Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявить особенности ценообразования на предприятиях гостеприимства и туриндустрии, разработать организационно-методические подходы и практические рекомендации по совершенствованию процесса управления издержками в туристских организациях.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
1. Выявить отраслевые особенности ценообразования.
2. Обобщить и систематизировать существующие теоретико-методологические концепции о сущности и содержании затрат;
3. Рассмотреть примеры снижения издержек предприятий отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ 7
1.1. Специфика и состав туристической индустрии 7
1.2. Цена и ценообразование в сфере гостеприимства и туриндустрии 10
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ 20
2.1. Классификация затрат 20
2.2. Основные направления снижения издержек 26
2.3. Применение методов снижения издержек на предприятиях 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Даже при европейском уровне проникновения Интернета агентствам не грозит скорое исчезновение. Живые лица и глянцевые брошюры ориентированы на клиентов пожилого возраста и в ближайшие годы будут по-прежнему востребованы.
Для
отечественных пользователей
На периферии динамика роста туристического Интернета определяется развитием самой Сети и особенностями того или иного региона. Например, жители Дальнего Востока ездят чаше в Китай-Японию, чем в Европу. В Китае и Японии нет авиакомпаний-дискаунтеров, и, соответственно, спрос у дальневосточных туристов на бронирование этого вида услуг через Интернет ниже. Просто в силу специфики региона.
Правовые ограничения серьезно мешают электронному билету. Пока обязательной формой отчетности считается бумажный бланк, так что даже в случае онлайнового заказа пассажиру приходится забирать «твердую копию» в офисе компании, либо в аэропорту. Эти препятствия попытался обойти Минтранс, разрешивший брать пассажиров на борт без бумажного билета, однако командировочным виртуальный билет все равно необходимо дополнять бланком. Международная федерация гражданской авиации (IATA) обязала семь своих российских участников полностью перейти на электронные билеты до конца 2007 года. [15]
Продажу туруслуг через Интернет ждет бурный рост. В ближайшие пять лет рынок продаж туруслуг через Интернет ожидает бурный рост. Именно этот способ работы агентств в период кризиса станет наиболее востребованным за счет снижения издержек, например, на содержание офиса.
Один из крупнейших игроков на рынке интернет-торговли — Ozon.ru (оборот по итогам 2008 года 102,4 млн долларов) — запустил систему онлайн-бронирования транспортных билетов и турпродуктов, получившую название Ozon-travel. Оператором проекта стала компания «Интернет Трэвел». По словам ее гендиректора Анны Цыганковой, в скором времени через Ozon-travel можно будет забронировать железнодорожные и авиабилеты на рейсы российских и международных компаний, номера в российских и зарубежных отелях, арендовать автомобиль, оформить страховку, приобрести турпакет, получить визовую поддержку. К четвертому кварталу 2009 года, по словам Цыганковой, Ozon-travel должен выйти на ежедневный показатель в 400 заказов, а к 2011 — в 1500 заказов. Предполагается, что порядка 80% от всех заказов составят авиабилеты, а оставшиеся 20% — все остальные услуги.
Продажи туруслуг через Интернет постепенно принимают массовый характер: уже сейчас на рынке работают несколько десятков он-лайн-агентств. Помимо этого, сейчас активно практикуют продажи билетов через Интернет авиакомпании. Этот механизм упростился после принятия законодательной базы (Госдума одобрила закон об электронных билетах осенью 2008 года, — BFM.ru), регулирующий так называемое направление электронных билетов. Сейчас 2/3 всех продаж авиабилетов российских авиакомпаний проходят через Интернет.
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько: «Спрос на туры продолжает падать, но одновременно растет доля электронной торговли и прямого бронирования. Это происходит не только в России, но и во всем мире. В условиях кризиса многие туристические и не только компании обратились к интернет-торговле». По его оценкам, на текущий момент снижение спроса по основным турнаправлениям составляет 20–35%. При этом в 2009 году ожидается снижение выездного турпотока по сравнению с прошлым годом на 22% — с 8,4 млн до 6,5 млн человек. Такие прогнозы делают в холдинге «Интурист».
Менеджер отдела маркетинга и внешних коммуникаций российского представительства Amadeus (система бронирования для турагентств) Екатерина Григорян: «Судя по тому, как возрос в России спрос на различные технологии по онлайн-бронированию среди туристических агентств и авиакомпаний в 2007 и 2008 годах, можно говорить о росте популярности интернет-бронирования туристических услуг среди самих туристов». По данным Amadeus, традиционно рост онлайн-бронирований приходится на весну (март, апрель) — 25–30%, а спад наблюдается, как и в офф-лайн продажах, в последние два месяца года.
Назвать объемы рынка продаж туруслуг через Интернет не берется никто из участников рынка, как и оценить общие продажи туров по России. В чистом виде рынка продажи туристических услуг через Интернет в России нет, считает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. В западном понимании этот сегмент предполагает, что покупатель может выбрать тур через Интернет и, оплатив его картой или через интернет-банкинг, стать владельцем соответствующего полиса. «У нас чаще всего есть выбор туров через Интернет, но оплата производится в офисе агентства. Иногда есть доставка соответствующих документов курьером, но полноценной интернет-торговли турами пока не существует. Это связано как с процедурой их оформления, так и со слабым развитием соответствующих платежных инструментов», — считает эксперт.
По данным «Озона», основанным на исследованиях компаний PhoCusWright, J.P. Morgan, EyeforTravel, доля туруслуг, реализованных через Интернет по итогам 2008 года составила 5% от общего количества продаж в России. В течение ближайших пяти лет этот показатель достигнет 10–20%, — цитирует прогнозы руководителя консалтинговой практики «Туризм и гостеприимство» Strategy Partners Елены Киселевой издание «Туринфо».
