Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 13:46, курсовая работа
На выбор темы курсовой работы повлиял такой аспект, как недостаточно полное познание сущности цены и ценообразующих факторов.
Цель данной работы заключается в рассмотрении основных вопросов ценообразования: характеристики цены как экономической категории в условиях рыночных отношений, классификации цен, ценообразующих факторов и ценовой политики предприятия.
Итак, необходимо постоянно иметь информацию о том, что происходит в экономике в целом, какие могут быть приняты законы в ближайшей перспективе, с какими странами будут устанавливаться экономические связи и какие законы действуют в этих странах, в каком направлении будет развиваться экономическая ситуация.
Для правильного прогнозирования цен на свою продукцию необходимо также изучать динамику цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д.
На отраслевом уровне анализа осуществляется детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, определяются предполагаемые покупатели и конкуренты. На этом этапе устанавливаются допустимые для предприятия цены на товар для различных конкретных покупателей.
Проведение предприятием правильной ценовой политики на уровне предприятия предполагает получение и анализ информации в следующих аспектах:
• возможность повышения фирмой качества выпускаемых товаров;
• состояние и прогнозирование спроса;
• данные о ценах на потребляемую и реализуемую продукцию;
• изыскание резервов для снижения издержек;
• прогнозирование цен на товары, выпускаемые предприятием, и данные о ценах на такие же товары у предприятий-конкурентов;
• анализ динамики и структуры цен;
• данные о декларировании цен предприятиями-монополистами;
• изучение эластичности спроса на товары, изготовляемые предприятием, изучение структуры и динамики спроса;
• прогнозирование внутренних рынков сбыта и потенциальных конкурентов;
• изучение биржевых цен;
• анализ цен внешней торговли и внешних рынков сбыта. Избираемые предприятием стратегические формы ценовой политики и варианты ее осуществления непосредственно вытекают из проводимой рыночной стратегии. В зависимости от применяемой комбинации вариантов рыночной стратегии избирается конкретная форма осуществления ценовой политики или соответствующая комбинация таких форм.
добиться такого уровня цен, верхний предел которого обеспечивал бы максимальную прибыль; 1
обеспечить нормальную прибыль (возмещение издержек производства плюс средняя норма прибыли);
вести политику ценовой конкуренции;
осуществлять политику неценовой конкуренции;
устанавливать цены на уровне лидера или цен конкурентов;
обеспечивать «престижные» цены, особо подчеркивая высокое качество товара;
поддерживать с помощью цен определенный процент прибыли на авансированный капитал;
регулировать цены, обеспечивающие стабильность объемов и номенклатуры продукции;
добиваться стабильности цен и прибыли путем маневрирования факторами производства;
устанавливать цены с целью вытеснения конкурентов с внутреннего или мирового рынка;
устанавливать низкие цены с целью проникновения на рынок.
Руководству предприятия следует уделять постоянное внимание взаимодействию финансовых и маркетинговых служб. Дело в том, что маркетологи процесс формирования цен обычно начинают с определения цены для конечных потребителей и затем двигаются назад, чтобы определить цены для участников каналов товародвижения, а также приемлемые издержки производства и прибыль. Финансисты же определение цены начинают с издержек, добавляют к ним желаемую прибыль и получают продажную цену. Поэтому руководители предприятия должны добиваться принятия согласованных со всеми заинтересованными службами, и прежде всего экономическими, решений по ценам, что позволит им установить более или менее оптимальные по уровню цены на свою продукцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были проанализированы актуальные проблемы ценообразования. Этот анализ позволил сделать следующие выводы.
Цена как важнейшая экономическая категория и явление выступает не изолированно, а затрагивает все основные элементы хозяйственного механизма, лежащие в основе функционирования экономической системы.
Существует несколько возможных интерпретаций сущности цены. Эти интерпретации определяются прежде всего основными теоретическими традициями в исследовании цены и стоимости: классической, марксистской и маржиналистской.
Функции цен отражают их экономическую сущность и предназначение, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Цены играют активную роль как на микроэкономическом, так и на макроуровне. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятий, фирм, организаций, всех экономических субъектов.
В реальных условиях цены формируются под воздействием двух групп факторов – внешней и внутренней среды. При этом внешние факторы не зависят от действия отдельных субъектов хозяйствования и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в стране и за ее пределами. Напротив, внутренние факторы, то есть факторы микроэкономического регулирования зависят от деятельности конкретных предприятий и фирм.
Цена в условиях рынка является инструментом конкуренции, перераспределения ресурсов и капитала; очевидно, что они формируются не только под влиянием спроса и предложения, но испытывают на себе множество самых разнообразных факторов, начиная от платежеспособного спроса населения и кончая ценами мирового рынка.
Знание системы и видов цен, реально применяемых на внутреннем и внешнем рынке, умение рассчитывать их структуру, позволяют внедрить наиболее рациональные методы и политику ценообразования предприятия с учетом реально складывающейся конъюнктуры рынка, и таким образом обеспечить максимально возможный результат его экономической рентабельности.
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
В заключение необходимо отметить, что современная российская экономика при всем своем масштабном потенциале может эффективно развиваться благодаря ценообразованию.
Список использованных источников
1. Герасименко В.В. Ценовая политика предприятия. – М.: Финстатинформ, 2002.
2. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
3. Есипов В.Е. Ценообразование на финансовом рынке. – СПб, 2000.
4. Котляр Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2002.
5. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. – М.: Бек, 2001.
6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Республика, 1999.
7. Новиков В.Е. Цены и ценообразование. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003.
8. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2001.
9. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование. - М.: Финстатинформ, 2003.
10. Слепов В.А., Попов Б.В. Основы теории рыночного ценообразования. – М., 2001.
11. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М., 2003.
12. Шуляк П.Н. Ценообразование. – М., 1999.
13. Кондрашов В. К вопросу о теоретическом обосновании ценообразования // Экономист, 2000. - №11.
14. Панкрухин А.П. Ценообразование: проблемы, стратегии, инструментарий // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №1.
15. Петросян А.А. Некоторые аспекты тактического ценообразования. // Маркетинг. – 2003. - №3.
16. Райская Н. Ценовая политика и экономический рост // Экономист, - 2003. - №5.