Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:41, реферат
Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие
можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем
сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей
среде.
выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства
существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной
социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец
выполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора,
воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм
и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.
Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов
социализации выступают
люди и учреждения.
Взаимоотношения,
складывающиеся между
детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в
самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и
злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период
младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю
жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья
черта – родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими
отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.
Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и
пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых
существ – от птиц и до млекопитающих родительская забота запрограммирована
генетически. Однако для человеческих существ это справедливо на половину.
Родительство – прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически
только у людей детей намерено подкидывают или передают на воспитание в
другую семью либо отдают под опеку государства. Только человеческие
существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей и систему
санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушения, либо поощряют за
соблюдение отношений родительства.
Уже в глубокой древности, судя по сохранившемся источникам, детей
убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали,
колечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры
оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегреческий философ
Аристотель считал, что детей-колек кормить вовсе не обязательно, а
древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых
младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами
возвели в ранг государственной политики. За долго до них первобытные
племена освобождались от детей в период засухи, голода и недоедания.
Уничтожение детей получило специальное название инфантицида. Средневековье
пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и
равнодушии к детям. Русский «Домстрой» - свод житейских правил и
наставлений XVI века – проникнут духом беспрекословного повиновения детей
родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано жаловаться на
родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а
убийство родителей – смертной казнью.
Как
это не странно, но в
века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед
детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед
родителями. Таким образом, на протяжении всей истории человечества
наблюдалось ассиметрия в отношениях между родителями и детьми:
ответственность одних была преувеличена, а ответственность других
принижена.
Только в XX веке произошел перелом в отношениях родительства. Они
вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и
взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех
цивилизованных странах. Количество детей в одной семье к тому времени резко
сократилось, а их ценность резко возросло. Мысль о том, должны жить ради
своих детей, а те в свою очередь, ради будущих детей, вернуло человечество
в русло гуманистических ценностей и восстановила естественную цепочку
социализации. Подобный принцип характеризует существование большинства
видов живых существ. В ходе многовекового развития человеческое общество
создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы
ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального
контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших,
лишение родительских
прав).
Юность
завершает активный период
подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют
тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (
одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой
определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному
полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к
не обдуманному риску и не умение оценить степень его опасности,
подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и
содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, нерпизнание
всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и
независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется
молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными
чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый
период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание
заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного
послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному
послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми,
они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы
двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система
ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией
родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период
заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние –
мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления
своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно
наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с
переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к
негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего
вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет
социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная
самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных
оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им
нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными
обстоятельствами:
- несовпадением
между высоким уровнем
героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан
их возрастом;
- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то,
что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых
потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их
психофизиологическим
- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и
усилившейся зависимость от
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в
социально-экономическом положении тинейджеров. Социальный статусы родителей
и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут
моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность
имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые –
собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели,
потребители, защитники и т.д. А тинейджеры экономически несамостоятельны,
они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками
правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются
собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они –
лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно
важные решения, в психологическом плане тинейджеры созрели для них. Но
родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров –
меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая
меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с таким глобальными
мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте
решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше
ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в
количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность,
употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие на
личностью. Многие тинейджеры бросают школу, в результате нарушается
естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается
на экономическом положении, подростки на экономическом положении, подростки
и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах
уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление
алкоголем и лихачество – не что иное, как попытка играть роль взрослых.