Агенты социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:41, реферат

Описание

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие
можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем
сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей
среде.

Работа состоит из  1 файл

Агенты социализации.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

выполняют одну-две  функции.  Школа  дает  знания,  предприятие  –  средства

существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты  первичной

социализации универсальны, они  выполняют  множество  разных  функций:  отец

выполняет роль добытчика  средств  существования,  опекуна,  дисциплинатора,

воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по  играм

и квазиродителей: старшие  дети опекают и заботятся о  младших.

      Итак, социализация  бывает  первичной   и  вторичной.  В  роли  агентов

социализации выступают  люди и учреждения. 

                                Родительство.

      Взаимоотношения,  складывающиеся между родителями (матерью и  отцом)  и

детьми, являются решающим моментом социализации.  Они  обнаруживают  себя  в

самый ответственный  момент – когда человек наиболее восприимчив  к  добру  и

злу, когда он более  доверителен и открыт всему новому,  а  именно  в  период

младенчества. Вторая характерная черта –  взаимоотношения  продолжаются  всю

жизнь и, следовательно, оказывают наиболее  длительное  воздействие.  Третья

черта – родительско-детские  отношения являются  самыми  тесными  и  близкими

отношениями, которые  только могут существовать в человеческом обществе.

      Многие  убеждены, что родительские чувства   передаются  биологически  и

пробуждаются с  появлением  первого  ребенка.  Действительно,  у  всех  живых

существ – от птиц и до млекопитающих родительская  забота  запрограммирована

генетически. Однако для человеческих существ это  справедливо  на  половину.

Родительство –  прежде всего социально приобретаемое  отношение.  Практически

только у людей  детей намерено  подкидывают  или  передают  на  воспитание  в

другую  семью  либо  отдают  под  опеку  государства.  Только   человеческие

существа придумали  специальные учреждения для оставляемых  детей  и  систему

санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушения, либо  поощряют  за

соблюдение отношений  родительства.

      Уже  в глубокой древности,  судя  по  сохранившемся  источникам,  детей

убивали, бросали  на  произвол  судьбы,  продавали  в  рабство,  закладывали,

колечили, терроризировали  и насиловали собственные родители.  Подобные  меры

оправдывали самые  просвещенные  умы  человечества.  Древнегреческий  философ

Аристотель  считал,  что  детей-колек  кормить  вовсе  не   обязательно,   а

древнеримский  мыслитель  Сенека  предлагал  топить   слабых   и   уродливых

младенцев. Древние  спартанцы  расправу  над  физически  слабыми  младенцами

возвели в  ранг  государственной  политики.  За  долго  до  них  первобытные

племена освобождались  от  детей  в  период  засухи,  голода  и  недоедания.

Уничтожение детей получило специальное название  инфантицида.  Средневековье

пестрит сообщениями  о побоях,  издевательствах,  родительском  деспотизме  и

равнодушии  к  детям.  Русский  «Домстрой»  -  свод   житейских   правил   и

наставлений XVI века – проникнут духом беспрекословного  повиновения детей

родителям.  Согласно  Уложению  1649  года,  детям  отказано  жаловаться  на

родителей. Убийство  ребенка  каралось  годичным  заключением  в  тюрьму,  а

убийство родителей  – смертной казнью.

      Как  это не странно, но в большинстве  стран Европы и Азии вплоть  до  XX

века  практически  отсутствовало  понятие  ответственности  родителей  перед

детьми. Напротив,  была  крайне  преувеличена  ответственность  детей  перед

родителями.  Таким  образом,  на  протяжении   всей   истории   человечества

наблюдалось   ассиметрия   в   отношениях   между   родителями   и   детьми:

ответственность  одних   была   преувеличена,   а   ответственность   других

принижена.

      Только  в XX веке произошел  перелом  в  отношениях  родительства.  Они

вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип  партнерства  и

взаимной  ответственности  включен  в  систему  прав  гражданина   во   всех

цивилизованных странах. Количество детей в одной семье  к тому времени  резко

сократилось, а их ценность резко возросло. Мысль о  том,  должны  жить  ради

своих детей, а те в свою очередь, ради будущих детей,  вернуло  человечество

в  русло  гуманистических  ценностей  и  восстановила  естественную  цепочку

социализации.  Подобный  принцип характеризует существование   большинства

видов живых существ. В ходе  многовекового  развития  человеческое  общество

создало  вокруг  и  по  поводу  отношений   родительства   сложные   системы

ценностей,  традиций,  норм  и  правил  поведения,  механизмов   социального

контроля (телесные наказания, отлучение от  наследства,  почитание  старших,

лишение родительских прав). 

                                   Юность.

