Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:22, шпаргалка
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке.
Цена представляет собой также выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.
4. Система цен, их классификация.
Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В систему цен входят не только национальные, но и мировые цены. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, объясняются следующими причинами: 1. существует единый процесс формирования цен на производство. То есть все цены формируются на единой методологической основе: на законах стоимости, спроса и предложения и других экономических законах; 2. хозяйственная деятельность всех предприятий связана между собой — они используют продукцию друг друга. К примеру, изменение тарифов на грузовые перевозки, электроэнергию отражается на ценах практически любой продукции; 3. имеет место тесная связь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
В зависимости от сферы товарного обращения все цены принято делить на так называемые блоки. Наиболее важными блоками единой системы цен являются: 1. оптовые цены на промышленную продукцию; 2. цены на строительную продукцию; 3. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и прочие виды сырья; 4. розничные цены 5. тарифы на услуги грузового и пассажирского транспорта 6. тарифы на коммунальные и бытовые услуги 7. цены внешнеторгового оборота.
Каждый блок состоит из нескольких подблоков. Блок оптовых цен на промышленную продукцию подразделяется на отпускные цены предприятия, трансфертные цены, оптовые цены промышленности и цены биржевых сделок. Блок цен на строительную продукцию включает в себя сметную стоимость, прейскурантную цену и договорную цену. Блок закупочных цен на сельхоз продукцию подразделяется на оптовые цены, фиксированные цены, свободные цены, сезонные цены. Блок Розничных цен включает в себя аукционные цены и коммерческие цены. Блок транспортных тарифов включает тарифы железнодорожного, морского, речного транспорта, автотранспорта, авиаперевозок. Тарифы на коммунальные и бытовые услуги состоят из тарифов на бытовые услуги, тарифов на сервис, тарифов на коммунальные услуги. Цены внешнеторгового оборота подразделяются на цены экспорта и цены импорта.
Определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относят топливно-энергетические отрасли (нефтяная, угольная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. Изменение цен на энергоносители приводит к изменению уровня цен на все без исключения отрасли экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.
Систему цен характеризуют
следующие параметры: 1. уровень — абсолютное количественное
выражение цен в денежной сумме; 2. структура
— определенные соотношения элементов
цены в процентах или долях; 3. динамика
— изменение уровня цен.
В условиях административной экономики повышение цен в названных отраслях часто блокировалось с помощью финансовой системы путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители (сельское хозяйство, отрасли, производящие потребительские товары, и некоторые другие).
В условиях перехода к рынку дотаций в таких широких масштабах, как прежде, быть не может, так как это привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Отмена массовых дотаций значительно усилила взаимозависимость всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более адекватной требованиям рынка.
Чем вызвана столь тесная взаимосвязь (взаимозависимость) цен, входящих в единую систему?
Она обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами. Все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения.
Все предприятия (фирмы) производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют, в конечном счете, единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной, экономической, технологической и др.
Вместе с тем взаимосвязь (взаимозависимость) цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.
5. Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы национальной экономики (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, в розничной торговле).
В сферах национальной экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, в розничной торговле, можно выделить следующие виды цен.
В промышленности:
1. Оптовые цены на промышленную продукцию - это цены, по которым покупается и продается продукция предприятий и фирм-изготовителей. Как правило, продукция продается и покупается оптовыми партиями.
В свою очередь, оптовая цена на промышленную продукцию делится на оптовую цену предприятия (ее называют отпускной ценой) и оптовую цену промышленных изделий данного типа, производимых промышленностью в целом.
Разновидностью оптовой цены на промышленную продукцию является так называемая трансфертная цена. Эта цена применяется внутри предприятия между его подразделениями. Трансфертные цены используются также между различными предприятиями, которые входят в одну ассоциацию. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе и управленческие.
Одним из частных случаев оптовой промышленной цены является биржевая цена товара, или цена биржевой сделки. Эта цена образуется на основании существующих биржевых котировок. К этой котировке могут прибавляться наценки или, наоборот, вычитаться скидки. Их величины определяются в зависимости от вида товара, его качества, расстоянием между оптовым складом и местом потребления товара и др. Все эти обстоятельства оговариваются в биржевом контракте.
