Бесспризорники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:19, доклад

Описание

Актуальность проблемы вынесенной на обсуждение, очевидно не только для данной аудитории, но и для всего общества и государства.
Одно из первых определений беспризорности относится к 1913 году. На 1 российском съезде по вопросам детского суда был предложен проект закона « О мерах попечения над беспризорниками », где к их числу причислялись не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние, которые находились в условиях не гарантирующих им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении.

Работа состоит из  1 файл

работа по беспризорникам.doc

— 1.57 Мб (Скачать документ)

                

                                                        Введение.  

   Актуальность проблемы вынесенной  на  обсуждение, очевидно не только  для данной аудитории, но и  для всего общества и государства. 

    Одно из первых определений беспризорности относится к 1913 году. На 1 российском съезде по вопросам детского суда был предложен проект закона « О мерах попечения над беспризорниками », где к их числу причислялись не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние, которые находились в условиях не гарантирующих им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении.

   В этом законе впервые дается  современное определение понятий  «безнадзорный», «беспризорный», и  «несовершеннолетний , находящийся  в социально опасном положении».

      

         - Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения ими ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей, или должностных лиц; 

     - Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания; 

    - Несовершеннолетний, находящийся в  социально опасном  положении –  лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности  находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.  
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   
 
 
 

                                                                        Глава 1

                        1.1. Беспризорность и бродяжничество среди подростков.  

 Зажита детей-сирот и подготовка их к самостоятельной жизни всегда были государственной задачей особой важности. Законодательство гарантирует права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Разработаны механизмы выявления детей, нуждающихся  в попечении государства, защите их прав и законных интересов.

Нужда, голод, тяжелые внутрисемейные отношения, да и сами родители порой толкают детей на улицу. Наличие мозаичной сексуальной среды привело к росту числа  мальчик подростков, занимающихся «любовью за деньги. Они  не умеют зарабатывать себе на жизнь, оказать сопротивление, и их тут же подбирают сутенеры из числа взрослых и сверстников. Отрицательные последствия проституции чаще всего проявляются:

      - в социальной деградации личности 

      - неспособности создать полноценную  семью

      - неспособность интегрироваться в общество

    Все это затрудняет профилактическую  работу  с малолетними проститутками.  Они с большой неохотой вступают  в контакт с работниками соц.  служб и принимают их помощь.

   Особую группу среди таких  детей и подростков занимают дети- сироты из государственных интернатных учреждений.  

        По данным некоторых исследований, через год после выхода из детских домов около 30% выпускников становятся Без определенного места жительства, 20% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством.

    Основным приобретенным дефектом  детей-сирот оказывается задержка психического и умственного развития. В большинстве   случаев 85-92% из них неспособны к обучению по программе общеобразовательных школ.

    Другой категорией беспризорников являются социальные сироты и дети-сироты с отклонениями в физическом и психическом развитии. Данная категория детей наибольше склонная к бродяжничеству, употреблению спиртного, наркотических средств, психотропных веществ. Они подвержены наибольшей опасности стать жертвами насилия и преступлений, быть вовлеченными в преступную деятельность.

   Система отношений и поведения  в группах беспризорников, резко  отмечаются от поведения окружающих. Они: резки, дерзки, подозрительны.  Постоянный поиск средств к существованию сплачивает группу, делает ее более структурированной и специализированной в выполнении определенных видах деятельности. Они выстраивают свои отношения с другими группами, например со взрослыми и бомжами. При более длительном взаимодействии в группе бродяжничающих видоизменяются взаимные ожидания инвалидов, появляется определенный набор устойчивых социальных и индивидуальных ожиданий, которые придают взаимодействию упорядочный и предсказуемый характер. Складываются социальные и индивидуальные отношения, распределяются роли, устанавливаются нормы поведения в группе и вне ее.

