Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание

На выбор темы курсовой работы повлиял такой аспект, как недостаточно полное познание сущности цены и ценообразующих факторов.
Цель данной работы заключается в рассмотрении основных вопросов ценообразования: характеристики цены как экономической категории в условиях рыночных отношений, классификации цен, ценообразующих факторов и ценовой политики предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Цена.doc

— 381.50 Кб (Скачать документ)


28

ВВЕДЕНИЕ

 

Цены и ценообразование являются одним из ключевых звеньев рыночной экономики. Цена – сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях.

На выбор темы курсовой работы повлиял такой аспект, как недостаточно полное познание сущности цены и ценообразующих факторов.

Цель данной работы заключается в рассмотрении основных вопросов ценообразования: характеристики цены как экономической категории в условиях рыночных отношений, классификации цен, ценообразующих факторов и ценовой политики предприятия.

Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, то есть инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит большую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности.

Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынке. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Цена в условиях рыночной экономики – важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия.

Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, независимо от форм собственности вопрос о ценах – это вопрос их существования и благополучия. Цены определяют рентабельность и прибыльность и, следовательно, жизнеспособность предприятия, являются существенным элементом, определяющим финансовую стабильность предприятия, и сильнейшим орудием в борьбе с конкуренцией.

Ценообразование – это средство достижения целей предприятия.

Актуальность данной темы обусловлена значительной ролью цены в рыночном механизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цена как экономическая категория

 

1.1 Теоретические основы цены

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элемен­тов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая катего­рия. В ней пересекаются практически все основные проблемы раз­вития экономики, общества в целом. В первую очередь это отно­сится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонни­ков одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонни­ки другой теории считают, что цена товара представляет собой сум­му денег, которую покупатель готов заплатить за товар определен­ной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.

В отличие от цены ценообразование представляет собой про­цесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в ос­новном две системы ценообразования: 1) централизованная, кото­рая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и 2) рыночная, ос­нованная на базе взаимодействия спроса и предложения.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Пегги, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется ко­личеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции за­ключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в това­рах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики.

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек­тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных за­трат в наилучшем варианте использования производственных ре­сурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.

Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Цено­образование, являясь одним из основных звеньев рыночной эконо­мики, выступает не только гибким инструментом, но и важным ры­чагом управления.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбаланси­рованности спроса и предложения. Он является одним из регулято­ров общественного производства, способствуя «переливу» ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секто­ров. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается функция цены как критерия рационального размещения производства.

 

1.2 Экономические функции цены

Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реали­зации в реальной действительности внутренней, глубинной сущнос­ти экономической категории.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.

1. Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, то есть яв­ляясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сы­рья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на ры­нок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием мно­жества факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте изго­товителя и покупателя товара в результате столкновения их интере­сов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конку­рентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качест­ва товара стремится обогнать конкурентов.

В этой функции цена служит средством исчисления всех стои­мостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели — ВВП, национальный доход, объ­ем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.

Качественные показатели — рентабельность, производитель­ность труда, фондоотдача и др.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции равен сум­ме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги исходя из затрат труда.

В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хо­зяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

2. Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимули­рующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать (или препятствовать) увеличе­нию (или сокращению) выпуска и потребления тех или иных това­ров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:

• научно-технический прогресс;

• экономию затрат ресурсов;

• изменение качества продукции;

• изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем установления повышен­ного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, ко­торая позволяет производителю выгодно реализовать свою продук­цию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обес­печивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помо­щью действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны.

Важное значение имеет стимулирование ценами научно-техни­ческого прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении но­вых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потреб­ления совершается путем применения ценовых мероприятий. Рацио­нализация структуры производственного потребления осуществляется путем формирования, соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу по­лезного эффекта и др.

Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвен­ных налогов, а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, систе­мы договорных цен и т. д.

В настоящее время в условиях переходного для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование ценами производства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыноч­ных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осущест­вляется распределение и перераспределение национального (чисто­го) дохода между:

• отраслями экономики;

• различными формами собственности;

• регионами страны;

• фондом накопления и фондом потребления;

• различными социальными группами населения.

Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары обеспечивается перераспределение с помощью бюджета де­нежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавлен­ную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общего­сударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.

С помощью цены осуществляется перераспределение создава­емой стоимости между производителем и потребителем, между от­дельными категориями населения; Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При уста­новлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспре­деляется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного то­вара несет повышенные расходы, а продавец соответственно полу­чает увеличенные доходы.

Информация о работе Ценообразование