Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:22, шпаргалка
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке.
Цена представляет собой также выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.
При дальнейшем падении цены возможно продолжение деятельности фирмы лишь в условиях, когда: есть резервы для покрытия убытков; убытки от продолжения производства меньше, чем от его закрытия.
Иногда производство может быть временно приостановлено до предполагаемого вскоре повышения цен. В точке В рыночная цена является критически низкой и равна средним переменным издержкам. Ниже точке В доходы не будут покрывать переменные издержки. В этом случае продолжать производство не имеет смысла. Точка В называется точкой закрытия предприятия.
26.
Затратный и ценностный
Затратный подход в ценовой политике фирмы включает в себя ценообразование методами с ориентацией на затраты. Сюда входят: 1. метод на базе полных собственных издержек равные полным издержкам плюс средняя прибыль. 2. метод на базе переменных издержек. Фирма рассчитывает переменные издержки и к ним добавляет определенный размер прибыли. Постоянные издержки погашаются за счет финансового результата. 3. метод по принципу «средние издержки +прибыль». Целевая прибыль определяется на основе анализа и точки безубыточности производства. 4. метода «дохода на капитал» - надбавка прибыли, определяется процент от дохода на инвестированный капитал. Все эти методы позволяют знать, что цена покроет затраты, даст прибыль, обеспечит стабильность при полном отсутствии риска. Но, с другой стороны, при расчете цены по этим методам полностью игнорируется спрос и фирма лишается возможности получения максимальной прибыли.
В ценностном подходе в ценовой политике фирмы основным фактором при ценообразовании являются не издержки производства, а покупательское восприятие. Данный метод ценообразования дает наибольшую доходность, но сложен в исполнении, требуется очень высокий профессионализм маркетологов. Ценность – это денежная оценка полезности товара, которую покупатель может заплатить. Для этого маркетолог должен оценить товар, найти сегмент рынка, где покупателю может быть навязана ценность товара. Для этого использую маркетинговые приемы: реклама, личное ведение торговли, поиск покупателя для пробы продукта, умение использовать «эффект подражания», «эффект снобизма», брэнд. Реакция покупателей на цену (спрос) определяется путем эксперимента (способ «метание стрел» - выход в разные сектора рынка), изучение конкретной ситуации в разных сегментах рынка, с помощью регрессионного анализа различных факторов, влияющих на спрос. Все эти способы недостаточно надежны в связи с изменчивостью факторов на спрос, тем не менее, они позволяют ориентироваться в ситуации. Главным недостатком этих методов является высочайший риск, а главным преимуществом в случае удачи – максимальная прибыль.
27.
Стадии жизненного цикла
Каждый товар находится на рынке ограниченное время вследствие морального старения. За это время товар проходит определенные стадии жизненного цикла: 1. этап внедрения; 2. этап роста; 3. этап зрелости; 4. этап насыщения; 5. этап упадка.
На этапе внедрения первоначальная цена нового товара, обычно, на 8,5—10% ниже, чем при пробной продаже этого товара, производимой ранее. Чтобы создать рынок этого товара, цена на него на этом этапе должна снижаться. Объем продаж на этом этапе, обычно, невелик, и торговля в целом убыточна.
На этапе роста происходит признание нового товара покупателем. Это ведет к значительному росту объема продаж, и серийное производство данного товара выходит на проектную мощность. Объем прибыли на этом этапе невелик, поскольку прямые и косвенные издержки все еще достаточно высоки. Однако расходы на рекламу могут быть снижены до 3—4% от общей прибыли.
На этапе зрелости происходит стабилизация положения товара на рынке, что означает удовлетворение первоначального спроса покупателей и приближение объема продаж к критическому уровню. Темпы роста объема продаж (но не сам объем!) на этом этапе начинают падать. Прибыль от производства и продажи товара на этом этапе достигает максимального уровня вследствие снижения до минимально возможной величины издержек от всей производственно-сбытовой деятельности. На этом этапе возможно снижение цены на 5-10%.
На этапе насыщения объемы продаж и уровни запасов достигают своего максимального значения, но прибыльность от продаж данного товара начинает падать. На этом этапе цену товара приходится снижать, и это снижение может достигнуть 15%. Расходы же на рекламу придется увеличить, и они могут достигнуть 4—4,5% от общей торговой прибыли.
На этапе спада происходит существенное снижение объемов продаж и необходимых объемов производства.
28. Содержание, цели и формы государственного регулирования цен.
Государство в своей
экономической деятельности имеет
право проводить определенную политику в области цен
и ценообразования. Ценовая политика обеспечивается
Президентом и Правительством РФ в соответствии
с Конституцией РФ. Государственная ценовая
политика проводится путем сочетания
прямых и косвенных методов регулирования
цен и имеет следующие цели: 1. стимулировать
и упорядочить развитие рыночных отношений;
2. создавать условия для честной и социально
направленной конкуренции; 3. создавать
условия для свободного и упорядоченного
перемещения
товаров и услуг; 4. обеспечивать безопасность
и предсказуемость свободной финансовой
деятельности; 5. обеспечивать защиту
частной, государственной, муниципальной,
акционерной и других видов собственности;
6. преодолевать инфляционные процессы;
7. добиваться экономической и социальной
защиты населения.
