Аргументация в дискурсе русского радикально-националистического движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:43, дипломная работа

Описание

До начала работы над дипломом я не был знаком ни с одним человеком, который высказал бы симпатии к Русскому Национальному Единству. Достаточно необычное положение вещей, если учесть почти пять лет занятий политической социологией и четыре года - собственной карьеры активиста. Люди, с которыми я говорил о Единстве, часто высказывали по его поводу страх и отвращение - очень много того и другого - и еще недоумение. В то, что кто-то выставляет напоказ свастики, черные рубашки, приветствия, которым не хватает только выкрика "Хайль!", чтобы казаться взятыми из кинохроники полувековой давности, катехизисы национал-социалистической идеологии, доступные широкому читателю - и после этого рассчитывает придти к власти, они просто не верили.

Содержание

Отправной пункт: взгляд извне………………………………………………..…3

Глава 1. Социальные движения и культура: высокая теория…………….…5
1.1 В поисках определения для "социальных движений"………….…5
1.2 Движения как социальный дискурс…………………………………8
1.3 Логическая структура убеждающей коммуникации………………9
1.4 Фон для фигуры: понятие "политической культуры"…………..13
1.5 Итоги: теоретическая модель………………………………………..16

Глава 2. Методо-логика…………………………………………………………..18
2.1 Стратегия исследования……………………………………………...18
2.2 Объекты и методы…………………………………………………….20
2.2.1 Методы………………………………………………………..20
2.2.2 Встречи РНЕ………………………………………………….20
2.2.3 Акции………………………………………………………….23
2.2.4 Документы организации …………………………………...24
2.2.5 Сообщения СМИ…………………………………………….25

Глава 3. The Setting: Русское Национальное Единство ……………………..26
3.1 Развитие и современное состояние Единства……………………...26
3.1.1 История РНЕ…………………………………………………26
3.1.2 Численность и территориальная организация………….32
3.1.3 Участие и карьера в РНЕ…………………………………...34
3.1.4 Акции и структура организации…………………………..37
3.1.5 Символика и этикет…………………………………………40
3.2 Петербургская организация………………………………………….43

Глава 4. Этнография убеждающей коммуникации…………………………..44
4.1 Идеологический репертуар…………………………………………..44
4.1.1 Идеологические вариации………………………………….44
4.1.2 Эволюция идеологии………………………………………..50
4.1.3 Региональные различия……………………………………51
4.1.4 Основные регистры…………………………………………53
4.1.5 Целевые аудитории……………………………………….…54
4.1.6 Эмическая значимость различий между вариациями…56
4.2 Воспроизводство идеологического сообщества……………………59 4.2.1 Основные принципы репродуктивной аргументации….59
4.2.2 Критика источников………………………………………..63
4.3 Воспроизводство организации……………………………………….66
4.3.1 Задачи позиционирования………………………………….66
4.3.2 Идентификация действующих лиц внутри традиционной модели……………………………………………………..67
4.3.3 Трансформации политического пространства…………..70

5. Символическая стратегия Единства: Анализ………………………………76
5.1 Использование эвристик……………………………………………..76
5.2 Стратегия политической контркультуры………………………….80

Заключение: взгляд изнутри……………………………………………………..85

Ссылки……………………………………………………………………………...88

Приложение………………………………………………………………………...94

Работа состоит из  1 файл

Diploma.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

      Действительно, все остальные обвинения в  текстах, посвященных Единству, были аргументами в его пользу в  глазах целевой аудитории. Исходя из фоновых ожиданий идеологического сообщества, настоящее националистическое движение и должно быть обвинено в экстремизме и фашизме враждебными средствами массовой информации. Пугающие статьи с этой точки зрения являются элементами рекламной кампании по позиционированию организации в политическом пространстве как имеющей высокие оценки по параметрам национализма и оппозиционности. Строго говоря, признание врагами ценится даже выше, чем ценилась бы самореклама в таком же объеме. Символическая стратегия Единства, с самого начала - с принятия партийной эмблемы - это цепь провокаций, призванных вызвать нападки со стороны оппонента, по поводу которого в родной политической субкультуре РНЕ царит общий консенсус, и его руками обеспечить себе положение во главе индустрии.

      Стратегии национализма и оппозиции достаточно хорошо известны и используются всеми организациями, представляющими  то же движение, что и Единство, хотя и с разной степенью успешности. Гораздо более специфической является аргументация, которая доказывает принадлежность движения к политической контркультуре.

