Теоретические основы механизма формирования цен в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:07, реферат

Описание

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются

основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на

затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и

предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в

целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание

|Введение……………………………………………………………... |3 |

| | |

|1.Цена равновесия………………………………………….……... |4 |

| | |

|2. Структура цены, виды цен …………………………………... |9 |

| | |

|3. Факторы ценообразования…………………………………... |20 |

| | |

|Список литературы……………………………………………….. |27

Работа состоит из  1 файл

Основы механизма формирования цен в рыночной экономике.docx

— 72.65 Кб (Скачать документ)

принято обратное представление, поскольку “цена  потолка”  ограничивает  рост

цены (движение цены вверх) - это искусственно заниженная цена.  И  наоборот,

“цена пола”  не  позволяет  цене  снизиться  за  пределы  этого  лимита—.это

искусственно  завышенная  цена.  Поэтому  на  графике  “цена   пола”   будет

установлена выше точки равновесия, а “цена потолка” - ниже ее.

Цены “пола”  и  “потолка”  могут  устанавливаться  государством  посредством

принудительных  методов регулирования цен для  их поддержания  выше  или  ниже

уровня равновесия.

Пример установления цены “пола” - завышение цен на продовольственные  товары

в США, посредством  субсидий фермерам, с тем, чтобы спасти их  от  разорения.

Однако, при этом образуются излишки непроданного товара,  которые скупаются

государством за счет средств госбюджета.

“Потолковые” цены занижены по сравнению с равновесной ценой  и  препятствуют

повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены  на  товары  -

это  политика   “замораживания”   цен.   Они   обычно   устанавливаются   на

определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать

снижению  жизненного  уровня.  Нехватку  товаров,  которая   возникает   как

результат занижения  цен по сравнению с уровнем  равновесия, обычно  решают  с

помощью рационирования спроса путем введения  карточной  системы  и  другими

способами нормированного распределения. 
 
 

                         2. Виды цен, структура цены 

Поскольку цена обслуживает  оборот по реализации и/или приобретению  товаров,

то соответственно в цене в одинаковой мере должны  быть  учтены  интересы  и

производителя, и  потребителя продукции, что,  в  свою  очередь,  зависит  от

того,  где,  когда  и  при  каких  условиях  совершается  сделка   (покупка-

реализация). 

Для стоимостной  оценки результатов сделки и  затрат  используются  различные

виды цен. И отечественный,  и  мировой  опыт  показывает,  что  используется

множество  видов  цен,  связанных  с  особенностями  приобретаемых   (сырье,

полуфабрикаты, комплектующие  изделия и т.д.) и продаваемых  товаров; 

Несмотря  на  множество  цен,  действующих  на  рынке,   они   между   собой

взаимосвязаны. Стоит  только внести изменения в уровень  одной цены,  как  эти

изменения обнаруживаются в уровнях других цен. 

Это объясняется  тем, что, во-первых, существует единый процесс  формирования

затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка  взаимосвязаны,  между

собой;  в-третьих,  имеет  место  тесная  взаимозависимость  всех  элементов

рыночного хозяйственного механизма. 

В зависимости  от того, какой признак взят для  классификации,  все  виды  цен

можно разделить  на различные группы. 

1. По характеру  обслуживаемого оборота различают  следующие виды цен: 

Оптовые  цены  покупки  и  продажи.  Оптовой  считается  цена,  по   которой

предприятия реализуют  произведенную продукцию другим предприятиям,  сбытовым

организациям  обычно  крупными  партиями  (оптом).  К  числу   оптовых   цен

относятся закупочные цены,  по  которым  сельскохозяйственные  производители

реализуют свою продукцию  предприятиям,  организациям,  фирмам,  промышленным

предприятиям для  последующей переработки. Отличие  закупочной цены от  других

видов цен заключается  в том, что в ее состав не  включается  НДС  и  акцизы.

НДС не  включается  также  в  стоимость  приобретаемых  сельским  хозяйством

материально-технических  ресурсов.  В  международной  торговле  сделки,   за

редким исключением, представляют собой оптовые операции  и  совершаются  они

по оптовым ценам. Биржевая цена также считается оптовой. 

 Розничные   цены  -  это  цены  продажи   индивидуальному  или мелкооптовому

потребителю,  преимущественно  населению.  Отпускная  цена  на  предприятиях

общественного  питания  —  особая  форма  розничной  цены.  Цены  на  услуги

населению — также  особый вид розничной цены.  В  сфере  обращения  действуют

скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная). Разница между ценой  реализации

товара  снабженческо-сбытовой  организации  и  оптовой  ценой   предприятия-

поставщика представляет снабженческо-сбытовую  надбавку  (наценку).  Разница

между  оптовыми  ценами  покупки  (закупки)  и  продажи,  между  оптовой   и

розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку). 

2. В зависимости  от государственного  воздействия,  регулирования,   степени

конкуренции на рынке  различают следующие виды цен:  свободные  (рыночные)  и

регулируемые. 

