Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:38, курс лекций
Становление рыночной системы в России определяет динамичный , развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.
Целью изучаемого курса является освоение студентами теоретических и практических основ ценообразования в рыночной и современной российской экономике. В данном курсе предпринята попытка увязать современные западные методы формирования цен с российскими особенностями.
Введение ................................................................................................................... 4
Тема 1. Теоретические основы ценообразования ................................................... 4
Тема 2. Виды и структура цен. Стадии ценообразования .................................... 12
Тема 3. Особенности формирования свободных цен ........................................... 22
Тема 4. Методы государственного регулирования цен ........................................ 31
Тема 5. Альтернативные методы определения цен. Виды ценовой стратегии ... 36
Тема 6. Цены в рыночной экономике .................................................................... 46
Тема 7. Цены при переходе к рыночной системе ................................................. 52
Тема 8. Цены и налоги ........................................................................................... 58
Тема 9. Мировые цены ........................................................................................... 66
Список рекомендуемой литературы ...................................................................... 72
Поскольку изменения и спроса и предложения связаны с уровнем цен, то можно констатировать наличие несоврешенной конкуренции.
Какой вид будут иметь графики спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции и почему? Они будут представлять собой прямую линию, параллельную оси абсцисс, что означает постоянство цены при разных объемах спроса и предложения, поскольку по определению совершенной конкуренции, производители не могут повлиять на цены на краткосрочном временнóм интервале при прочих постоянных условиях (прямые Sш Sш и dш dш на рис. 3.2 и 3.3).
Рис. 3.4. Пример образования равновесной цены
3. Валовые и предельные издержки. Предельный доход и цена.
Правило равенства предельного дохода предельным издержкам - основа
определения свободной цены
Понятия “предельные издержки” и “предельный доход” рассмотрены в пункте 1 данной темы: это издержки и доход, связанные с производством и реализацией дополнительной единицы продукции, т.е. это приростные величины.
В рыночной экономике эти понятия имеют очень важное значение для определения оптимального уровня цен и объемов производства.
Известный американский экономист П. Самуэльсон [1] так сформулировал правило равенства предельного дохода предельным издержкам: только когда цена благ равна предельным издержкам, экономика выжимает максимум возможного из наличных ограниченных ресурсов и технологий.
Таким образом, правило равенства предельного дохода предельным издержкам означает условие максимизации прибыли.
Это правило является ориентиром максимизации прибыли для всех типов рынков: чистой конкуренции, монополистической (несоврешенной) конкуренции, олигополии, монополии. Однако условия его применения меняются и будут рассмотрены далее.
Проще всего проиллюстрировать правило равенства предельного дохода предельным издержкам на примере чистой конкуренции (табл. 3.1). При этом следует обратить внимание на идентичность понятий “совокупный”, “валовой”, “полный” доход. Синонимами также являются термины “совокупные”, “валовые” и “полные” издержки.
Таблица 3.1
Условия максимизации прибыли в краткосрочном периоде
при чистой конкуренции
Объем выпуска продукции, ед. |
Совокупный доход, руб. |
Полные издержки, руб. |
Средние издержки на ед. Продукции, руб. |
Совокупная прибыль, руб. |
Предельные издержки, руб./ед. Продукции |
Предельный доход, руб./ед. Продукции |
Q |
TR=P·Q |
TC |
AC=TC/Q |
П=TR-TC |
MC=DTC/DQ |
MR=DTR/DQ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
15 |
7500 |
5880 |
392 |
1620 |
340 |
500 |
16 |
8000 |
6220 |
388 |
1780 |
380 |
500 |
17 |
8500 |
6600 |
388 |
1900 |
425 |
500 |
18 |
9000 |
7025 |
390 |
1975 |
475 |
500 |
19* |
9500* |
7500* |
394 |
2000* |
530* |
500* |
20 |
10000 |
8030 |
401 |
1970 |
590 |
500 |
21 |
10500 |
8620 |
410 |
1880 |
655 |
500 |
22 |
11000 |
9275 |
421 |
1725 |
725 |
500 |
23 |
11500 |
10000 |
434 |
1500 |
* - максимальные значения прибыли
и соответствующие им
В табл. 3.1 параметры производства определяются следующим образом (обозначения в формулах соответствуют общепринятым в книгах западных экономистов [1,2]).