       

5.2 Стратегия политической  контркультуры.  

      Под "политической контркультурой" здесь  и далее понимается осознанное противопоставление своей политической субкультуры  той, которая, являясь основанием для  действий доминирующих групп, порождает институциональный порядок. Контркультура - это разновидность политического действия, ставящая под сомнение символический порядок, поддерживающий функционирование политической системы. Ее использование неким агентом возможно в ситуации, когда  выполняются два условия. Во-первых, сама эта система должна признаваться им непригодной для того, чтобы достичь желательных изменений - поскольку между одобряемыми целями и институциональными средствами констатируются  слишком большие несоответствия, чтобы вторые могли служить для достижения первых. Во-вторых, то, что другие люди продолжают поддерживать неэффективную и порочную социальную организацию, даже разделяя те же цели, должно определяться им не как следствие их недостаточного интеллекта или скрытых интересов, а другого мировоззрения. Это требует отказаться от необычайно привлекательного убеждения в том, что все несогласные или идиоты, или негодяи (стандартная формулировка, в слегка смягченной форме повторенная в десятках и сотнях партийных призывов). Вместо этого, возникает необходимость попробовать переубедить их, апеллируя к общему культурному опыту, чтобы доказать, что предлагаемая данным движением практика борьбы может обеспечить большую эффективность в достижении общих целей, чем та, которая навязывается существующими институтами. Именно фактом этого обращения к разделяемым всеми представлениям и компетентностям объясняется то, что политические контркультуры обычно являются мощными факторами культурной интеграции, сокращающими разрыв между политикой и другими областями культуры действия, такими, как религия, искусство или наука.

      Эрой  начала расцвета политических контркультур, были десятилетия после  Второй мировой  войны - время, когда произошло окончательное  падение колониальной системы и возникли сразу десятки государств, названных странами Третьего мира, а в западных обществах развернулись Новые социальные движения. В немалой степени, падение колониальных режимов и было результатом развития политических контркультур, часто противопоставлявших политике европейцев укорененные в своих традициях стратегии борьбы. Ненасильственные кампании Ганди - самый известный пример такого рода, но ни в коей мере не единственный. Освобождение, однако, было всего лишь прелюдией к началу конфликта, который на себе испытали почти все новые государства Азии и Африки - конфликта между движениями, названными Клиффордом Гирцем "эпохалистскими" и "эссенциалистскими" [Geertz, 1963; Geertz, 1973b]. Первые выступали за скорейшее движение своей страны по пути промышленной и политической модернизации, предлагая кратчайшим путем привести все социальные институты в соответствие с "духом эпохи" - понятием, которое отражено в данном им названии. Вторые, напротив, полагали, что реформы такого рода недопустимы, поскольку будут разрушительными для их культур, и что лучше вносить минимум изменений в традиционные формы общественной организации, или не вносить их вовсе, даже если это не позволит добиться роста уровня жизни и международного веса, обеспечиваемого индустриализацией и экономическим ростом. Политические институты почти повсеместно оказались в центре этой борьбы, поскольку восстановление традиционной системы управления чаще всего обозначало конец модернизации, а ее разрушение - недопустимое оскорбление священных традиций. Лидеры новых государств - такие, как Неру или Сукарно -  всюду оказались между  этих враждующих сил, и их правление было везде наполнено отчаянным поиском культурных форм, приемлемых с обеих точек зрения.

      Новые социальные движения, потрясшие западные государства в 60-х и оставшиеся с тех пор одними из главных действующих сил на политической сцене, были столь же яркими носителями контркультурного протеста. Их неприятие культурных, экономических и экологических следствий модернизации в полной мере относилось и к политическим институтам - бюрократическим организациям партий, представительству и другим проявлениям того, что протестующие описывали как "технократическую цивилизацию" [Melucci, 1989; Touraine, 1984]. Отказ от сотрудничества Новых левых со Старыми повсеместно опирался на неприятие первыми моделей политического действия, которые коммунистические и социалистические партии осуществляли прежде и в соответствии с которыми они рассчитывали создать свой утопический порядок в случае победы. Даже там, где, как в Германии, развитие движения привело к созданию парламентской партии, активисты сделали все, чтобы в организационном плане как можно меньше походить на принадлежащий доминирующей политической культуре образец фракции.  Аргументы, приводимые при этом, имели своим источником именно критику культуры, на которую опирались отвергаемые конструкции [Scott, 1990].