При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.
В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.
29. Методы прямого и косвенного регулирования цен.
Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования.
Прямое государственное регулирование цен может осуществляться следующими методами:
1. замораживание, т. е. установление постоянства
цен. Замораживание может быть либо всеобщим,
что имеет место при высоких темпах «инфляции,
когда другими методами не удается погасить
рост цен, либо
распространяться на отдельные товары.
В последнем случае заморажива1ние обычно
распространяется на товары повседневного
спроса;
2. установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления. До принятия решения о фиксации цены на том или ином уровне следует провести анализ рентабельности данной продукции и установить величину прибыли. Если окажется, что введение фиксированных цен не обеспечивает получения требуемой прибыли для предприятий или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, могут возникнуть различного рода конфликты. Задача государственных органов в этом случае состоит в том, чтобы выявить эти потенциальные конфликты и предотвратить их до введения фиксированных цен.
В отличие от замораживания цен решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов;
3. установление возможного предела роста
цены за определенный период времени (минимального
или максимального). Бесконтрольный и
быстрый рост цен на дефицитные товары
в условиях, когда увеличение масштаба
их выпуска не может быть быстро достигнуто,
порождает у
продавцов желание увеличить объем получаемой
прибыли без увеличения объемов реализации.
В конечном счете это ведет к сокращению
объемов производства. Это, в свою очередь,
приводит к увеличению дефицита и ведет
к дальнейшему росту цен. Прямое государственное
регулирование пределов роста цен на данный
период времени предотвращает такого
рода процессы;
4. установление предельного норматива рентабельности. Устанавливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. Данный вид прямого государственного регулирования применяется при назначении цен на продукцию предприятий-монополистов.
5. установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории;
6. декларирование цен предусматривает представление в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен. Такая декларация носит заявительный характер. Если решение о декларировании цен принято, то все производители соответствующей продукции, не ссылаясь на коммерческую тайну, должны представлять подобные декларации;
7. установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары;
8. установление рекомендательных цен. По важнейшим видам продукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Фактическая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Однако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекомендательную, как правило, облагают прогрессивным налогом.
Косвенное регулирование цен - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют расширению товарного расширения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.
Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.
К методам косвенного государственного регулирования цен относят: 1. проведение государственных закупок; 2. установление налогов и налоговых ставок; 3. регулирование денежного обращения и кредита; 4. регулирование государственных расходов; 5. политика государственных инвестиций; 6. установление норм амортизации; 7. регулирование валютного курса.
Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер. Технически государственное регулирование цен осуществляется введением в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров (госзаказ, госзакупка).
30. Государственное регулирование цен и тарифов в России.
Действующим законодательством РФ осуществляется государственное регулирование цен на продукцию производственно-технического назначения и цен на товары народного потребления и услуги населению.
В соответствии с постановлением Правительства РФ на федеральном уровне регулируются следующие цены и тарифы:1. природный газ и другие виды газа (за исключением газа, реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам); 2. электроэнергия и тепловая энергия, тарифы на которые устанавливаются Федеральной энергетической комиссией; 3. продукция ядерно-топливного назначения; 4. операции по перекачке, перевалке, наливу и сливу нефти; 5. продукция оборонного значения; 6. драгоценные металлы и драгоценные камни; 7. протезно-ортопедические изделия; 8. перевозка грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; 9. перевозка пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (за исключением пригородных перевозок); 10. обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; 11. услуги почтовой и электрической связи, трансляция российских государственных телерадиокомпаний по списку, утвержденному Правительством РФ.
На региональном уровне регулируются следующие цены и услуги: 1. газ для населения и жилищно-строительных кооперативов; 2. электроэнергия и теплоэнергия, реализуемая населению; 3. топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; 4. перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); 5. оплата населением жилья и коммунальных услуг; 6. услуги систем водоснабжения и канализации; 7. торговые надбавки к ценам на лекарства и изделия медицинского назначения; 8. услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ; 9. ритуальные услуги.
31.
Общие принципы и особенности
государственного
В США во второй половине 20в. предпринимались попытки как прямого, так и косвенного регулирования цен. В начале 70-х гг. рост цен на внутреннем рынке мог привести к галопирующей инфляции, поэтому в 1971 г. был установлен прямой централизованный контроль за ценами. После снижения темпа роста цен в мае 1974 г. администрация президента отменила прямой контроль за ценами. В результате в настоящее время в США контролируются государством от 5 до 10% всех цен.