Методы расчета и конкретные расчеты цены на продукцию и услуги предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение цен и ценообразования на продукцию и услуги предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
рассмотрены понятие цены и ее роль в предпринимательской деятельности;
дана технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «Липецкая кондитерско-макаронная фабрика», произведена классификация цен на его товары и услуги;
изучены методы расчета цены и произведены конкретные расчеты цены на продукцию и услуги предприятия; оценено влияние различных факторов на цены на продукцию и услуги предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Понятие цены, роль цены в предпринимательской деятельности 5
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, анализ цены на его товары и услуги 14
3. Методы расчета и конкретные расчеты цены на продукцию и услуги предприятия 24
Выводы и предложения 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

изм_экономика предприятия.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

     48,0 * 5 000 = 240 000 руб.

     Изменение прибыли от реализации продукции в ценах отчетного периода по сравнению с базисными ценами под влиянием изменения отпускных цен составило:

     251 000 – 240 000 = 11 000 руб.

     Таким образом, в ценах отчетного периода  реализация вафель также выше, чем  в ценах базисного периода.

     Как и любое предприятие «Липецкая кондитерско-макаронная фабрика» стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Здесь важное значение имеет определение оптимального количества произведенного продукта. Данный метод ценообразования требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточной работы предприятия и получения целевой прибыли.

 

    3. Методы расчета и конкретные расчеты цены на продукцию и услуги предприятия

 

     Ценовая стратегия предприятия зависит  от того, на какой фазе жизненного цикла находиться товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста - несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.

     Важным  для предприятия является учет фактора  государственного регулирования цен. Государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования (долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство). Это осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки.

     Максимальная  цена товара определяется спросом, минимальная - издержками производства. Но значительное влияние на цену товара оказывают  цены и качество товаров конкурентов. С этой целью могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключение о качестве и цене продукции конкурентов.

     В условиях конкуренции предприниматели  при реализации своей продукции  стремятся найти так называемую оптимальную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.

     В настоящее время выделяют три основных метода формирования цен:

     1) с ориентацией на издержки;

     2) с ориентацией на спрос;

     3) с ориентацией на конкуренцию.

     Способ  ориентации на издержки предполагает построение цены по принципу «издержки + прибыль (или + торговая надбавка, наценка)», а также через получение общего объема прибыли и безубыточности. Установление цены по формуле «издержки + прибыль» основано на калькуляции полной себестоимости продукции (единицы) с добавлением прибыли как процента сверх издержек, т.е. по уровню рентабельности данного вида продукции (работ, услуг). Преимущество такого ценообразования заключается в том, что издержки производства сравнительно легко определить, чем спрос, методика их калькулирования достаточно разработана, проста и удобна. К тому же для конкретной отрасли или вида продукции (работ, услуг) цена может быть единой, что снижает ценовую конкуренцию. Однако одним из его недостатков является игнорирование спроса, а поэтому существует вероятность потери потенциальной прибыли [7, 102].

     Ценообразование через общий объем прибыли включает определение общего объема производства в течение рассматриваемого периода, расчета всей суммы издержек и прибыли на этот объем. Суммируя издержки и прибыль, получают общую сумму дохода, а поделив его на объем производства. - искомую цену.

     По  этому способу используется оценочная величина объема реализации (продаж), но игнорируется, что цена может быть определяющим фактором (детерминантой) при продаже, поэтому он более применим для рынка с неэластичным спросом. Расчет цены на основе безубыточности (когда нет прибыли, но нет и убытков) основан на предложении, что предприятие может быть безубыточным при достижении реализации определенного объема продукции (работ, услуг) ОП при данной Ц: 

     Ц∙ОП=И1+И2∙ОП, 

     где И1 и И2 - постоянные и переменные издержки.

     Цена, рассчитанная из этого уравнения, соответствует точке безубыточности, в которой она будет минимальной, а найденный объем производства определяет, при каком уровне использования проектной мощности (или производственной) мощности (лучше в %) доходы от реализации (продаж) равны издержкам производства: 

     [Ц=И1/ОП+И2= (И1+И2∙ОП) /ОП], 

     Ценообразование с ориентацией на спрос усложняется  тем, что его (спрос) значительно  сложнее определять выразить количественно  по сравнению с издержками. В лучшем случае можно иметь общее представление о форме кривой движения спроса, но она подвержена постоянным колебаниям из-за влияния конкуренции, рекламы, появления товаров-субститутов (заменителей), других факторов внешней и внутренней среды. К тому же при оценке спроса на новый товар отсутствуют данные за прошедший период. Приемы оценки спроса - прямые интервью (кто, в каком диапазоне цен готов уплатить за данный товар), эксперимент (цена варьируется в определенных пределах, покупателям, районам и т.п.), статистическая информация (выявление закономерностей между ценой и спросом методом аналогии и др.) [7, 105].

     Выделяют  два приема определения цены с  учетом спроса:

     - дискриминация, т.е. установление разных цен на различные рынках или сегментах рынка с тем, чтобы максимизировать доход в зависимости от различия в кривых спроса;

     - по ассортиментной группе товаров, когда назначение цены с той или иной целью (например, с целью увеличения прибыли, продаж) достигается в рамках всей ассортиментной группы. Существующие между товарами одной ассортиментной группы взаимоотношения и взаимозависимый спрос (спрос на один товар оказывает влияние на спрос другого) могут осуществляться в виде замещения и взаимодополняемости.

