые каникулы (рождественские, пасхальные - до 12 дней); оплачиваемые личные праздники (день рождения, именины, юбилеи и пр. - до пяти дней).
Ряд практических рекомендаций для организации стимулирования работников на предприятии (В. В. Травин и В.А. Дятлов)
Практические рекомендации по повышению стимулов к труду | Содержание рекомендации |
Учреждение приза «Здоровье» | В учреждении в течении года ведется учёт заболеваемости ОРЗ и заболеваниями, близкими к нему по тяжести и последствиям. При подведении итогов призами награждаются работники, которые меньше всех отсутствовали на работе из-за болезней, что даёт ощутимую выгоду учреждению |
Введение системы сдвинутого графика работы | Работники учреждения имеют возможность в течение недели (месяца) свободно распоряжаться своим рабочим временем, что удобно в быту, устраняет излишнюю напряженность на производстве в связи с невозможностью в нужное время решить свои бытовые проблемы, снимает проблему «самоволок» и скрытую потерю рабочего времени |
Премирование временем | Работникам
предоставляется возможность |
Введение платы за любое рационализаторское предложение | Принимаются все
предложения и сразу |
Программа «Имидж учреждения» | Специальная программа по повышению имиджа учреждения, достигаемая рекламой в городе и через специальные атрибуты: спецодежду, фирменные знаки, акции милосердия, спортивные команды |
Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства | Конкурсы проводятся по отдельным массовым профессиям. Призёр получает крупный приз и становится известным всему коллективу |
Неформальное общение в коллективе | Практикуются
регулярные неформальные встречи коллектива
вне работы, которые сплачивают коллектив,
позволяют поднять престиж |
Использование системы профессионального продвижения и ротации | Вырабатывается
специальная система повышения
квалификации всего персонала предприятия.
Создается |
Таблица № 3[6-c.119]
Заключение
Таким образом, на основании анализа литературы по теме моей курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1.Мотивация — это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.
2.Современные теории мотивации основаны на результатах психологических исследований. Элементы психологии были введены в теорию управления в работах Элтона Мэйо — основателя поведенческой школы теории управления
3. Отсутствует какое – либо канонизированное учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определена мотивация.
4. Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека.
5. Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия
6. Необходимым и важнейшим условием эффективной работы сотрудника в организации является его мотивация. Мотивация появляется как результат восприятия и оценки своего труда в организации и комплекса мотивирующих воздействий, направленных на него.Мотивация реализуется через систему потребностей.
7.Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективностиработы сотрудников.
Литература
1.Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. – 672с. : ил. – Парал. тит. англ.
2.Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. - СПб: Питер, 2001, с. 173-198.)