1. Совокупный доход = цена · объем выпуска продукции:
TR = P · Q.
2. Валовые, или полные, издержки = постоянные издержки + переменные издержки:
TС = FC + VC.
3. Средние издержки = валовые издержки : объем выпуска:
АС =
4. Валовая (полная) прибыль = совокупный доход - валовые издержки:
П= ТR - ТС.
5. Предельные издержки = изменение (прирост) издержек : изменение (прирост) выпуска продукции:
МС =
6. Предельный доход = изменение (прирост) дохода : изменение (прирост) выпуска продукции:
МR =
Анализ табл. 3.1 показывает, что совокупный (валовой) доход (графа 2 ) получается уможением объема выпуска (графа 1) на одну и ту же цену, равную 500 руб. Это связано с тем, что в рассматриваемом примере приняты условия чистой конкуренции, при которых фирма не может влиять на цену, а лишь подстраиваться под нее.
В результате цена (Р) и предельный доход (МR) равны (Р = МR).
Как видно из табл. 3.1, максимальное значение валовой прибыли (2000 руб. ) соответствует объему производства, равному 19 единицам. При этом предельный доход (МR) равен предельным издержкам (МС): МR = MC.
Увеличение объема производства свыше 19 единиц, например, до 20 единиц приводит к тому, что предельные издержки (МС) превышают предельный доход (МR): 590>500 (МС>МR).
Этот пример иллюстрирует правило равенства предельного дохода предельным издержкам, т.е. МR = МС. Поскольку в условиях чистой конкуренции, цена равна предельному доходу, то можно записать:
Р = МR = МС,
что означает: цена равна предельному доходу и предельным издержкам.
Таким образом, определение цены основывается на правиле равенства предельного дохода предельным издержкам, что соответствует максимальному валовому объему прибыли.
Графически это правило изображено на рис. 3.5. В точке А кривые МС и MR пересекаются, т.е. МR = МС.
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях чистой конкуренции перед фирмой не стоит проблем определения цены продукции, так как цена складывается на рынке под влиянием спроса и предложения, и доля продукции, производимой фирмой, не может на нее повлиять.
Предметом экономического анализа и регулирования в этом случае является только оптимизация объемов производства при сложившейся цене.
Поскольку чистая конкуренция,
как и чистая монополия, является
идеальной моделью и
Рис. 3.5. Положение фирмы, максимизирующее прибыль,
в условиях чистой конкуренции
Принципы ценообразования в условиях разных моделей рынка приведены в табл. 3.2.
В заключение следует отметить определенную условность и дискуссионность отмеченных положений.
Таблица 3.2
Принципы ценообразования в условиях разных моделей рынка
Характерная |
Вид рынка | |||
особенность |
Чистая конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия |
Базисная цена |
Складывается на рынке |
Складывается на рынке по группам аналогичных товаров |
Складывается на рынке или устанавливается на основе тайного сговора |
Отсутствует |
Корректировка базисной цены |
Отсутствует |
Корректируется по уровню конкурентоспособности |
Отсутствует |
Отсутствует |
Предмет (область) экономического анализа |
Оптимизация объемов производства при сложившейся цене |
Поиск интервала изменения продажной цены |
Уровень средних издержек и удовлетворительной экономической прибыли |
Уровень средних издержек и справедливой прибыли |
Государственное регулирование |
Отсутствует |
Отсутствует |
Антитрестовские законы |
Антимонопольные законы |
Тема 4. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
Вопросы по теме
1. Основные
недостатки рынка.
2. Характеристика
государственного
3. Основные виды регулируемых цен.
4. Методы регулирования цен.
1. Основные недостатки рынка. Необходимость и цели
государственного регулирования цен
В предыдущей лекции рассмотрены особенности формирования свободных цен. Отмечено, что свободные цены в условиях совершенной конкуренции - атрибут рынка в идеальных условиях.
В реальной жизни более распространены несовершенная конкуренция, олигополия, монополия. В связи с этим рыночные системы функционируют в неидеальных условиях, что порождает целый ряд проблем, которые рынок решить не может.
Какие это проблемы? Какие недостатки присущи современным рыночным системам?
Основные недостатки рынка:
1. Преимущества крупномасштабного производства ведут к монополизму и ослаблению конкуренции.
2. Значительная дифференциация доходов населения.