     Если, например, товар А является субститутом  товара Б и воспринимается как более нужный, а разница в их цене незначительна, то товар Б будет пользоваться большим спросом. В случаях, когда товар А не намного лучше товара Б, а разница в цене существенная - спрос на товар Б будет расти. Западные экономисты это явление называют позитивной перекрестной эластичностью. Могут быть случаи, когда продажа одного товара стимулирует сбыт другого товара, и может оказаться весьма выгодным один из них продавать по низкой (предельной) цене (и даже в убыток для привлечения покупателей), получая прибыль за счет реализации другого товара. Это называется негативной перекрестной эластичностью.

     Ценообразование с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги) заключается в приглашении  поставщиков (производителей, строителей и т.п.) к участию в торгах на поставку определенного вида товара (строительство объекта и т.п.). Их предложения (тендеры) с указанием наименьшей цены представляют заранее в опечатанном конверте, после вскрытия которого принимается предложение с наименьшей ценой как наиболее выгодное для покупателей. В этом случае решение о назначении цены должно основываться не только и не столько на собственных затратах, как на анализе возможных предложений конкурентов. Проблема состоит в том, что торги может выиграть предложение с наиболее низкой ценой, но при этом возникает определенная степень риска потерять потенциальную прибыль, в свою очередь, предложение с высокой ценой может проиграть торги, что приведет к соответствующим потерям, например затрат на разработку изделия, участие в торгах.

     ОАО «Липецкая кондитерско-макаронная фабрика» используется метод «средние издержки плюс прибыль». Это самый простой способ ценообразования, который заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от видов товаров. Данный метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения - сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет такого способа и формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы.

     Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие  на ближайшее время и перспективу. В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:

     1) Стратегия «снятия сливок» - установление максимально высокой цены, в расчете на потребителя готового купить этот товар по данной цене. Цель: привлечь покупателя → получение прибыли → снижение цены на товар → покупатели, покупавшие товар по высокой цене разумеется будут покупать его и по более низкой.

     2) Стратегия «проникновения» («внедрения») на рынок.

     Установление  значительно более низкой цены, чем  цены на аналогичные товары конкурентов. При эластичном спросе, но могут применять только предприятия-доминанты (имеющие 70% и более объемы на рынке).

     3) Стратегия психологической цены. Основана на особенностях ценовосприятия  покупателя, учитывает психологию покупателя и заключается в том, что цена устанавливается ниже круглой суммы (например, 3999,99 руб., 3890 руб.).

     4) Стратегия следования за лидеров  в отрасли или на рынке. Предполагается, что цена на товар устанавливается  исходя из цены, предполагаемой  главным конкурентом.

     5) Нейтральная стратегия ценообразования.  Обычно используется при определении  цены на новую продукцию. Обычно  по схеме «Издержки + Прибыль». Приносит прибыль около 15%.

     6) Стратегия установления престижной  цены на товары очень высокого  качества, обладающие уникальными свойствами.

     7) Стратегия скользящей цены на  товары массового спроса. Цена  относительно стабильна, изменяется  очень медленно, по мере насыщения  рынка. Чем больше объем производства, тем дольше держится цена или  даже может снижаться.

     8) Долговременная цена на товары  массового спроса. Держится долгое  время, слабо подвержена изменениям.

     9) Цены потребительского сегмента  рынка. На одни и те же  товары или услуги, которые реализуются  различным социальным группам  населения устанавливаются разные цены.

     10) Стратегия гибкой цены. Основана  на ценах, которые быстро реагируют  на изменение соотношения спроса  и предложения на рынке (например, продажа цветов, свежей рыбы).

     11) Стратегия преимущественной цены  предусматривает определенное снижение цены на товары, производимые предприятием - доминантом. Используется, когда нужно воспрепятствовать внедрению новых конкурентов на рынков, заставить их платить большую цену за вхождение на рынок.

     12) Стратегия на установление цены  на товар, выпуск которого прекращен. Предполагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на покупателей, нуждающихся именно в этом товаре.

     13) Цены, обслуживающие внешнеторговый  оборот («Инкотермс»), например, EXW (свободно с завода (с указанием пункта), FCA (франко-перевозчик (с указанием пункта)) и др [7, 108].

     Произведем  расчет цены на продукцию ОАО «Липецкая кондитерско-макаронная фабрика».

     Так, для производства 0, 45 кг макаронных изделий «Рожки» требуется:

     - 0,43 кг муки в/с - 2 руб.;

     - 0,01 кг яичного порошка – 0,50 руб.;

     - 0,01 кг соли – 0,02 руб.;

     - электроэнергия – 1,50 руб.;

     - зарплата производственных рабочих – 1,50 руб.;

     - накладные расходы - 1 руб.

     На  основании указанных затрат, требуемых  для производства 0,45 кг макаронных изделий «Рожки», составим калькуляцию себестоимости. Для этого определим:

     1) Материальные затраты на изготовление макаронных изделий «Рожки»:

     1,2 руб. + 0,50 руб. + 0,02 руб. + 1,50 руб. + 1,50 руб. + 1 руб. = 6,62 руб.

     2) Прибыль от реализации 0,45 кг макаронных изделий «Рожки» (одной пачки).

     Поскольку свободная отпускная цена одной пачки макарон с НДС равна 10,50 руб., а ставка НДС - 18%, то получаем цену одной пачки макарон без НДС: 10,50 руб. /118 * 100 = 8,90 руб., т.е. НДС равен 10,50 руб. – 8,90 руб. = 1,60 руб.

     Прибыль от реализации одной пачки макаронных изделий «Рожки» равна:

     8,90 руб. – 6,62 руб. = 2,28 руб.

     3) Структура свободной отпускной цены одной пачки макаронных изделий «Рожки» представлена в таблице №5:

                           Таблица №5

     Структура свободной отпускной цены одной  пачки макаронных изделий «Рожки» (руб.)

Себестоимость Прибыль НДС
6,62 2,28 1,60

Информация о работе Методы расчета и конкретные расчеты цены на продукцию и услуги предприятия