Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:33, курсовая работа
Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца, так как это наиболее часто встречающийся тип дискриминации.
Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать единой ценой товарного рынка.
Введение 3-4
1. Ценовая дискриминация 5-15
1.1. Ценовая дискриминация и ее мотивы 5-7
1.2. Ценовая дискриминация первого рода 8-11
1.3. Ценовая дискриминация второго рода 10-11
1.4. Ценовая дискриминация третьего рода 11-15
2. Ценовая дискриминация и
способы ее осуществления 16-33
2.1. Методы ценовой дискриминации 17-27
2.2. Влияние ценовой дискриминации на
экономическое благосостояние общества 27-29
2.3. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза 30-33
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Более
сложным вариантом
где
L - средние расходы на оплату труда; М -
средние расходы на материалы; К - средние
сбытовые расходы; F - совокупные постоянные
(накладные) расходы; Q - объем продаж; А
- совокупная стоимость активов; р - целевая
норма прибыли.
2.2 Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества
Рассмотрев
различные варианты проявления ценовой
дискриминации, целесообразно вернуться
к анализу последствий
Рассмотрим
влияние дискриминационного ценообразования
на поведение как продавцов, так
и покупателей. Ценовая дискриминация,
как правило, влечет за собой перераспределение
доходов в обществе в пользу того,
кто ее проводит. Это означает, что
автоматически она наносит
Следует отметить, что любой вид ценовой дискриминации может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на распределение ресурсов и их использование в обществе. Как показывает практика, само по себе явление ценовой дискриминации - оружие обоюдоострое. Такая дискриминация может улучшить положение дел на отраслевом рынке в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Вместе с тем ценовая дискриминация также может способствовать трансформации доминирующей фирмы в монополию. В каждом конкретном случае необходимо специальное разбирательство по этому поводу, которое предполагает рассмотрение судебных исков. Для этого необходимо иметь специальный закон в обществе. Однако использование ценовой дискриминации делает товары и услуги более доступными для потребителей с разным уровнем доходов. К позитивному воздействию ценовой дискриминации можно также отнести явление расширения объема выпуска продукции в тех случаях, когда фирмы, обладающие значительной рыночной властью, не стремятся к монопольному положению. Кроме того, с помощью ценовой дискриминации уменьшается «мертвый груз» монополии.
Вместе с тем не следует забывать, что целью ценовой дискриминации является поглощение потребительского излишка14. Следовательно, она развивается за счет потребительского излишка и негативно воздействует на совокупный спрос, Создавая прочные связи между ведущими фирмами на отраслевом рынке, систематическая ценовая дискриминация воздвигает барьеры на пути новых конкурентов, стремящихся войти на рынок.
Ценовая
дискриминация также
Следует отметить, что систематическая ценовая дискриминация может сохранить и усилить монополистические позиции компаний на отраслевом рынке, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их менее крупным соперникам, способствуя привязыванию покупателей к продавцам, предоставляющим скидки на крупные партии товаров, затрудняя проникновение на конкретные участки рынка новых конкурентов. Вместе с тем систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в отрасли, когда формирование монополистической структуры рынка неизбежно, в то время как несистематическая ценовая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования. Ценовая дискриминация представляет собой достаточно противоречивое явление, которое нельзя оценивать однозначно. Однако многие исследователи убеждены в том, что целью фирмы, берущей на вооружение методы ценовой дискриминации, является захват максимально возможной доли излишка потребителя.
Многие
исследователи считают, что не следует
смешивать монопольный эффект с
ценовой дискриминацией. Последняя
может возникнуть там, где еще
не образовалась монополия на отраслевом
рынке, но есть фирмы, обладающие известной
рыночной властью. Таким образом, причиной
ценовой дискриминации является не монополия,
а рыночная власть фирмы. Ценовая дискриминация
не может эффективно использоваться в
условиях совершенной конкуренции, ее
можно обнаружить лишь на несовершенных
рынках. Только здесь ценовая дискриминация
представляет собой проявление нарушения
эквивалентности обмена. Любой вид ценовой
дискриминации может иметь как положительные,
так и негативные последствия. Как показывает
практика, ценовая дискриминация может
улучшить положение дел на отраслевом
рынке в том случае, когда он чрезмерно
монополизирован. Вместе с тем она также
может способствовать постепенной трансформации
доминирующей фирмы в монополию, увеличению
выпуска продукции, но с ее помощью оказывается
целенаправленное давление на совокупный
спрос.