По подсчетам маркетингового агентства Step by Step, объем российского рынка электронной торговли в 2008 году составил порядка 8,8 млрд долларов. При этом доля интернет-продаж ж/д и авиабилетов несколько увеличилась и составила 5,5–6%. Согласно оптимистическому сценарию развития рынка в 2009 году, доля интернет-продаж билетов останется на уровне 2008 года, пессимистический же сценарий предусматривает снижение этого показателя на пять или даже более процентов.
Несколько иные оценки приводит Сергей Фильченков из ИК «Финам»: по его словам, в прошлом году продажи билетов через Интернет приблизились к 1 млрд долларов. «Правда, 60% таких продаж производятся по модели «заказ через Интернет – доставка с курьером – оплата наличными». Полноценная продажа электронных билетов начала развиваться относительно недавно и стремиться ей есть куда», — уверен эксперт. Для сравнения: в США доля интернет-продаж туруслуг от общего объема реализованных предложений составила 50%. По итогам прошлого года этот сегмент лидировал по продажам через Сеть при объеме в 108 млрд долларов (оценки Forrester Research, PhoCusWright).[16]
Опыт
компании TUI. Еще в сентябре 2006 г. произошла реструктуризация
австрийского отделения TUI.
А в декабре туристический гигант объявил
о целой серии нововведений, в основном
направленных на минимизацию расходов.
Так, он собирается объединить две авиакомпании
TUI – Hapagfly (чартерный перевозчик) и HLX (low-cоst)
– под брендом Tuifly.com. Кроме того, оператор
запустил «программу снижения издержек»
на 250 млн. евро, которая должна завершиться
к 2008 г. В ее рамках, в частности, – сокращение
персонала в разных филиалах и офисах
продаж компании. Как следует из пресс-релиза,
размещенного на сайте TUI, штат будет уменьшен
на 3600 рабочих мест, из них 2600 – в Великобритании.
Эти меры приняты, чтобы устоять «в условиях
постоянно меняющегося рынка и возросшей
конкуренции», гласит пресс-релиз. Правда,
если дела пойдут хорошо, к следующему
новому году компания предоставит 3300 новых
рабочих мест. Параллельно TUI намерен активно
развивать продажи через Интернет. «Что
мы понимаем под постоянно меняющимся
рынком? Туриндустрия развивается очень
быстрыми темпами, например, сейчас количество
бронирований через Интернет значительно
превышает покупки в турфирмах, – говорит
Кузей Эсенер. – Поэтому, с одной стороны,
получается, что агенты уже не так важны.
Особенно это заметно в Великобритании,
где Интернет является основным каналом
сбыта. С другой стороны, в сети постоянно
растет количество информации, и турист
скоро не сможет самостоятельно в ней
разобраться. Тогда помощь менеджера снова
станет бесценной!» Ник Лэйнг (Nick Laing), руководитель
операторской компании Steppes Travel: «Это в
меньшей степени коснется тех агентств,
которые работают независимо и продают
туры многих поставщиков. Что касается
розничных продавцов, реализующих продукт
только одного оператора, как TUI, они прекрасно
понимают, что проигрывают Интернету.
Поэтому их и закрывают». [17]
Развитие структуры социально-культурной сферы и туризма предлагает отдельное изучение особенностей и условий функционирования производства услуг, специфичных для предприятий туриндустрии.
Туризм
в настоящее время выступает
в роли предпринимательской сферы,
играет значительную роль в развитии
российского
В процессе написания работы была рассмотрена специфика ценообразования и направления сокращения издержек на предприятиях в сфере гостеприимства и туриндустрии.
При управлении издержками предприятия туризма необходимо учитывать особенности ценообразования туристического продукта, т.к. туристическая услуга имеет достаточно сложную калькуляцию, в которую входит доставка туриста, размещение, питание, экскурсии, медицинские страховки и т.д. При этом необходимо учитывать особенности потребительского спроса, цели и интересы самого потребителя услуг.
Перед предприятиями стоит сложная проблема – найти оптимальное соотношение между затратами и качеством предлагаемых услуг. Это можно сделать, выделив затраты, подлежащие рациональной минимизации при любых результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия без ущерба для качества оказания услуг.
Предприятие должно отслеживание погашение дебиторской задолженности, чтобы не допустить превышения срока исковой давности.
Значительную долю стоимости турпродукта занимают транспортные расходы, поэтому необходимо с особой тщательностью подходить к выбору транспортной компании, обращая внимание на крупные организации, имеющие возможность предоставить свои услуги по более низким ценам без ущерба для качества.
Необходимо уделять большое внимание нормируемым расходам, стараясь не допускать расходов сверх нормы, т.к. это повлечёт за собой уменьшение нормы прибыли.
Также одним из путей сокращения издержек предприятия туризма является широкое использование компьютерных технологий и Интернета, помогающих ему вести помимо документооборота и бухгалтерского учета рекламную и сбытовую деятельность.
Большая доля в структуре реализации должна отдаваться турам, привлекающим наибольшее число клиентов, так как это обеспечивает известность фирмы на рынке.
Для турагентов предпочтительнее покупать услуги у производителей оптом с целью получения скидок и срабатывания эффекта масштаба.
Туристическая фирма должна стремиться к оптимизации численности персонала предприятия, помня о законе убывающей отдачи.
Дальнейшая разработка темы может быть связана с анализом рентабельности отдельных услуг, предоставляемых предприятиями сферы гостеприимства и туризма. Отказ от оказания нерентабельных услуг поможет оптимизировать затраты фирмы и будет способствовать её успешной деятельности. Также необходимо исследовать пути сокращения неявных издержек, связанных с недополученной прибылью и упущенными выгодами.