    В ряде стран особую группу составляют дети и подростки из гасторбайтеров и беженцев. В большинстве своем они либо попрошайничают, либо устраиваются на работы грузчиками. Подрастая, они осваивают навыки воровства, мошейничества, попрашайничества и другие.

    Следующая группа-беглецы из интернатных  учереждений, которые достаточно  быстро выходят в криминальные  группы. Большинство из них злоупотребляют  алкоголем, токсическими веществами, наркотиками. Исследователи отмечают, что их криминальная деятельность связанна с распространением наркотиков.

      Еще одна группа-подростки-токсикоманы и наркоманы, как правило, это дети  из неблагополучных семей и интернатов, но в последнее время к этой категории примыкают подростки из благополучных семей.  

                                                1.2. Профилактика и ее организация 

  Профилактика- это целенаправленная деятельность в рамках субъектно-объектных отношений, реализуемая на уровне первичной, вторичной и третичной профилактики по ресоциализации, реинтеграции безнадзорных и беспризорных, бродяжничающих детей в социокультурное правовое  пространство. С одной стороны, в этой деятельности учавствуют специалисты способные качественно проанализировать условия, ситуацию взаимодействия, профилактический потенциал каждого специалиста, ожидаемый результат от созданной профилактической программы, сроки реализации. С другой стороны, здесь учавствует безнадзорник с определенным опытом безнадзорной и бездомной жизни, употребления спиртных напитков и психоактивных веществ, криминальной жизни, с личностными качествами и сложившейся системой отношений к «благим намерениям» педагогов и психологов по своему перевоспитанию.

      В последние годы в стране  много делается по улучшения  положения всего детского населения  и отдельных его категорий.  Выстраиваемой эффективной государственной  политике в области детства  в РБ могут позавидовать многие  страны. Этому во многом способствует созданная и совершенствуемая законодательная и нормативно правовая база. Приоритетным в работе по защите детства является реализация: положений Конвенции о правах ребенка, Закона РБ «О правах ребенка», Кодекса РБ о браке и семье, поручений главы государства, Указов и Декретов Президента РБ, президентской программы «Дети Беларуси», законов «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(2003г.), «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (2005г.), Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010гг., постановления советов министров РБ.

     Значительным шагом в нормативном  обеспечении работы по защите  детей, повышении ответственности  родителей за воспитание детей стало принятие Декрета Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в небдагополучных семьях».