      Юность  завершает активный период социализации. К юношам обычно относят

подростков и молодых  людей в возрасте от 13  до  19  лет.  Их  еще  называют

тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические  изменения  (

одно из них  –  наступление  половой  зрелости),  которые  влекут  за  собой

определенные психологические сдвиги: появление влечения  к  противоположному

полу, агрессивность, за частую немотивированная,  проявляются  склонность  к

не  обдуманному  риску  и  не  умение   оценить   степень   его   опасности,

подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

      Психофизиологические  изменения  не  могут  не  повлиять  на   ход   и

содержание социализации. Склонность к инноватике и  творчеству,  нерпизнание

всех и  всяких  авторитетов,  с  одной  стороны,  подчеркнутая  автономия  и

независимость – с  другой,  порождают  особое  явление,  которое  называется

молодежной субкультурой. Она  ассоциируется  с  тремя  главными  негативными

чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и  насилием.  Подростковый

период называют «трудным возрастом», «переломным периодом».  Его  содержание

заключается  в  изменении  поведенческих  характеристик:  от  почти  полного

послушания,  свойственного  малым  детям,  юноши  переходят  к   сдержанному

послушанию –  скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи  детьми,

они смотрели на мир  глазами своих родителей, то  теперь  они  ведут  как  бы

двойной счет: у  подростков  и  юношей  выстраивается  параллельная  система

ценностей  и  взглядов  на  мир,  которая  частично  пересекается   позицией

родителей,  а  частично  –  с   взглядами   сверстников.   В   этот   период

заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются  ее  верхние  –

мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит  как  осмысления

своего места в  жизни родителей, друзей,  окружающего  социума.  Одновременно

наблюдается  постоянный   поиск   нравственных   ориентиров,   связанных   с

переоценкой   смысла  жизни.  Подростки  и  юноши   более   восприимчивы   к

негативным оценкам  окружающих, особенно если они касаются  одежды,  внешнего

вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того,  что  составляет

социальную   среду   и   социальную   символику   «Я».    Гипертрофированная

самостоятельность находит  выражение  в  подчеркнутой  резкости  собственных

оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и  «правильно»  только  то,  что  им

нравится.

      Трудности   социализации  в  этот  период  связаны  с  тремя   главными

обстоятельствами:

      - несовпадением  между высоким уровнем  притязаний  (стремление  стать

        героем, прославиться) и низким социальном  статусом,  который  задан

        их возрастом;

      - несовпадением  старого стиля родительства, ориентированного  на  то,

        что для матери  сын  и   дочь  всегда  остается  ребенком,  и  новых

        потенциальных     возможностей     тинейджеров,     заданных     их

        психофизиологическим повзрослением;

      - противоречие  между усилившейся ориентацией  на  самостоятельность  и

        усилившейся зависимость от мнения  и поведения сверстников.

      Психофизиологическое  повзросление  практически  ничего  не  меняет  в

социально-экономическом  положении тинейджеров. Социальный статусы  родителей

и юношей по-прежнему несовместимы: родители  зарабатывают  на  жизнь,  несут

моральную  и  правовую  ответственность за   детей   и   неприкосновенность

имущества, участвуют  в общественной и  производственной  жизни.  Взрослые  –

собственники,   распорядители,   опекуны,    производители,    законодатели,

потребители, защитники  и т.д. А  тинейджеры  экономически  несамостоятельны,

они  все  еще  требуют  социальной  защиты  и   не   выступают   участниками

правонарушений. Их  ролевой  диапазон  крайне  ограничен.  Они  не  являются

собственниками,  распорядителями,  производителями,  законодателями.  Они  –

лишь потребители. Хотя  в  правовом  смысле  они  могут  принимать  жизненно

важные решения, в  психологическом  плане  тинейджеры  созрели  для  них.  Но

родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

      В  связи с этим социологи говорят о  ролевом  бесправии  тинейджеров  –

меньшем объеме прав  и  обязанностей  по  сравнению  со  взрослыми.  Обладая

меньшими  возможностями,  тинейджеры  сталкиваются   с   таким   глобальными

мировоззренческими  и нравственными проблемами, которые   в  зрелом  возрасте

решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их  совершать  гораздо  больше

ошибок, чем  это  делает  взрослые,  дети  или  старики.  Но  главное  не  в

количестве, а в  качестве ошибок, серьезности их  последствий:  преступность,

употребление  наркотиков,  алкоголизм,  половая  распущенность,  насилие  на

личностью.  Многие  тинейджеры  бросают  школу,  в   результате   нарушается

естественный процесс  социализации. Недополучение  знаний  сразу  сказывается

на экономическом  положении, подростки на экономическом положении,  подростки

и юноши оказываются  в худшей ситуации на рынке  труда.  В  развитых  странах

уровень безработицы  среди 18-летних в 3 раза выше, чем у  взрослых.

      Социологи  полагают,  что  сексуальная   распущенность,  злоупотребление

алкоголем и лихачество – не что иное,  как  попытка  играть  роль  взрослых.

Информация о работе Агенты социализации личности