      Им  противопоставлялись формы организации  и действия, принадлежащие молодежной культуре и изначально не политизированные. Так, социальные сети, связывающие членов одной тусовки, оказались, при умелом использовании, идеальными каналами рекрутирования. Круги общения, не имеющие никакого формального членства или лидерства - более эффективными типами организационной структуры, чем бюрократии штабов "Старых" социальных движений. Рок концерты - прекрасно совместимыми с митингами, да и вообще, политизация музыки превратила ее в средство агитации, далеко превосходящее по убедительности традиционные речи. Все это - коммуникативную компетентность, опирающуюся на опыт общения в приятельских компаниях, неформальное лидерства, даже музыкальные пристрастия - контркультура превратила в аргумент против политической системы, опиравшейся на совсем другие основания, гораздо менее знакомые молодым людям и вызывавшие у них куда меньше доверия. Вернее, по мере развития автономии политической культуры, она как раз и теряла такие основания, превращаясь в занятия для специально обученных профессионалов, от которого все большее количество людей оказывалось отчуждено в силу ее эзотеричности. Привлекательность контркультур в немалой степени заключается в их обещании сделать политику понятной, предсказуемой и "человеческой", а большие массы людей - компетентными в ней и способными хорошо играть роль активного участника событий. Средством, которые они обычно предлагают для этого, является не массовое просвещения,   а трансформация самой политики, в результате которой большие социальные группы вдруг обнаружат себя уже просвещенными.    

      Рассматривая  выше критику Единством культурных оснований демократии, мы видели и Утопию, которой они призывают ее заменить - "соборное государство обязанностей". В нем во всех сферах жизни господствует одна непререкаемая мораль.   Власть принадлежит не только самым компетентным, но и самым ответственным и нравственным. Подчинение вытекает из доверия, а право повелевать - из альтруизма. Социальные институты опираются не на равновесие сил в конфликте, которое существует, пока кто-то из соперников не находит способа переиграть другого, а на взаимной заботе и осознании общего долга. Культурное единство нации преобразуется в консенсус по всем важнейшим вопросам, и любой спор может быть разрешен братской любовью.

      Такой образ взаимоотношений в группе может показаться чем-то совершенно неправдоподобным, пока мы говорим о государстве. С другой стороны, он сразу перестанет быть таковым, если объектом обсуждения окажется семья - там он будет выглядеть если не обычным, то, по крайней мере, не исключительным. Политические институты, которыми Единство хотело бы заменить нынешние, опираются на реализацию в политике тех же культурных моделей, и тех же моральных стандартов, которые повсеместно используются в семейных отношениях. С точки зрения такой влиятельной теории, как психоанализ,  этот перенос происходит всегда (например, аффективное отношение к политическому лидеру всегда в той или иной степени повторяет отношение к отцу) - но трудно не заметить, что разные политические системы в разной мере поощряют его. Подданному абсолютного монарха, чьей жизнью божественный и несменяемый правитель распоряжается как угодно,  надо думать, легче разглядеть в их отношениях аналогию с ранним детским опытом, чем гражданину демократической республики, выбирающему своего президента раз в четыре года.

        Политическая субкультура, которую Единство противопоставляет доминирующей, представляет собой результат грандиозного переноса ролевых компетентностей членов семьи в политику. Яростное неприятие разграничения между публичной и приватной сферами, предполагающее, что человек обязан вести себя в них по-разному - в том числе, и с точки зрения морали - выливается в критику политической культуры эгоизма, неискренности и недоверия, которой поражена современность. Организация РНЕ представляет себя как культурный анклав, основанный на абсолютно иных принципах, которые в дальнейшем она рассчитывает распространить на все общество.

        Черты этого противопоставления  легко разглядеть в тех аспектах  структуры и практики, которые  мы рассматривали ранее. Так,  участник Единства не наделен никакими правами и полностью подчинен своему руководству, но не отягощен и обязанностями, помимо возлагаемых на себя самого. В перспективе, такая система должна за счет исключения недостойных воплотиться в организацию, основанную на энтузиазме и доверии, а не на подозрениях и стремлении к личной выгоде. Все, кто добровольно не вверяют свою судьбу Вождю, покинут ее, а оставшиеся образуют совершенно сплоченное ядро. Это ядро уже сегодня превращается в основу нового порядка, просто за счет совершенства своей внутренней организации. Помимо всех остальных добродетелей нового государства, в которое оно трансформируется со временем, Единство уже сегодня способно к совершенной автаркии - оно не нуждается ни в ком, в то время, как к нему обращаются за помощью непрерывно. Такой пример преимуществ, обеспечиваемых моральным превосходством структуры  - источник огромного оптимизма с точки зрения участника националистического движения, поскольку в будущем, когда Единство поглотит государство, оно сможет таким же путем утвердить свой авторитет и среди всех остальных стран.  

