Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:41, реферат
Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие
можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем
сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей
среде.
Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус
школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного
успеха, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Тинейджеры ищут
признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи –
институтов, где их продолжают считать детьми.
Итак, мы рассмотрели трудности социализации в период юности и
установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое
бесправие тинейджеров.
Зрелый возраст.
В
зрелом возрасте
Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическим
взрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворение
пропорционально затраченным
усилиям и приобретенным
характеризует расцвет человеческой личности.
Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом
социализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов
человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профессии,
прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или
замужество, создание семьи, рождение детей.
Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянутся в
следствие прохождения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21-23 лет или
ускорится по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняя
граница зрелого возраста не определена, то его верхняя граница обозначена
выходом на пенсию.
Социологическим критерием разграничения двух периодов – молодежного и
зрелого – служит экономическая, социальная и политическая
самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? В
прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в
студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные
периоды истории – войны и революции – молодежь быстрее достигает
общественного признания, ее социальный статус растет благодаря повышению
военной значимости молодежи как источника рекрутов. Напротив, в спокойный
период истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов
социологи разработали набор критериев, которым должен соответствовать
молодой человек, претендующий на статус взрослого:
- сам себя обеспечивать средствами существования;
- распоряжаться деньгами независимо от других;
- быть
самостоятельным в выборе
- проживать независимо от родителей.
В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в
возрасте от15 до 30 лет соответствуют четырем приведенным критериям и
поэтому в праве называться взрослыми.
Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые и другие
признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск к
голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации,
лишь вступление в брак служит значительным критерием взрослости. Семья –
единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении все
жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного
цикла меняется. Ребенок – объект социализации и одна из целей жизни
родителей, взрослый человек – субъект (по отношению к детям) и объект (по
отношению к другому супругу) социализации одновременно. Он перестает
служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи
могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми
из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена
выступают агентами социализации друг для друга.
Дело
в том, что семейная
иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей,
переходят в новое качественное состояние – из объектов воспитания они
становятся его субъектами. Ина первых порах происходит мучительный процесс
овладения новой социальной ролью: молодожены обращаются к родителям,
друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и
устройство быта – как пеленать и кормить малютку, как починить
водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой
социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние
друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о
лидерстве в семье, отношение к новой роде и новым друзьям. Здесь нет
субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе,
поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение
партнера.
Взрослая жизнь – самый активный период социализации, так как именно в
это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной
ситуации. Впервые уровнялись объемы прав и обязанностей, потребностей и
средств и средств их удовлетворения.
Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или
непригодность, к выполнению социальных ролей и видов деятельности. С
выходом на пенсию завершается активный период социализации, уменьшается
нужность стариков в семье. Пожилой человек перестает выполнять главнейшую
функцию – быть производителями материальных ценностей. Из производителя он
превратился в потребителя, а тем самым в иждивенца. Хотя старый человек
зачастую такой же беззащитный, слабый и беспомощный, как и ребенок, но в
отличие от ребенка старик не являются целью жизни не для кого. Родители
ищут эмоциональное удовольствие в общении с детьми, а в общении со своими
пожилыми родителями они зачастую видят только обязанность. Старик – это
человек, переставший служить и целью жизни, для своих выросших детей, как
ребенок, и средством жизни, как взрослый. У него свое положение в структуре
семьи и в социальной жизни общества.
Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые
социальные возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами,
конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в
системе социализации и образования, в ведении домашнего хозяйства и в
межличностном общении. Правда, во всех этих сферах их роль минимальна: на
работе пожилых увольняют в числе первых, а принимают на работу в числе
последних; по ведению домашнего хозяйства им оставляют простейшие функции
(подмети пол, сходить в магазин), а принципиальные вопросы молодые
оставляют за собой; проводить эффективное образование и социализацию в
современном обществе пожилые не могут потому, что их знания по сравнению с
молодежью быстро устаревают, а взгляды и манеры признаются архаичными.
Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового
статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни, а также
отношения к работе как к источнику доходов и материального удовлетворения,
трудоспособности, круга общения и самооценки. Непривычный избыток
свободного времени, уход с производства и появление новых ролей вынуждают
пожилого человека заново проходить процесс адаптации, хотя старение
человеческого организма истощает резервы для повторной адаптации. В
результате возникает чувство неуверенности в завтрашнем дне и средствах
существования. Ощущения себя в положении социального иждивенца часто
выражается в чувстве социального унижения.
До сих пор десятилетиями, взрослея, человек накапливал в себе
потребность заботиться о других. И вот теперь его лишают такой возможности,
предлагая «просто отдыхать». Невостребованная потребность, резкая смена
ценностных ориентаций и установок изменяют личность. Процесс старения
многократно усиливается
под воздействие
физические недуги и болезни. Предчувствуя будущую ненужность, в
традиционных обществах (правда, не во всех) старые люди, бывало, покидали
насиженные места и уходили умирать в одиночестве. В современном обществе
сделать такой переход менее болезненным могут дополнительная работа
пенсионеров в общественном производстве, привлечение их к активной
общественной и политической деятельности.
Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается
способность адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем
больше он неудовлетворен различными сторонами жизни. Психологи отмечают:
старики становятся ворчливее, раздражительнее и угрюмее. Но известно и
другое: с возрастом человек больше дорожит жизнью и ценит каждый лишний ее
день.
Прекращение работы и выход на пенсию ведут к негативным последствиям:
вынужденное увеличение и бытовых нагрузок, материальная зависимость от
родственников, уменьшение авторитета и престижа, чувство изолированности,
боязнь одиночества. Образ жизни и досуг становятся пассивными,
малоподвижными и однообразными (сидение на лавочке у дома или в сквере)
неспешные и укороченные прогулки, чтение газет и просмотр телепередач
больше прежнего).
Ощущение приближения старости и чувство бесперспективности возникают
потому, что у стариков теряется то, что свойственно другим возрастным
группам, а именно – наличие жизненных планов. Жизненный план –
идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит
предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений.
В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты,
смутных желаний, в зрелом – четко выстроенной должностной карьеры, а в