Ценообразование и выявление направлений снижения издержек на предприятиях гостеприимства и туриндустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - выявить особенности ценообразования на предприятиях гостеприимства и туриндустрии, разработать организационно-методические подходы и практические рекомендации по совершенствованию процесса управления издержками в туристских организациях.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
1. Выявить отраслевые особенности ценообразования.
2. Обобщить и систематизировать существующие теоретико-методологические концепции о сущности и содержании затрат;
3. Рассмотреть примеры снижения издержек предприятий отрасли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ 7
1.1. Специфика и состав туристической индустрии 7
1.2. Цена и ценообразование в сфере гостеприимства и туриндустрии 10
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ 20
2.1. Классификация затрат 20
2.2. Основные направления снижения издержек 26
2.3. Применение методов снижения издержек на предприятиях 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 466.50 Кб (Скачать документ)

   Федеральное агентство по образованию 

   Волгоградский государственный университет

   Факультет управления и региональной экономики

   Кафедра экономики предприятия и инновационной  деятельности 
 
 
 
 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА

   по  дисциплине «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

   на  тему

   «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ» 
 
 
 

                  Выполнила: студентка Плюшко-Волковинская Н.М.

                  Гр. Мтб-072

                  Научный руководитель: д.э.н. доцент Степочкина Е.А. 
                   
                   
                   

   Волгоград, 2009 

   СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Туризм  — это крупнейшая многоотраслевая  система, отдельные элементы которой  находятся в тесной взаимосвязи  друг с другом. Это отрасль, которая превратилась во всем мире в мощный катализатор экономического развития и межгосударственных интеграционных процессов, т.е. туризм способен приносить государству существенный доход.

     Российский  туррынок развивается быстро. для  того, чтобы он стал цивилизованным, нужны грамотные специалисты, которые должны иметь четкие представления о технологиях предпринимательства в туризме.

     Туризм  сегодня — это один из немногих динамично развивающихся видов  отечественного бизнеса, поэтому чтобы  преуспеть в туристской деятельности в современных условиях, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента и выполнений требований законодательства подход. Актуальность изучения предпринимательства в сфере сервиса и туризма является очевидным.

     Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов: во-первых, туристский бизнес не требует больших инвестиций; во- вторых, на туристском рынке успешно взаимодействуют различные организационно-правовые формы предприятий, которые быстро оборачивают капитал, а также получают доход за счет валютных операций. Поэтому для перспективного развития туризма и сервиса необходимо владеть механизмом предпринимательства с учетом его специфики в этих областях.

     В курсовой работе изложены материалы, которые  раскрывают основные вопросы, касающиеся ценообразования и выявления направления снижения издержек на предприятиях сервиса и туризма.

     Предпринимательство как процесс представляет собой  целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов  рынка и получение определенной прибыли, в противном случае поставленная предпринимателем цель не будет достигнута.

     Актуальность  исследования. Современная цивилизация вступает в стадию постиндустриального развития, когда доминирующими сферами хозяйства становятся услуги и информация. Одной из наиболее динамичных «сервисных» отраслей народного хозяйства является туризм.

     Бурное  развитие туризма в мире за последние  десятилетия, главным образом, объясняется  повышением спроса на туристские услуги в результате роста общественной производительности труда, увеличения доли свободного времени и материального благосостояния людей, улучшением качества их жизни.

     Туристский  бизнес привлекает предпринимателей сравнительно небольшим объемом стартового капитала, быстрым сроком его окупаемости, постоянным спросом на туристский продукт и услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат и быстрой возможностью завоевать соответствующий сегмент на туристском рынке.

     Очень велико влияние на степень предпринимательского риска таких факторов, как отсутствие профессионального опыта руководителя предприятия, слабые общеэкономические знания персонала, финансовые просчеты, плохая организация труда, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость предприятия к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.

     Изменчивость  современной экономической среды  заставляет предпринимателей постоянно  совершенствовать методы и технику  управления, в том числе и управление издержками. Управление издержками - чрезвычайно сложная и перспективная область экономических исследований. Это подтверждается многочисленными теоретическими разработками и большим спросом на консалтинговые услуги по управлению затратами в хозяйственной практике развитых стран. В экономике России в настоящее время прослеживаются специфические тенденции повышения интереса к управлению затратами.

     Издержки - явление сложное и динамичное. Они заслуживают постоянного  и пристального внимания собственников  и специалистов - экономистов, финансистов, бухгалтеров и менеджеров, потому что проблема издержек не только теоретическая, но и практическая. Затраты активно участвуют в формировании и исполнении управленческой политики и играют существенную роль в области управления и принятия хозяйственных решений. Точно рассчитанный показатель себестоимости туристского продукта позволяет определить истинный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (в бухгалтерском учете), избежать ошибки по четырем налогам (налогу на прибыль, НДС» налогу на пользователей автодорог, налогу на имущество) (в налоговом учете), позволяет принимать верные управленческие решения, проводить эффективную ценовую политику (в управленческом учете).

     Отсутствие  информации о затратах, которые являются базой для определения продажной цены туристских услуг и служат основой прогнозирования и управления процессом формирования туристского продукта, приводит к несвоевременному выявлению непроизводственных расходов, невозможности выработки и реализации мер по их недопущению, определению оптимального объема реализации туристских услуг. Это в результате ведет к снижению эффективности деятельности туристской организации в целом.

