Агенты социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:41, реферат

Описание

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие
можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем
сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей
среде.

Работа состоит из  1 файл

Агенты социализации.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

трудности, они развивают  свою личность, познают в себе новые  грани

      Таким  образом, начальная социализация  и  продолженная  –  качественно

разные  этапы.  Социализация  –  кумулятивный  процесс, в   ходе   которого

накапливаются социальные навыки. 
 

                     Биологические предпосылки детства.

      У  животных размножение – важнейшее  средство выжить и  приспособится   к

среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше  шансы  на  продолжение  рода.

Треска мечет до  4  миллионов  икринок  и  потомство  не  охраняет.  Колюшка

откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством.  Чем

выше уровень развития животного, сложнее  его  морфологическая  структура  и

строение  мозга,  тем меньше  у него  потомство и тем бережнее  к нему

отношение. Устрица  откладывает до 500 миллионов яиц  в год, из  них  выживает

меньше десятка. Горилла  рожает детеныша один раз  в  5  лет.  Риск  потерять

единственного ребенка  в результате  нападения  хищника,  нехватки  пищи  или

болезней  очень  велик.  Поэтому  за  ним  приходится  тщательно  ухаживать:

укрывать своих  чад в безопасном месте, переселять  туда,  где  больше  пищи,

ухаживать за их шерсть и кожей, призывать сородичей  на помощь.

      У высших животных формируется особое явление – материнство, которое у

людей  получает  наивысшее  развитие.  Из  инстинктивного  оно   становиться

сознательным.  На  базе  материнства  позднее  возникает  новый  феномен   –

отцовство. У него нет биологических корней. Материнство и  отцовство  вместе

создают еще одно явление – родительство, которое  по мере  развития  общества

превращается в  специальный социальный институт.

      Появление  техники ухода за  детьми  радикально  повлияло  на  эволюцию

обезъян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторной функций  и

условных рефлексов.  Вынашивание  детенышей  с  крупным  мозгом  потребовало

интенсивного потребления  кислорода и переноса  через  плаценту  значительной

энергии. Следствием является укрепление скелета и увеличение мозга.

      Таким  образом, забота и уход о  потомстве не в меньшей степени  повлияли

на процесс превращения  обезьяны в человека, чем возникновение  ордий труда  и

«приручение» огня. Вынашивание потомства – самый  ранний  этап  социализации,

который предопределил  дальнейший ход истории человеческого  рода. В  конечном

итоге,  уход  за  детьми,  постепенно  переросший  в  сложнейшую   процедуру

воспитания, не обходим  был взрослым в большой  мере,  чем  самим  детям.  Он

существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.

      Чем  больше увеличивается размеры  мозга, тем больше времени требовалось

на  то,  чтобы  научить  им  пользоваться.   Увеличилась   продолжительность

детства, потомство  приходилось обучать тому, что не передалось  от  природы:

какие травы можно  собирать, а какие нельзя, как  нужно спасаться  от  врагов,

как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку –  их никто  не  обучал

разбирать в травах. Их знания носят инстинктивный характер. Но  у  человека,

по мере увеличения мозга,  сокращалось  количество  инстинктов  и  их  место

занимали  социально  приобретенные  навыки.   Природное   начало   сужалось,

социальное –  расширялось. Оно потребовало особого  периода –  детства,  когда

родители обучали  потомство азам выживания. Чем выше взбиралось  человечество

по  эволюционной  лестнице,  тем  большему  количеству  знаний   приходилось

обучать, тем большее  время для этого требовалось.

      В  пределах человеческой истории  на удлинение детства серьезно  повлиял

переход от одного хозяйственного уклада к  другому.  Собирательство  требует

меньшего времени  обучения.  Переход  от  потребления  пищи  к  ее  хранению

увеличил сроки  обучения. Переход от собирательства к  охоте  потребовал  еще

большего родительского вклада в обучение  и  защиту  потомства.  Теперь  уже

успех выживания  напрямую зависел от успехов обучения.

      Другой  фактор  удлинения  детства   –  возникновение  семьи.  Появление

моногамии – устойчивого  брачного союза самца и самки  на  период  выращивания

хотя бы одного выводка  вызвано было тем,  что  самка  в  одиночку  не  могла

сохранить потомство: добыть пищу, охранять территорию от врагов,  передавать

знания.  Отсюда  произрастет  институт  отцовства   и   начинается   история

социализации в  полном  смысле  слова.  Ее  нижняя  граница  –  возникновение

института отцовства  и на его основе – формирование  института  родительства.

Завершилось история  инстинктов, началась история институтов.

      Отсюда  берет свое начало и  общественное  разделение  труда,  так  как

исторически первая  его  форма  относится  не  сфере  производства,  как  мы

привыкли думать,  а  к  сфере  воспитания  потомства.  Женщина  обеспечивает

вынашивание плода,  выкармливание  младенца  грудью  и  психофизиологический

уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию  позже,  но  обучает  детей

всей сумме необходимых  для жизни в обществе знаний.

