Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:41, реферат
Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие
можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем
сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей
среде.
трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани
Таким
образом, начальная
разные этапы. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого
накапливаются социальные
навыки.
Биологические предпосылки
У
животных размножение –
среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода.
Треска мечет до 4 миллионов икринок и потомство не охраняет. Колюшка
откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем
выше уровень развития животного, сложнее его морфологическая структура и
строение мозга, тем меньше у него потомство и тем бережнее к нему
отношение. Устрица откладывает до 500 миллионов яиц в год, из них выживает
меньше десятка. Горилла рожает детеныша один раз в 5 лет. Риск потерять
единственного ребенка в результате нападения хищника, нехватки пищи или
болезней очень велик. Поэтому за ним приходится тщательно ухаживать:
укрывать своих чад в безопасном месте, переселять туда, где больше пищи,
ухаживать за их шерсть и кожей, призывать сородичей на помощь.
У высших животных формируется особое явление – материнство, которое у
людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становиться
сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен –
отцовство. У него нет биологических корней. Материнство и отцовство вместе
создают еще одно явление – родительство, которое по мере развития общества
превращается в специальный социальный институт.
Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию
обезъян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторной функций и
условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало
интенсивного потребления кислорода и переноса через плаценту значительной
энергии. Следствием является укрепление скелета и увеличение мозга.
Таким
образом, забота и уход о
потомстве не в меньшей
на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение ордий труда и
«приручение» огня. Вынашивание потомства – самый ранний этап социализации,
который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном
итоге, уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру
воспитания, не обходим был взрослым в большой мере, чем самим детям. Он
существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.
Чем
больше увеличивается размеры
мозга, тем больше времени
на то, чтобы научить им пользоваться. Увеличилась продолжительность
детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось от природы:
какие травы можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов,
как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку – их никто не обучал
разбирать в травах. Их знания носят инстинктивный характер. Но у человека,
по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их место
занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось,
социальное – расширялось. Оно потребовало особого периода – детства, когда
родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество
по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось
обучать, тем большее время для этого требовалось.
В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно повлиял
переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует
меньшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению
увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще
большего родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже
успех выживания напрямую зависел от успехов обучения.
Другой фактор удлинения детства – возникновение семьи. Появление
моногамии – устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания
хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла
сохранить потомство: добыть пищу, охранять территорию от врагов, передавать
знания. Отсюда произрастет институт отцовства и начинается история
социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница – возникновение
института отцовства и на его основе – формирование института родительства.
Завершилось история инстинктов, началась история институтов.
Отсюда
берет свое начало и
исторически первая его форма относится не сфере производства, как мы
привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает
вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический
уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей
всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.
С
переходом от обезьяночеловека
к человеку произошло
двух важнейших периодов жизни людей: 1) детства – период первичного
обучения и социализации, 2) старости – завершающего этапа жизни, период
наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.
Итак,
биологические предпосылки
протяжении эволюции животного мира. Чем выше мы подымаемся по эволюционной
спирали, тем необходимей становится потребность в специальном периоде
обучения и социализации. У человека она наибольшая. Но в рамках
человеческой истории детство продолжается удлиняться и функции его
становятся все
более значимыми.
Социальные предпосылки
Уже
говорилось о том, что
детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли
существенны между ними различия? И так ли необходима специальная подготовка
для перехода из одного в другой?
Дети
и взрослые различаются
силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять,
отношением к опасности и риску, соотношение рассудочных и эмоциональных
компонентов, объем приобретенных знаний, способностью учиться на
собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных
ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность.
Тем не менее главного мы не назвали – выполнение социальных ролей.
Дети – единственная категория населения, не имеющих социальных статусов и
социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский
пол», «сын/дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в
полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и
не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не
может быть профессиональных, экономических и политических статусов и ролей.
Им не знакомо то, что составляется суть статусов – круг прав и
обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона,
парламентария, или прихожанина. Они не знают, что такое ответственность.
Дети не знают, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые
рассказывали.
Теоретические
и очень приблизительные
позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они
играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У
детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а
девчонки – в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не
считать игровой метод обучения в бизнесе.
Итак, два мира – детский и взрослый различаются с точки зрения
социализации. Они находятся на разных концах этого процесса. Главное
различие – степень
овладения социальными ролями.
Агенты и виды социализации.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать,
что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и
есть. Помощники –
это люди и учреждения. Их называют
агентами социализации.
Агенты
социализации – люди и
культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
1) агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер,
бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих
нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей,
лидеров молодежных
2) агентов вторичной социализации – представителей администрации
школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви,
государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и
т.д.
Поскольку социализация подразделяет на два вида – первичную и
вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и
вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения
человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к
опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий
учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних
этапах жизни, а вторичной – на поздних.
Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным
личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан
формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником
нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной,
а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в
роли вторичного социализатора.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они