Теоретические основы механизма формирования цен в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:07, реферат

Описание

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются

основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на

затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и

предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в

целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание

|Введение……………………………………………………………... |3 |

| | |

|1.Цена равновесия………………………………………….……... |4 |

| | |

|2. Структура цены, виды цен …………………………………... |9 |

| | |

|3. Факторы ценообразования…………………………………... |20 |

| | |

|Список литературы……………………………………………….. |27

Работа состоит из  1 файл

Основы механизма формирования цен в рыночной экономике.docx

— 72.65 Кб (Скачать документ)

товара. В  итоге  инвестиции  направляются  преимущественно  в  малоразвитые

отрасли  и  области  производства  за  счет  оттока  средств  из  устаревших

отраслей.   В   условиях   централизованной    экономики    такая    функция

использовалась  государством для  воздействия  на  структуру  производства  и

получаемые  доходы.  Повышая  или  понижая  оптовые  или   розничные   цены,

государство тем  самым перераспределяло доходы и  прибыль регионов,  отраслей,

предприятий, социальных  групп,  семей,  отдельных  людей.  Благодаря  этому

советская номенклатура приобретала блага для себя и  своих семей по  «своим»,

льготным ценам  в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще  лучший

способ   искусственной   государственной   поддержки   людей,   предприятий,

отраслей, территорий состоит в том, что для них  как для продавцов  действуют

завышенные цены, а как для покупателей  —  заниженные.  Тем  самым,  правда,

создаются перекосы, искажаются экономические отношения  между  хозяйствующими

субъектами, возникают  конфликты и на экономической, и  на социальной почве.

Цена выполняет  очень важную социальную функцию. С  ценами  и  их  изменением

связаны структура  и  объемы  потребления  благ  и  услуг,  расходы,  уровень

жизни,  прожиточный  минимум,  потребительский  бюджет   семьи.   Социальная

реакция людей  на уровень цен и  его  изменение  чувствительна  и  высока.  В

бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары  и услуги  люди

считают, что  рост  цен  снижает  уровень  жизни,  тогда  как  снижение  цен

заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются  во внимание  другие,

неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров  на  рынке,  структура

потребления.

Наряду с внутренними  функциями, реализуемыми в пределах народного  хозяйства

страны,  цены  выполняют  внешнеэкономические  функции,  выступая   в   роли

инструмента торговых  сделок,  внешних  платежей,  взаимных  расчетов  между

странами.

Как в рыночной, так и в нерыночной экономике  цены  выполняют  стимулирующую

функцию, влияя  на  заинтересованность  производителей  в  повышении  объемов

производства и  качества продукции во  имя  увеличения  выручки  от  продажи.

Механизм этого  влияния пролегает  через  желание  производителя  увеличивать

доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами  на  продукцию,

товары и услуги. Существенная  разница  между  проявлением  этой  функции  в

рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике  в  том,  что  в

первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество,

и цену, а во втором — только цену. Эта особенность  очень ярко показала  себя

после раскрепощения  цен  в  России,  что  приводит  к  побочным  проявлениям

закона предложения.

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена  обязанностями  в

своей  государственной  форме,  а  также  противоречивость  целей  и   задач

осуществления отдельных  функций приводят к  тому,  что  успешно  реализовать

все функции не представляется возможным.

В этом смысле, говоря о рациональных и тем более  оптимальных ценах,  следует

иметь в виду определяющие функции и такое их сочетание, при котором  функции

реализуются в  необходимой степени. В рыночной экономике цены  разгружены  от

ряда функций,  например  плановой,  и используются  в основном  как чисто

рыночные   регуляторы   и   стимуляторы,   подлинно   воплощающие   денежное

содержание. Пока сохраняется стремление возложить  на цену весь груз  функций

экономического  регулирования, попытки создать  эффективный  ценовой  механизм

вряд ли окажутся плодотворными. 
 
 

                              Список литературы 
 

1. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории М. Владос 1996

2. Уткин Э. «Цены.  Ценообразование. Ценовая политика.» М., ЭКМОС, 1997

3.  Современная   экономика.  Общедоступный  учебный   курс.   Ростов-на-Дону

   издательство  Феникс 1996

4. Финансы и  цены./ ред. В.А.Слепова., М.: 1999.

5. Цены и ценообразование. / ред. В.Е. Есипова., Спб.: 2000. Гл. 9-11.

6. Яковлев Н.Я.  Цены и ценообразование. М., 2000. Пп. 9-12. 
 

1 МЕХАНИЗМ  ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ  
 
Механизм формирования цены представляет собой динамичную взаимосвязанную систему совокупных элементов — комплексного многофакторного анализа рыночной среды с выделением особенно¬тей ценообразования, обоснования стратегии и форм ее реализации.  
Безусловно, большинство цен устанавливаются в договорах между предприятием и его контрагентами.  
Ценовые мотивы в маркетинге состоят в том, чтобы предприниматель устанавливал на товары цены, мог варьировать ими в зависимости от обстановки на локальном рынке, овладел его опреде¬ленной долей, обеспечивал желаемый объем прибыли, решал свои стратегические и оперативные коммерческо-хозяйственные задачи.  
Рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Однако, существует множество видов рынков, поэтому, строго говоря, под рыночным механизмом ценообразования понимается множество механизмов. В то же время среди них есть ведущие, наиболее типичные механизмы. Рыночный механизм ценообразования обладает также той особенностью, что действие его «пружин и винтиков» скрыто от глаз, в особенности от невооруженного взгляда. Даже в ситуации аукциона или элементарного взаимного торга между покупателем и продавцом мы видим и слышим только реакцию продавцов и покупателей на предложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительных мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.  
Истина рождается в споре, в сопоставлении разных точек зрения и в стремлении сторон, представляющих разные интересы, прийти к согласию.  
Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль.  
Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.  
В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Такая цена получила название рыночной, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, – договорной.

Информация о работе Теоретические основы механизма формирования цен в рыночной экономике