      Тема усыновления итальянцами звучала за "круглым столом" в Минске, не так давно собравшем представителей белорусских властей и благотворительные фонды из Италии. И хотя встреча по большей части была посвящена другому вопросу - оздоровлению, - один делегат с трибуны озвучил недоумение итальянских семей, которым с марта отказывают в приеме документов на усыновление.  
     2006 год в усыновлении знаменовался прохождением своеобразного Рубикона. Впервые белорусские семьи приняли сирот меньше, чем иностранные. 363 против 540. Почему? Можно сослаться на недостаток средств, а можно, наверное, и на дефицит милосердия. Бесспорно одно - то, что не можем сделать сами, к счастью, не прочь сделать за нас другие, главное - не мешать.                                                          Гостеприимные итальянцы чаще других иностранцев усыновляют детей из Беларуси - порядка 200 в год. На долю Италии приходится примерно половина всех детей из нашей страны, у новых родителей которых не белорусская прописка. 
       "Правила усыновления в Беларуси достаточно жесткие, но четкие", - говорит директор Центра усыновления Ольга Карабань. То, что этим занимается государство, дает и детям-сиротам, и семьям, их принимающим, дополнительные гарантии. Такое положение дел наблюдается далеко не у всех наших соседей: в Литве, например, усыновлением могут заниматься частные адвокаты. 
     Однако, наверное, из-за таких правил Беларусь сотрудничает в усыновлении лишь с десятью государствами, требования к усыновлению которых совпадают с нашими. Главное условие, которое, кстати, в случае с итальянскими семьями и стало камнем преткновения, - это обязательство в течение трех лет присылать подробные отчеты с фотографиями о жизни ребенка. 
      С другими государствами такой проблемы не возникало, так как уполномоченные органы вели усыновление от начала до конца. В Италии же до недавнего времени таких организаций не было. Вот и приходилось итальянским семьям брать инициативу в свои руки, хлопотать по инстанциям. Когда же дело сделано, ребенок усыновлен, многие семьи присылали отчеты добровольно, а от некоторых информация о жизни детей не доходила. Самодисциплина, как известно, штука неподатливая. Поэтому власти Беларуси в отношении итальянцев были вынуждены временно приостановить прием документов об усыновлении. Получается, что от несознательности одних семей - не отчитались о 270 детях - страдают другие, но иного выхода просто нет. 
      Выступая на упомянутом "круглом столе", замминистра образования Татьяна Ковалева сказала, что глубоко уверена в благих намерениях итальянских семей, но нельзя допускать даже возможности для недобросовестной ситуации. 
      Не дай Бог, повторится случившееся 6 лет назад в Швеции, то последствия для международного усыновления могут быть еще более тяжелыми, чем временное приостановление. Пока то было единственное ЧП. Напомню, соседи заявили в социальную службу, что приемный отец бьет ребенка. "Папаша" получил срок, а в пользу девочки взыскали 30 тысяч долларов. Позже пострадавшей подыскали другую семью, там же, в Швеции, где она благополучно живет и сейчас. 
    Пригодна или непригодна семья к усыновлению, решают власти страны, в которой она проживает. Это кропотливый процесс. Беседы с психологами, справки о здоровье, финансовом благополучии, история семьи вплоть до бабушек-дедушек. Не было ли жестокого обращения с детьми в этой семье и не обращались ли жестоко с самими усыновителями. Опрашиваются соседи. В Соединенных Штатах, например, нужны рекомендательные письма родственников, сослуживцев. 
      "Эти документы попадают к нам через посольства и МИД, и когда центр принимает решение рекомендовать или не рекомендовать ребенка к усыновлению, - говорит Ольга Карабань, - о семье известно все, ну или почти все". 
     Кстати, в разных странах смета расходов на оформление усыновления (услуги специалистов, поездки усыновителей в Беларусь и т.д.) варьируется от 2 до 20 тысяч долларов. Так что приемный ребенок - удовольствие не для малообеспеченных. В Соединенных Штатах, например, установлен имущественный ценз - доход семьи должен быть на 20 процентов выше среднестатистического. Что интересно, само же государство компенсирует американским семьям 10 тысяч долларов их расходов на усыновление. 
     Если очевидно, что семья не отвечает нашим требованиям, то в Центре усыновления ей могут просто не предложить ребенка. Правда, иностранцы вправе обжаловать это решение в суде. Хотя таких прецедентов пока не было. Ведь отказы небезосновательные. Например, приемного ребенка из Беларуси просила одна женщина-инвалид из Италии. По их нормам она могла стать усыновителем, но в Беларуси ей вынуждены были отказать. Пусть муж у нее здоров, но сама она прикована к инвалидному креслу. Белорусское законодательство не разрешает усыновлять детей инвалидам. "Ее, конечно, жаль, но мы призваны жалеть не взрослых, а детей", - считает Ольга Карабань. 
      Конечно, чисто теоретически, если бы условия были менее жесткими, то у нас бы почти всех сирот забрали. Так как на Западе практически нет брошенных детей, там не существует такой проблемы, как социальное сиротство, когда ребенок - сирота при живых родителях, и спрос на детей ощутим. Но провести более чем 600 детей через все необходимые процедуры, мы не в состоянии, говорит директор центра. Ведь каждое дело требует кропотливой работы. К тому же у нас просто нет столько детей, сколько могли бы принять иностранцы. В Беларуси 12 тысяч сирот, подлежащих усыновлению, от новорожденных до восемнадцатилетних (всего сирот - 32 тысячи, но некоторые находятся под опекой, у других родители не лишены родительских прав и т.д.). Берут же, как правило, малышей. 
    Сохранить разумный баланс - вот главная задача. Необходимо подобрать ребенку действительно достойную семью, способную окружить его заботой и подарить свою любовь. В сущности, разве так уж важно, что ребенок не будет говорить на родном языке. Это можно простить - язык прошлого сам стирается из памяти. Главное, чтобы детство было счастливым.

