Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:07, реферат
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются
основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на
затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и
предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в
целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
|Введение……………………………………………………………... |3 |
| | |
|1.Цена равновесия………………………………………….……... |4 |
| | |
|2. Структура цены, виды цен …………………………………... |9 |
| | |
|3. Факторы ценообразования…………………………………... |20 |
| | |
|Список литературы……………………………………………….. |27
принято обратное представление, поскольку “цена потолка” ограничивает рост
цены (движение цены вверх) - это искусственно заниженная цена. И наоборот,
“цена пола” не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита—.это
искусственно завышенная цена. Поэтому на графике “цена пола” будет
установлена выше точки равновесия, а “цена потолка” - ниже ее.
Цены “пола” и “потолка” могут устанавливаться государством посредством
принудительных методов регулирования цен для их поддержания выше или ниже
уровня равновесия.
Пример установления цены “пола” - завышение цен на продовольственные товары
в США, посредством субсидий фермерам, с тем, чтобы спасти их от разорения.
Однако, при этом образуются излишки непроданного товара, которые скупаются
государством за счет средств госбюджета.
“Потолковые” цены занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют
повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены на товары -
это политика “замораживания” цен. Они обычно устанавливаются на
определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать
снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как
результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с
помощью рационирования спроса путем введения карточной системы и другими
способами нормированного
распределения.
2. Виды цен, структура цены
Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров,
то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и
производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от
того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-
реализация).
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные
виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется
множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье,
полуфабрикаты, комплектующие
изделия и т.д.) и продаваемых
товаров;
Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой
взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти
изменения обнаруживаются
в уровнях других цен.
Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования
затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между
собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов
рыночного хозяйственного
механизма.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен
можно разделить
на различные группы.
1. По характеру
обслуживаемого оборота
Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой
предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым
организациям обычно крупными партиями (оптом). К числу оптовых цен
относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители
реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным
предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других
видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы.
НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством
материально-технических ресурсов. В международной торговле сделки, за
редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они
по оптовым ценам.
Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому
потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях
общественного питания — особая форма розничной цены. Цены на услуги
населению — также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют
скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная). Разница между ценой реализации
товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-
поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку). Разница
между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и
розничной ценами
представляет собой торговую наценку
(скидку).
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени
конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и
регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями
продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К
свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена
производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя.
Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном
предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на
основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь
авансированный
капитал.
Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органами
управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых
перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо
ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены, в свою очередь, могут
быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые
(защитные) цены. В
числе регулируемых цен
такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей
продукции или услуг. Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на
определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа
или субъекта рынка,
утвердившего их.
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные,
скользящие цены.
Эти виды цен устанавливаются
в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые
устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего
срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно
в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».
Твердые цены применяются
в сделках:
• с немедленной
поставкой;
• с поставкой
в течение короткого срока;
• предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках
поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не
подлежит» должна
присутствовать обязательно.
Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена,
фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в
дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится
(повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена,
зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта
оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены». Обычно в
договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в
размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится. При
установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по
которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно
устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые
по долгосрочным
договорам товары.
Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем
пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках
производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
(Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы
и т.д.) Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным
сроков изготовления. Например, сложное промышленное оборудование, суда. При
подписании договора в этом случае, фиксируется исходная (базисная цена), то
есть цена, применяемая в качестве базы для расчетов. Оговаривается ее
структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы,
зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизацию),
прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны
будут пользоваться. Следует отметить, что эти виды цен широко используются
в международной торговле. В условиях оживленной конъюнктуры рынка при
установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор
(контракт) могут
быть внесены некоторые
установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого
пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены
(например, не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется
лимитом скольжения. В договоре или контракте может быть предусмотрено, что
скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь
на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с
указанием величины
в процентах от общей стоимости
заказа.
4. По способу
получения информации об
расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и
покупатели при
определении уровня цены в договоре
или контракте.
Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных
источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и
прейскурантные
цены, биржевые котировки, цены аукционов,
торгов.
Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печатных изданиях.
Информация о работе Теоретические основы механизма формирования цен в рыночной экономике