     В трудах отечественных и зарубежных специалистов достаточно подробно рассматриваются теоретические и практические аспекты издержек многих видов деятельности. Однако в современной экономической литературе практически отсутствует комплексный анализ затрат в сфере туризма. В туристских организациях, несмотря на назревшую необходимость, практически отсутствует налоговое планирование. Вместе с тем продуманный подход к калькулированию, лежащему в основе управленческого учета, в ряде случаев способен облегчить налоговое бремя организации, повысить эффективность хозяйствования.

     Цель курсовой работы - выявить особенности ценообразования на предприятиях гостеприимства и туриндустрии, разработать организационно-методические подходы и практические рекомендации по совершенствованию процесса управления издержками в туристских организациях.

     В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:

     1. Выявить отраслевые особенности  ценообразования. 

     2. Обобщить и систематизировать  существующие теоретико-методологические  концепции о сущности и содержании  затрат;

     3. Рассмотреть примеры снижения  издержек предприятий отрасли.

     Объектом  исследования является туристская отрасль  Российской Федерации.

     Предмет исследования - совокупность теоретических, методологических и организационно-методических вопросов управления издержками в организациях, выполняющих операторские и агентские функции по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.

     Теоретической основой исследования послужили  пособия российских экономистов  по современным проблемам экономики  переходного периода, экономике  туризма, учету затрат, комплексному анализу, финансовому менеджменту.

     Информационной  базой исследования послужили законодательные  и нормативные акты, материалы периодических изданий.

     При обработке исходной информации использованы методы логического, сравнительного, и системного анализа.

     Работа  состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматривается специфика ценообразования на предприятиях гостеприимства и туриндустрии, во второй – классификация издержек в отрасли, основные направления их снижения в теории и на практике конкретных предприятий. 

ГЛАВА 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ  НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ

1.1. Специфика и состав  туристической индустрии

 

     Туризм - путешествие в свободн6ое время, один из видов активного отдыха; осуществляется, как правило, через туристские организации по туристским маршрутам (в форме организованного или самодеятельного туризма); является одним из наиболее эффективных средств удовлетворения рекреационных потребностей населения, так как сочетает оздоровление, познание, общение и т.д.

     Туристский  продукт – это комплекс туристских услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его  путешествия, т.е. совокупность вещественных и невещественных потребительных стоимостей.

     Туристские  услуги – это услуги субъекта в туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта и развлечений, направленные на удовлетворение потребностей туриста. [5]

     Деятельность  туроператоров в большинстве случаев создает организационную подготовку турпродукта, его частичное производство и продвижение к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно отнести к производственному предпринимательству.

     Турагенты выполняют функции посредников — продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например, страхование, консульское обслуживание и т. п. Это — смешанный вид деятельности.

     Контрагенты являются исполнителями туристских услуг (гостиницы, рестораны, переводчики, экскурсионные бюро и т. п.), которые оказывают услуги потребителям турпродукта, то есть активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут быть отнесены к производственным предпринимателям. [6]

     В сфере туризма широко распространена консультативная предпринимательская деятельность. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг.

     В 90-х годах ХХ в. на туристский рынок  стремительными темпами вошел вид предпринимательства, обусловленный развитием науки и техники, а также системы международных связей, — системы бронирования и резервирования, которые являются связующим звеном многих субъектов туристского рынка. В настоящее время действуют различные компьютерные системы бронирования и резервирования. Среди них — авиационные, железнодорожные, гостиничные, корпорационные, национальные, а также глобальные компьютерные сети (ГКС) бронирования и резервирования. [6]

     Зарубежные  специалисты по туризму в своих исследованиях разделяют всю систему предпринимательства в туризме на две части: туристская индустрии и индустрия гостеприимства. Туристическая индустрия включает индустрию развлечений, туроперейтинг, туристические агентства, транспорт, экскурсионно-познавательные организации. Индустрия гостеприимства включает индустрию услуг, индустрию размещения и индустрию питания.

     Согласно  точке зрения специалиста в области гостиничного бизнеса в Австралии Линн ван дер Ваген, индустрия гостеприимства включает в себя такие отрасли, деятельность которых направлена на предоставление жилья, продажу алкогольных напитков, предоставление пищи и увеселительных мероприятий. Ряд отечественных авторов, в частности В.А. Квартальнов, к основным сегментам индустрии туризма относят индустрию транспорта, туроператорскую и турагентскую деятельность, индустрию гостиничного дела, индустрию питания и развлечений. [7]

         Классификация Л. Мастни:

         1. Основное предпринимательское ядро  туризма — туроператоры и турагенты как рычаг, приводящий в действие другие факторы производства в туризме.

         2. Сектор транспортных перевозок,  сектор размещения и питания,  сектор развлечений.  [7] 

     Виды  туристского обслуживания и предпринимательства, относящиеся к индустрии туризма  и индустрии гостеприимства, представлены на рис. 1. 

     Рис. 1. Предпринимательство  в туризме 

Информация о работе Ценообразование и выявление направлений снижения издержек на предприятиях гостеприимства и туриндустрии