Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:57, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – установление цены на товар. Целью работы является проведение исследования по установлению цены на товар на примере производственного кооператива «Вологодский молочный комбинат». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: а) рассмотреть теоретические основы установленя цены на товар, в частности, сущность цены и ценообразования, порядок ценообразования, информацию, необходимую для принятия решений по ценам, управление ценами; б) дать характеристику предприятия и его экономических показателей, рассмотреть конкурентную среду и рынки сбыта предприятия и, наконец, предложить рекомендации по решению исследуемой проблемы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ТОВАР 4
1.1. Сущность цены и ценообразования 4
1.2. Порядок ценообразования 11
1.3. Информация, необходимая для принятия решения по ценам 17
1.4. Управление ценами 20
2. АНАЛИЗ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ НА ПРИМЕРЕ ПК «ВОЛОГОДСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» 23
2.1. Краткая характеристика и показатели работы предприятия 23
2.2. Установление цены на товар ПК «Вологодский молочный комбинат» 27
2.3. Конкуренция и рынки сбыта 37
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Рассмотрим, как изменялся фонд оплаты труда работников за 2007-2010 годы (таблица 2.10).
Таблица 2.10
Использование фонда оплаты труда
Наименование показателя | Ед. изм. | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Абсолютное откл-е,± | Темп роста, % | ||||
2008/
2007 |
2009/
2007 |
2010/
2007 |
2008/
2007 |
2009/
2007 |
2010/
2007 | ||||||
Фонд начисленной з/п, всего | тыс. руб. | 55202 | 73409 | 91484 | 109559 | 18207 | 36282 | 54357 | 133 | 165,7 | 198,5 |
Среднесписочная численность | чел. | 555 | 619 | 657 | 692 | 64 | 102 | 137 | 111,5 | 118,4 | 124,7 |
в том числе ППП | чел. | 458 | 517 | 550 | 574 | 59 | 92 | 116 | 112,88 | 120,1 | 125,33 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работающего, всего | руб. | 4075,6 | 5339,3 | 6429,7 | 8815 | 1263,7 | 2354 | 4739,4 | 131 | 157,8 | 216,3 |
Товарная продукция | т | 49144 | 60236,7 | 69683 | 72332,1 | 11092,6 | 20539 | 23188 | 122,6 | 141,8 | 147,2 |
Производительность труда одного работника (выработка в год) | тонн/чел. | 88,5 | 97,3 | 106,1 | 104,5 | 8,8 | 17,6 | 16 | 109,9 | 119,9 | 118,1 |
На
комбинате наблюдается
Основными поставщиками молока для предприятия являются молочные хозяйства Вологодской области.
Основные поставщики сырья представлены в таблице 2.11. В таблице так же указывается количество приобретенного молока в тоннах у конкретного поставщика за год.
Таблица 2.11
Наименование поставщика | Покупка молока от м/з и хозяйств, тонны | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Покупка молока всего | 51601,31 | 63248,54 | 73167,36 | 75948,71 |
в том числе | ||||
ОАО Верховажский м/з-д | 7102,866 | 13965,16 | 10730,38 | 9833,193 |
ООО «Нюксеницамолоко» | 0 | 0 | 697,2973 | 5065,584 |
ОАО Тарногский м/з | 4061,629 | 3088,548 | 7523,704 | 9219,714 |
ОАО «Молоко» Липин-Бор | 7026,419 | 10296,87 | 7310,518 | 4876,282 |
ОАО Тотемский м/з | 887,4427 | 2883,329 | 5347,426 | 7203,997 |
OОO Сямженские молочные продукты | 7873,977 | 9429,819 | 1794,319 | 1672,169 |
ОАО «Никольскмолоко» | 0 | 0 | 0 | 820,3091 |
к-з «Свобода» Кирилловского р-на | 0 | 0 | 4277,053 | 3165,552 |
СПК к-з «Комитерн-2» | 9023,996 | 5356,219 | 14510 | 11459,79 |
ОАО «Вологодский картофель | 0 | 2072,713 | 6066,931 | 4753,586 |
Сельхозартель «Заря» Усть-Кубенсокго района | 0 | 1123,575 | 6351,179 | 8553,651 |
ООО «Монза» Междуречеснкий район | 2147,146 | 2708,892 | 2469,41 | 2822,004 |
колхоз «Великодворье» Тотемского района | 3456,706 | 184,6972 | 1163,643 | 1493,383 |
ООО «Усть-Кубенское» | 0 | 0 | 661,7662 | 0 |
ООО «Неоплан» | 0 | 0 | 0 | 1065,701 |
Усть-Кубенское Райпо | 7873,977 | 9429,819 | 1794,319 | 1914,055 |
ООО «Агрохолдинг «Молоко-Инвест» | 2147,146 | 2708,892 | 2469,41 | 2029,739 |
В 2010 году количество приобретаемого молока от молокозаводов и молочных хозяйств увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом.
Как видно из таблицы, основными поставщиками сырья для ПК «ВМК» являются ОАО Верховажский молокозавод, ОАО «Молоко» Липин-Бор, OОO Сямженские молочные продукты, СПК к-з «Комитерн-2», Усть-Кубенское Райпо.
