Агенты социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:41, реферат

Описание

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие
можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем
сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей
среде.

Работа состоит из  1 файл

Агенты социализации.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

пожилом возрасте они  исчезают.

      Благодаря  жизненным планам социализация  их стихийного и неуправляемого

процесса  превращается  в  целенаправленную  стратегию   поведения.   Зрелый

индивид сверяет  с поставленной целью то, чего он реально  достиг,  и вносит

необходимые поправки. Но пожилой человек подобного  уже сделать  не  может  –

впереди у него нет  необходимого  запаса  времени  и  сил.  Жизненные  планы

ориентируют человека особым образом: они вносят мотивацию  достижения.  Но  у

пожилых нет того, ни другого. Поэтому  у  них  преобладают  пассивные  формы

деятельности и  стихийное приспособление к новым  социальным ролям. 
 
 
 
 
 

________________________________________________-

Агенты социализации - это люди, группы, институты, которые  осуществляют социализацию.  
 
 

Основные агенты социализации:

семья

школа

друзья, сверстники

средства массовой информации

и другие  
 

Семья

В семье ребенок  принимается безусловно, он ценен  фактом своего существования. Семья  обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.  

Ключевая роль в  социализации ребенка принадлежит  маме. Главная задача матери - привить  малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное.

По сравнению с  другими институтами общества семья  обладает максимальными возможностями  в процессе приобщения детей к  социальным ценностям и ролям.   
 

Эффективность семьи  как агента социализации во многом определяется следующими факторами:

нравственно-психологическим  микроклиматом в семье;

материальным и  социальным статусом семьи;

степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;

ролью отца и матери в общении с детьми;

структурой и составом семьи и т.д.

Именно в семье  пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И  это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром.

Традиционная семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет она это весьма успешно, ибо ничто так не защищает личность, как устойчивый, стабильный институт семьи. Залогом этой стабильности является преемственность традиций, социальных ролей, обычаев, которые дают возможность личности выработать устойчивые адаптационные механизмы для жизни в социуме, даже в условиях ухудшения материального и социального положения.  
 
 
 

Школа

      В школе ребенок получает навыки общения  с посторонними людьми, основы понимания  социальной системы и жизни в  обществе.

Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать ребенку ощущение партнерства при участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.

Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.  
 

То образование, которое  дает школа делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему.

Для детей очень  важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении. Дети чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у ребенка  
 

Кроме учителя, на ребенка оказывает влияние и сам детский коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения. Педагог, зная неофициальную систему взаимоотношений может управлять развитием коллектива. Необходимо так же знать каково положение каждого ребенка в коллективе. Обладая этими знаниями надо создать ситуации в которых полностью раскрывается натура ребенка перед одноклассниками.   
 

Друзья и сверстники

      В группах сверстников ребенок  встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке.

Информация о работе Агенты социализации личности