Свободные цены (рыночные цены) — это цены,  устанавливаемые  производителями

продукции и услуг  на  основе  спроса  и  предложения  на  данном   рынке.  К

свободным   ценам   относятся:   цена   спроса,   цена   предложения,   цена

производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке  покупателя.

Цена  предложения  —  рыночная  цена,  указывается  в  оферте   (официальном

предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая  на

основе  издержек  производства  с  добавлением  средней  прибыли   на   весь

авансированный  капитал. 

Регулируемые цены — это  цены,  устанавливаемые  соответствующими   органами

управления:  Президентом  РФ,  правительством  РФ,   Федеральными   органами

исполнительной  власти,  органами  исполнительной   власти   субъектов   РФ,

органами  местного   самоуправления,   или   цены,   в   отношении   которых

перечисленные  органы   власти   и   управления   устанавливают   какие-либо

ограничивающие  их уровень условия. Регулируемые цены, в свою очередь,  могут

быть  гарантированные,   рекомендуемые,   лимитные,   залоговые,   пороговые

(защитные) цены. В  числе регулируемых цен выделяют: Предельные  цены  —  это

такие цены, выше которых  предприятия  не  могут   устанавливать  цену  своей

продукции или  услуг.  Фиксированные цены  —  это  цены,  устанавливаемые  на

определенном  уровне, изменение которых возможно только  по  решению органа

или субъекта  рынка, утвердившего их. 

3.  По  способу   установления,  фиксации  различают:   твердые,   подвижные,

скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются  в договоре, контракте. 

Твердые  цены  называют   еще   постоянными.   Это   такие   цены,   которые

устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в  течение  всего

срока поставки продукции  по данному договору, соглашению, контракту.  Обычно

в  договоре  делается  оговорка  «цена  твердая,  изменению  не   подлежит».

Твердые цены применяются  в сделках: 

• с немедленной  поставкой; 

• с поставкой  в течение короткого срока; 

•  предусматривающих  длительные  сроки поставки.  При длительных   сроках

поставки  указанная  в  договоре  оговорка  «цена  твердая,   изменению   не

подлежит» должна присутствовать обязательно. 

 Подвижная цена  — такая цена, когда  в   договоре  предусмотрено,  что   цена,

фиксированная в момент  заключения  договора,  может быть  пересмотрена  в

дальнейшем, если к моменту исполнения  договора  рыночная  цена  изменится

(повысится   или  понизится).  В  таком   случае   должна   измениться   цена,

зафиксированная в договоре, о чем  делается  соответствующая  оговорка.  Эта

оговорка называется «оговорка  о  повышении  и  понижении  цены».  Обычно  в

договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены  от  контрактной в

размере  2-5%  пересмотр   зафиксированной   цены   не   производится.   При

установлении подвижной  цены в договоре указывается источник  информации,  по

которому можно судить об изменении рыночной  цены.  Подвижные цены  обычно

устанавливаются на промышленные  сырьевые,  продовольственные,  поставляемые

по долгосрочным договорам товары. 

Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения  договора  путем

пересмотра первоначальной договорной цены с  учетом  изменений  в  издержках

производства, за период времени,  необходимый  для  изготовления  продукции.

(Например, когда  имеет место инфляция, устойчивое  изменение цен  на  ресурсы

и т.д.) Скользящие  цены  устанавливаются  обычно  на  товары  с  длительным

сроков изготовления. Например, сложное промышленное оборудование, суда.  При

подписании договора в этом случае, фиксируется исходная (базисная цена),  то

есть цена, применяемая  в  качестве  базы  для  расчетов.  Оговаривается  ее

структура, а именно: переменные  расходы  (расходы  на  сырье  и  материалы,

зарплату),  доля  постоянных  расходов  (накладные  расходы,   амортизацию),

прибыль, а также  приводится метод расчета скользящей цены,  которым  стороны

будут пользоваться. Следует отметить, что эти виды цен  широко  используются

в международной  торговле.  В  условиях  оживленной  конъюнктуры  рынка  при

установлении скользящей цены в интересах покупателя  (импортера)  в договор

(контракт) могут  быть внесены некоторые ограничительные   условия.  Например,

установлен  предел  в  процентах  к  договорной  цене,  в  рамках   которого

пересмотр цены не производится, определен процент  возможного изменения  цены

(например, не свыше  10% от  общей  суммы  затрат).  Этот  предел  называется

лимитом скольжения. В договоре или контракте может  быть  предусмотрено,  что

скольжение  распространяется не на всю сумму издержек производства,  а  лишь

на  определенные их элементы (например, на металл  при  постройке  судна)  с

указанием величины в процентах от общей стоимости  заказа. 

4. По способу  получения информации об уровне  цены  различают  публикуемые   и

расчетные цены.  На  эти  виды  цен  ориентируются  поставщики  продукции  и

покупатели при  определении уровня цены в договоре или контракте. 

Публикуемые  цены  —  это  цены,  сообщаемые  в  специальных   и   фирменных

источниках  информации.  К публикуемым ценам   относятся:   справочные   и

прейскурантные  цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов. 

Справочные цены — это  цены,  публикуемые  в  различных  печатных  изданиях.

Информация о работе Теоретические основы механизма формирования цен в рыночной экономике