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – это вид оптовых цен, по которым сельскохозяйственные предприятия, население, а также другие производители сырья реализуют свою продукцию. Эти цены могут быть средними для данного вида продукции с учетом разной стоимости ее реализации по различным каналам (например, через заготовительные организации, по прямым связям, на сельскохозяйственных рынках). Закупочные цены могут быть также свободными и устанавливаться по договорам в зависимости от соотношения между спросом и предложением.
Так как сельскохозяйственная продукция реализуется обычно один раз в году (обычно осенью) по сезонным ценам, а покупка необходимых товаров осуществляется в течение всего года, на производителях сельскохозяйственной продукции наиболее чувствительно отражается инфляция. В известной мере преодолеть негативные последствия инфляции можно посредством так называемого демпфирования или сглаживания. Эффект демпфирования достигается как прямой государственной поддержкой (льготными кредитами, обеспечением материально-техническими ресурсами и др.), так и взаимодействием с финансово-кредитной системой, в том числе с частными банками.
Цены на строительную продукцию обычно бывают трех видов: 1. сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания и сооружения). Рассчитывается по нормативам расхода материально-технических ресурсов: затраты труда (в зависимости от сезонности) и расход материалов на единицу измерения; 2. прейскурантная цена - сметная стоимость единицы параметра для типового строительного объекта, предусмотренная проектом. В качестве такой прейскурантной цены может быть принята цена 1 кв. м полезной площади, цена 1 кв. м малярных работ, цена 1 куб. м бетонных работ и т. д.; 3. договорная цена - цена, которая устанавливается в каждом конкретном случае между заказчиками и исполнителями.
Розничные цены - это цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. Розничные цены являются конечными, по этим ценам товары поступают непосредственно к потребителям в личное пользование или потребление.
Разновидностями розничной цены считаются: 1. аукционная цена- цена товара, проданного на аукционе. Отличительной особенностью аукционной цены является то, что она может быть в несколько раз выше рыночной цены данного товара. Обычная аукционная цена отражает определенные уникальные свойства товара, что в значительной степени отражается на размере его цены; 2. коммерческая цена – цена на товар, установленная при его продаже на свободном рынке. Коммерческая цена может значительно отличаться от цен, устанавливаемых на этот товар государством.
6. Оптовые цены, их виды и структура.
Оптовые цены на продукцию
- это цены, по которым покупается
и продается продукция
В состав оптовой цены производителя входят: затраты на производство, прибыль производителя, если есть – акциз, плюс налог на добавленную стоимость.
Оптовая цена промышленности (закупки) состоит из оптовой цены производителя, затрат посредника, прибыли посредника и НДС.
Акциз – вид косвенного налога на реализуемые товары и услуги, взимаемого по ставке акцизных сборов с промышленных или торговых предприятий и включаемого в продажные цены товаров и услуг. Акциз введен на товары, не являющиеся предметами первой необходимости. Акцизами облагается реализация вино-водочных изделий, пива, икры осетровой и лососевой рыб, готовой деликатесной продукции из ценных видов рыб и морепродуктов, легковых автомобилей, шоколада, ювелирных изделий и других драгоценных металлов, других предметов роскоши. Акциз уплачивается в бюджет изготовителем товара.
НДС – налог на добавленную стоимость представляет собой ту часть стоимости, которая создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и полностью изымается в государственный бюджет по мере реализации. НДС включается на каждой стадии реализации товара.
К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям. Фирмам, промышленным предприятия для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы.
В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.
Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют: 1.предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг. 2. фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
7. Розничные цены, их структура.
Розничные цены - это цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. Розничные цены являются конечными, по этим ценам товары поступают непосредственно к потребителям в личное пользование или потребление.
В состав розничных цен включаются: оптовая цена промышленности, затраты розничной торговли, прибыль торгового предприятия, НДС.
НДС – налог на добавленную стоимость представляет собой ту часть стоимости, которая создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и полностью изымается в государственный бюджет по мере реализации. НДС включается на каждой стадии реализации товара.
В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.