   В Беларуси, в рамках гуманитарного сотрудничества с зарубежными неправительственными организациями за счет иностранной безвозмездной помощи в 2006 году выехало на оздоровление в 23 зарубежные страны 44,9 тыс. белорусских детей.  
Как сообщили в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Беларуси, наибольшее количество белорусских детей принимали Италия - 20,1 тыс., Германия - 9,2 тыс., Великобритания и Испания - по 2,8 тыс. детей, Ирландия - 2,5 тыс., Бельгия - 1,9 тыс., США - 1,4 тыс., Королевство Нидерландов - 1,2 тыс.  
Гуманитарные проекты по оздоровлению детей за рубежом охватывают все регионы республики, но в первую очередь пострадавшие от Чернобыльской аварии районы Гомельской (44,7%) и Могилевской (19,4%) областей. 
Приоритетными категориями при направлении на оздоровление за рубеж в составе общих организованных групп являются дети и подростки, проживающие на загрязненных радионуклидами территориях (42,4%), дети из многодетных и малообеспеченных семей (23,2%) и дети-воспитанники детских домов и школ-интернатов, находящиеся на государственной форме опеки (11,6%). 
 
Среди ребят, выехавших на оздоровление в составе специальных групп и прошедших согласование в Министерстве здравоохранения Беларуси, основную часть (53,7%) составляют дети, имеющие онкологические заболевания в стадии ремиссии, а также дети с заболеваниями внутренних органов и с заболеваниями крови.
 

В январе 2008 года, в Сенненском районе открыт специальный дом социальной адаптации детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Одинадцатиклассники живут в доме  две недели по очереди и готовятся к самостоятельной жизни.  

      
 
 
 

                                                                   

                                                              
 
 
 
 

                                                                Глава 2. 

2.1. Педагогический аспект воспитания и перевоспитания безнадзорных и беспризорных

   Образование- одна из важнейших сфер жизни подрастающего поколения. Образование является главным фактором развития и усиления интеллектуального потенциала нации, ее самостоятельности и международной конкурентоспособности,  с одной стороны, и фундаментальным условием осуществления человеком своих гражданских, социально-экономических, политических и культурных прав – с другой. Реформирование школы ориентированно в том числе, на создание элитных школ и классов, ведущих к социальной дифференциации детей в зависимости от состояния родителей, вместо развития средств и форм обучения, учитывающих индивидуальные особенности учащихся. В элитарных школах интенсивно проводится психолого-педагогическое тестирование по выявлению у детей незаурядных способностей. Тестирование распространилось и в обычных общеобразовательных школах. Однако результаты тестирования не становятся базой для создания и реализации индивидуальных программ медико-психолого-педагогического сопровождения и поддержки ребенка с проблемами. Учеными  отмечается резкая, происходящая с нарастающей скоростью смена жизненных ценностей и различное по степени успешности присвоение ценностей западной цивилизации, в которой всепологающим критерием являются деньги, собственность. У определенной части молодежи наблюдается утрата значимости многих прежних общественных правил и законных способов достижения новых целей, провозглашаемых в обществе. Существенное влияние на становление личностного самоопределения, ценностных установок у детей и подростков оказывает асоциальная, криминальная субкультура. Динамика преступности несовершеннолетних показывает, что эта категория продолжает оставаться криминально активной частью населения.

Информация о работе Бесспризорники