      С  переходом от обезьяночеловека  к человеку произошло  удлинение   сразу

двух  важнейших  периодов  жизни  людей:  1)  детства  –  период  первичного

обучения и социализации, 2) старости  –  завершающего  этапа  жизни,  период

наиболее эффективной  передачи накопленных знаний и опыта.

      Итак, биологические предпосылки детства  вызревали  очень  медленно  на

протяжении эволюции животного мира. Чем выше мы подымаемся  по  эволюционной

спирали,  тем  необходимей  становится  потребность  в  специальном  периоде

обучения  и  социализации.  У  человека  она   наибольшая.   Но   в   рамках

человеческой  истории  детство  продолжается  удлиняться   и   функции   его

становятся все  более значимыми. 

                       Социальные предпосылки детства.

      Уже  говорилось о том, что социализацию  часто  мыслят  как  подготовку

детей к жизни  в мире взрослых. А чем различаются  эти  два  мира?  Столь  ли

существенны между  ними различия? И так ли необходима специальная  подготовка

для перехода из одного в другой?

      Дети  и взрослые различаются множеством  признаков:  ростом,  физической

силой,  умственными  способностями  и  умением  их  с   выгодой   применять,

отношением к опасности  и  риску,  соотношение  рассудочных  и  эмоциональных

компонентов,   объем   приобретенных   знаний,   способностью   учиться   на

собственных  ошибках,  умением  принимать  правильные  решения   в   сложных

ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность.

      Тем  не менее главного мы не  назвали  –  выполнение  социальных  ролей.

Дети – единственная категория населения, не имеющих  социальных  статусов  и

социальных ролей,  если  не  считать  статусов  «ребенок»,  «мужской/женский

пол», «сын/дочь», «племянник»  и т.п.,  которые  они  еще  не  осмысливают  в

полной мере. Так  как дети не являются производителями  материальных  благ  и

не относятся к  категории экономически самостоятельного населения, у  них  не

может быть профессиональных, экономических и политических статусов и  ролей.

Им  не  знакомо  то,  что  составляется  суть  статусов  –   круг   прав   и

обязанностей.   Они   не   знают    обязанностей    инженера,    почтальона,

парламентария, или прихожанина. Они не  знают,  что  такое  ответственность.

Дети не знают, что  такое социальные нормы, хотя о  многих  из  них  взрослые

рассказывали.

      Теоретические  и очень приблизительные знания  о  социальных  ролях  не

позволяют заключить, что дети овладели  ими  или  усвоили  их.  В  роли  они

играют,  но не ведут  себя в соответствии с требованиями социальной  роли.  У

детей только игровое  освоение социального мира: мальчишки  играют в войну,  а

девчонки – в  дочки-матери. Взрослые  никогда  не  играют  в  роли,  если  не

считать игровой  метод обучения в бизнесе.

      Итак, два мира  –  детский   и  взрослый  различаются   с  точки  зрения

социализации.  Они  находятся  на  разных  концах  этого  процесса.  Главное

различие – степень  овладения социальными ролями. 

                         Агенты и виды социализации.

      Беспомощность  ребенка, его зависимость от  окружения заставляют думать,

что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней  помощи. Так оно  и

есть. Помощники –  это люди и учреждения. Их называют агентами  социализации. 

      Агенты  социализации – люди и  учреждения,  ответственные  за  обучение

культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним  относят:

     1) агентов  первичной  социализации  –   родителей,  братьев  и сестер,

        бабушек и дедушек,  близких   и  дальних  родственников,  приходящих

        нянь,  друзей  семьи,  сверстников,  учителей,  тренеров,   врачей,

        лидеров молодежных группировок;

     2)  агентов   вторичной  социализации  –   представителей  администрации

        школы,   университета,   предприятия,   армии,   полиции,   церкви,

        государства, партий, суда, сотрудников  телевидения, радио, печати и

        т.д.

      Поскольку   социализация  подразделяет  на  два  вида  –  первичную   и

вторичную,  постольку  и  агенты  социализации  делятся   на   первичных   и

вторичных.  Первичная  социализация  касается  непосредственного   окружения

человека и включает прежде всего семью и друзей,  а  вторичная  относится  к

опосредованному,  или формальному окружению и состоит   из   воздействий

учреждений и  институтов.  Роль  первичной  социализации  велика  на  ранних

этапах жизни, а  вторичной – на поздних.

      Первичную  социализацию осуществляют  те,  кто  связан  с  вами  тесным

личными отношениями  (родители,  друзья),  а  вторичную  –  те,  кто  связан

формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между  ним  и  учеником

нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов  не  первичной,

а вторичной социализации. Милиционер  или полицейский всегда  выступает в

роли вторичного социализатора.

      Агенты  вторичной  социализации  влияют  в  узком   направлении,   они

Информация о работе Агенты социализации личности