      Заключение: возможно, взгляд изнутри. В заключении, вернемся туда, откуда начали. Вместо того, чтобы пытаться сформулировать общие выводы, рассмотрим один частный пример, на котором можно увидеть, что собой представляют обсуждавшиеся принципы аргументации Единства в действии. Этот пример - использование Коловрата, вписанной в восьмилучевую звезду свастики, в качестве партийной эмблемы. Пожалуй, среди всех вопросов, которые мне приходилось слышать за время, пока я работал над дипломом, чаще всего звучало недоуменное "На что они могут надеяться, поставив самим себе такое клеймо, в стране, пережившей Великую отечественную войну? Разве одно это не   лишает их всех шансов на успех? И о чем думают те, кто приходит к ним, о том, что они видят?"  Эти загадки будет испытанием для нашей способности смотреть на события глазами представителя исследуемой культуры, который - как видно из его действий - не находит эмблему Единства столь отталкивающей и неприемлемой.

      Безусловно, украшение своих знамен свастикой - изощренный ход, который имеет множество  значений. Во-первых, повсеместно распространенные аналогии между современной Россией  и Веймарской Германией имеют  и прогностические коннотации - из указаний на сходство ситуаций вытекают ожидания в отношении одинаковости последствий, которые иногда превращаются в почти обреченное ожидание явления нового Рейха. Эта логики придает неожиданный вес претензиям даже самых незначительных групп, идентифицирующих себя с национал - социализмом. Маленькие политические организации, больше всего страдающие от того, что никто не верит в их шансы чего-нибудь добиться, могут только мечтать о такой поддержке, исходящей от страхов их врагов. И Единство в полной мере использовало силу исторической аналогии, позаботившись о том, чтобы стать в глазах делателей новостей самым правдоподобным кандидатом на роль "русского фашизма".

      Во-вторых, свастика - исторически чрезвычайно  широко распространенный символ - легко  может быть привязана сразу к нескольким вариациям из идеологического репертуара, используемого Единством, о чем извещают многие из распространяемых организацией документов. Как древнейший солярный знак, она восходит к индоарийским корням. Как одна из форм креста - служит напоминанием о православной иконописной традиции, что дополняется сочетанием с восьмилучевой "Звездой Богородицы". Как символ Третьего Рейха, она апеллирует к настроениям радикально-националистической части аудитории (об этом не упоминается в листовках, но намек все равно был бы вполне узнаваемым даже без ежедневных напоминаний прессы). Каждый может выбрать то, что соответствует его предрасположенности, и не замечать остального, так же, как и в случае со всей остальной идеологией.

      В-третьих, и в-четвертых, преследования, обрушившиеся на Единство со стороны либералов, сразу обеспечили ей высокий статус внутри индустрии. Никто не выражал сомнений в том, что Баркашов и его союзники - националисты, или что они - оппозиционеры (кажется противоположные по смыслу высказывания Зюганова не произвели никакого эффекта). Жертвы, которые необходимо, чтобы быть признанными в этих качествах, были принесены сразу и так, что их нельзя было не заметить - борьба с экстремизмом выглядела  в средствах массовой информации синонимом борьбы с РНЕ.

      Наконец, в пятых - свастика была вызовом политической культуре. Этот символ сразу выделил  отколовшуюся осенью 1990 года от фронта "Память" небольшую группу из огромного  множества ей подобных - именно потому, что никто больше не решился открыто  его использовать. Другие участники борьбы на политическом поле, говоря о "фашизме",  имеют в виду абсолютное зло, и утверждение, что их оппоненты как-то причастны к этому ужасу, фигурирует в качестве тягчайшего обвинения против них. Фактически, попытка доказать, что действия противника описываются этой категорией является одним из основных приемов символической схватки, использование которого можно наблюдать повсеместно - от изобличения "коммунофашистов" либералами, до вдохновенных поношений "демофашизма" и "НАТОфашизма" их оппонентами. Какой бы неустойчивой не была семантика слова "фашизм", доминирующая политическая культура содержит полный консенсус по поводу того, что это само это слово - каинова печать.

Информация о работе Аргументация в дискурсе русского радикально-националистического движения