3. Неспособность учитывать
коллективные потребности (
4. Препятствие производству необходимых обществу, но не прибыльных товаров и услуг.
5. Не обеспечивается полная занятость и стабильный уровень цен.
Для устранения этих недостатков рыночных систем осуществляется государственное регулирование экономики, в частности, государственное регулирование цен.
Государственное регулирование цен осуществляется с различными целями:
1) с целью стимулирования
или ограничения развития
2) с целью борьбы с инфляцией;
3) с целью поддержания определенных пропорций между отраслями и сферами народного хозяйства;
4) с целью осуществления структурной перестройки;
5) с целью поддержания жизненного уровня населения;
6) с целью ограничения
монополий и развития
2. Характеристика
с развитой рыночной экономикой и в России
В странах с развитой рыночной экономикой широко используется государственное регулирование цен. Так, в США государство контролирует около 10% цен, в Японии - 20, Швейцарии - 50 и т.д.
В России до 1992 г. регулировались государством все (100%) цены, после либерализации цен намечено довести уровень государственного регулирования до 3%.
Степень государственного регулирования цен в отдельных странах и в разные периоды различна.
Она зависит от следующих
факторов: 1) общего состояния экономики,
2) степени ее монополизации, 3) конкретной
конъюнктуры в отдельных
Степень государственного регулирования цен тем больше, чем сложней экономическая ситуация в стране. При устойчивом развитии экономики и незначительной инфляции государственное вмешательство в ценообразование осуществляется в значительно меньшей степени, чем это даже предусматривается законодательством.
Чем более монополизирована экономика, тем выше степень ее государственного регулирования, включая такой инструмент борьбы со стагфляцией, как контроль зарплаты и цен (стагфляция = стагнация (падение) производства + рост цен (инфляция).
Российская экономика отличается высокой степенью монополизма: по оценкам ряда экономистов она монополизирована на 80-85%. Для сравнения: в США на 200 крупнейших корпораций обрабатывающей промышленности, которые составляют 0,06% от общего числа фирм (356 тыс.), приходится 50% объема продаж.
Законодательная база государственного регулирования цен
Большинство стран с развитой рыночной экономикой имеет законодательные акты, определяющие права и роль государственных органов в регулировании цен, права и обязанности производителей в установлении цен и права потребителей.
Так, в Австрии государственное регулирование осуществляется на основе закона о ценах, в Греции действует кодекс рыночного регулирования, утвержденный указом президента.
В Дании ценообразование регулируется законом о конкуренции, который включает в себя ранее действовавшие закон о ценах и прибыли и закон о деятельности монополий и конкуренции. В Норвегии вопросы цен регулируются законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением монополии.
В Российской Федерации в настоящее время действуют Закон, Указ Президента и постановления Правительства о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию естественных монополий.
До 1994 г. действовал ряд
нормативных документов по регулированию
цен на продукцию предприятий-
Уровни (органы) регулирования цен
В разных странах цены регулируются на разных уровнях: парламентом, правительством, ведомствами и другими органами. Например, в Австрии по тем товарам, по которым существует государственная монополия (табак, соль, услуги связи и железнодорожного транспорта) цены устанавливаются решениями парламента; на спиртные напитки - министерством финансов. Рынок молока, зерна, мяса регулируется через специально созданные организации: Молочный фонд, Зерновой фонд, Комиссию по животноводству и производству мяса. В пределах этих фондов повышенная прибыль одних хозяйств может изыматься и передаваться хозяйствам с повышенными издержками.
В России регулируемые цены устанавливаются федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Следует подчеркнуть, что сельское хозяйство пользуется ценовой поддержкой во многих странах. Так, в США на пшеницу, рис, кормовое зерно, хлопок, арахис, табак существуют залоговые цены, обеспечивающие фермеру минимальный доход. При неблагоприятной конъюнктуре фермер может сдать свою продукцию в залог по этим ценам. Если в дальнейшем конъюнктура улучшается, он может получить залоговую продукцию обратно и продать ее по более высоким рыночным ценам.
Не менее важную роль в США играет целевая цена, которая носит расчетный характер и определяет нижний уровень дохода типового фермерского хозяйства. Если рыночные цены опускаются ниже целевой, фермерам выплачивается компенсационная ценовая надбавка. В США большое внимание уделяется также ценовому паритету (соотношению) цен промышленной и сельскохозяйственной продукции.