Что
касается географии рынков сбыта, то
можно наблюдать следующую
Таблица 2.12
География рынков сбыта
Регионы | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
Вологодская область | 52,06% | 45,4% | 44,81% | 39,24% |
Архангельская и Мурманская области | 17,6% | 17,3% | 16,96% | 16,05% |
Москва | 15,54% | 15,8% | 16,03% | 15,42% |
Санкт-Петербург | - | - | 0,02% | 0,1% |
Иваново | 4,9% | 8,2% | 8,68% | 10,97% |
Ярославль | 7,66% | 8,0% | 5,84% | 8,33% |
Кострома | 2,08% | 4,4% | 7,66% | 9,89% |
Данные таблицы 2.12 показывают, что имеет место тенденция к расширению рынков сбыта продукции, что говорит о том, что продукция ПК «Вологодский молочный комбинат» пользуется спросом и известна не только в Вологодской области, но и за её пределами. Поставка молочных изделий в Москву, Архангельскую и Мурманскую области незначительно сокращается, снижаются поставки продукции и в Вологодскую область. Однако увеличиваются объемы продаж на рынках продовольственной продукции городов Ярославля, Иваново, Костромы. Причём освоение новых рынков идёт довольно быстрыми темпами. Это объясняется следующими причинами:
а) хорошо проработанной сбытовой политикой, маркетинговой деятельностью;
б) высоким качеством продукции;
в) цены на продукцию не слишком отличаются от цен других российских заводов-производителей.
Основными конкурентами предприятия на рынке сбыта являются:
1) в области:
а) «Учебно-опытный завод» (п. Молочное);
б) «Северное молоко» (г. Грязовец);
в) «Череповецкий молочный комбинат»;
г) «Шекснинский маслозавод».
2) за пределами области:
а) «Ярославский молочный комбинат»;
б) «Вельский Анком» (г. Вельск);
в) «Лианозовский молочный комбинат» (г. Москва).
Конкурентные преимущества ВМК:
-
авторитетные традиции на
- высокий профессиональный уровень специалистов;
-
широко известное имя
- высокое качество продукции.
Слабые стороны:
- удаленность сырьевой базы от крупных, платежеспособных предприятий;
- отсутствие в должном объеме собственного транспорта для
перевозки сырья и продукции.
Однако данные недостатки являются недостатками и его конкурентов. В связи с высокой конкуренцией отдел маркетинга постоянно проводит изучение рынков, рекламные мероприятия по продвижению продукции, тесно сотрудничает с торговыми организациями. Имеется собственная торговая сеть для фирменной торговли. Высокой оценкой качества продукции покупателями на комбинате дорожат – это является залогом успеха продаж.
Итак, анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия показал, что в целом предприятие работает довольно успешно, об этом свидетельствует рост практически всех показателей и наличие у предприятия чистой прибыли.
При установлении цен на свою продукцию предприятие руководствуется 3-мя основными критериями: себестоимость, качество и конкуренция. В основе цены естественно лежат затраты, но решающим фактором при определении цены является качество выпускаемой продукции. В отношении ценовой политики ПК «ВМК» придерживается стратегии высоких цен. Что вызвано следующими причинами. Предприятие при производстве своей продукции использует самое дорогое (то есть самое высококачественное сырье, требования выше требований ГОСТа по чистоте, содержанию бактерий, содержанию белка), продукция получается также очень высокого качества. Высокое качество продукции обеспечивается также наличием у предприятия прогрессивного оборудования от фирм Тетра-Пак (Швеция), а линии розлива от Элла-Пак и Тетра-Пак.
Физически кооператив может уменьшить цены на продукцию, сделать ее более дешевой, так как перерабатываются большие объемы молока в сутки. Но учитывая высокое качество продукции, нет смысла уменьшать отпускную цену, делать какие-то скидки, по той причине, что представители торговли будут цену эту увеличивать до уровня цен других высококачественных продуктов-аналогов, а комбинат, таким образом, не сможет обеспечить более низкую цену своей продукции по сравнению с предприятиями-конкурентами, т. е. просто потеряет часть прибыли. Иными словами более дешевая продукция дает более высокую торговую маржу.
Решить данную проблему (т.е. снизить цены реализации продукции за счет отсутствия торговой наценки, а значит «захватить» еще большую часть рынка, привлечь большее число покупателей) возможно за счет развития появившейся тенденции к увеличению реализации продукции через собственную розничную сеть. То есть предприятию нужно стремиться реализовать потребность в продукции путём самостоятельного доведения ее до конечного потребителя. При этом обеспечивается сохранность качества продукции, свежесть продукта.
Еще одним негативным моментом в деятельности предприятия является высокая себестоимость продукции, наибольший удельный вес в которой занимают материальные затраты (покупка сырья и т.п.), но с этим по сути практически ничего нельзя поделать, ведь сырье комбинат закупает наивысшего качества, цены которого соответствующие. Высоки затраты на 1 руб. стоимости продукции по основной деятельности: 0,95 руб., причем их величина из года в год остается практически неизменной, поэтому предприятию нужно принять меры по снижению данного показателя. Также предприятию необходимо более эффективно использовать основные производственные фонды, фондоотдача которых падает. Для этого нужно выделять больше средств из достаточно высокой прибыли на обновление, закупку новых основныз средств.