Фирма, выпускающая товар длительного пользования, сталкивается с проблемой взаимозависимости объема спроса и цен в разные периоды времени. Если сегодня фирма продала ql единиц товара, то завтра эти потребители не будут покупать данный товар, должно пройти какое-то время, чтобы они вновь появились на рынке в качестве потребителей. Остаточный спрос на товар фирмы (завтрашний спрос на товар) зависит не только от цены товара в момент продажи, но и от цены товара, которая была в первый момент времени его выпуска. Но и объем спроса в первом периоде зависит от цены, которую покупатели ожидают в будущем:
Qd1 =D1(P1, P2exp),
Связь между ценами и объемами спроса в настоящем и будущем весьма разнообразна. Объем продаж в будущем может находиться в обратной зависимости от цены в настоящем, так как чем ниже цена сегодня, тем большее количество потребителей купят товар, испытают его в пользовании и расскажут другим, тем больше будет спрос на товар (при том же его качестве) завтра (эффект репутации). В этом случае у фирмы есть стимул назначить сегодня относительно низкую цену с тем, чтобы добиться роста остаточного спроса завтра. Объем будущего спроса может находиться в прямой зависимости от сегодняшней цены, поскольку купившие товар по низкой цене сегодня завтра не появятся на рынке в качестве потенциальных покупателей. В этом случае фирма может использовать межвременную ценовой дискриминацию. Фирма может назначить сегодня высокую цену на новый товар, его купят те, кто оценивают товар высоко. Затем фирма может постепенно снижать цену, захватывая все новые сегменты рынка, привлекая тех потребителей, которые оценивают товар ниже. Таким образом, к концу существования рынка фирма может охватить продажами всех потенциальных потребителей. Примерами применения такой тактики являются высокие цены на билеты премьерных спектаклей, высокие цены на книги, издаваемые впервые, по отношению к обычным спектаклям и обычным книгам и т. д.
Однако
здесь возникает проблема, которую
впервые заметил Коуз (она называется
«парадоксом Коуза»). Суть парадокса
состоит в следующем: если на рынках
товаров длительного
Каким
образом можно разрешить
• Лизинг товара вместо продажи. В случае лизинга оборудования вопрос межвременной дискриминации снимается, поскольку цена (арендная плата) фиксируется в договоре лизинга и не меняется в период срока его действия. Однако лизинг порождает проблему другого характера: в условиях лизинга возникает проблема морального ущерба: люди, использующие арендованный продукт, менее аккуратно обращаются с ним, чем если они покупают его, так что фирма вынуждена нести дополнительные издержки по контролю за аккуратным использованием арендуемого оборудования. В противном случае товар, отдаваемый в лизинг, относительно быстро выходит из строя.
•
Фирма может убедить
•
Планируемое устаревание
•
Приток новых потребителей с высокими
ценовыми предпочтениями данного товара.
Приток новых потребителей, например,
открытие новых рынков сбыта, возрождает
рынок товара длительного пользования,
так что фирме нет
Мы рассмотрели основные проблемы стратегического ценообразования фирмы по отношению к покупателям - проблемы ценовой дискриминации. Помимо выделяемых в теории типов ценовой дискриминации мы проанализировали основные методы ценовой дискриминации -двухчастный тариф, взаимосвязанные продажи, фиксирование соотношения количество/цена. Мы установили и показали на примерах, что несмотря на то, что ценовая дискриминация должна увеличивать прибыль монополии, на практике ее осуществление связано с рядом ограничений, прежде всего с разнообразием предпочтений потребителя, его резервационными ценами на товары и т. д.
Одним
из ярких примеров неоднозначности
использования схем, ценовой дискриминации
служит парадокс Коуза. Проблема воздействия
сегодняшней цены на завтрашней спрос
порождает явление межвременной
дискриминации (характерно в основном
для рынков инвестиционных товаров
и потребительских товаров
Заключение
Нам
часто приходится сталкиваться в
жизни с разными ценами на один
и тот же товар. Ценовую дискриминацию
часто считают
Законы, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных. Есть много примеров, которые показывают, что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны, что нередко и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.
В первой главе рассмотрены определение ценовой дискриминации и три рода дискриминации, использование методов ценовой дискриминации.
Во
второй главе были изучены степени
ценовой дискриминации и ее виды.
Каждый предприниматель выбирает для
себя наиболее удобный для него метод
ценовой дискриминации и
В целом, ценовая дискриминация является не только действенным инструментом увеличения прибыли компании от работы с каждым клиентом, но еще и увеличивает общественное благосостояние. Почему? Все достаточно просто. В первом случае, компания имеет возможность продавать свой товар даже тем клиентам, которые не способны купить его по первоначальной цене, но в состояние заплатить за него сумму, превышающую его предельные издержки (компания все равно в плюсе). А общественное благосостояние улучшается за счет того, что менее обеспеченные люди получают возможность приобретать не доступные им ранее товары и услуги.