Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:19, доклад
Актуальность проблемы вынесенной на обсуждение, очевидно не только для данной аудитории, но и для всего общества и государства.
Одно из первых определений беспризорности относится к 1913 году. На 1 российском съезде по вопросам детского суда был предложен проект закона « О мерах попечения над беспризорниками », где к их числу причислялись не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние, которые находились в условиях не гарантирующих им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении.
2.2. Борьба с беспризорностью несовершеннолетних: из истории СССР
Первая мировая и гражданские войны, экономическая разруха и последовавший за ними голод, постигший значительную часть советского государства на этапе его возникновения и становления, были причиной появления массовой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Для ликвидации этого негативного социального явления советским правительством был предпринят ряд мер как по линии законодательной, так и по линии организационной, основными среди которых были:
- Постановление II съезда СССР от 26 января 1924 года, в соответствии с которым был создан специальный фонд им. В.И.Ленина – в размере 100 млн руб. для помощи беспризорным детям. Из них 50 млн руб. вносились Правительством СССР и являлись неприкосновенными, т.е. расходованию подлежали лишь проценты с этого капитала, остальные 50 млн руб составлялись из республиканских фондов и других сборов, производимых на основании особых постановлений.
- Создание Комиссии по
- Принятие «Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в РСФСР», утвержденного ВЦИК и СНК 8 марта 1926 г. Государство принимало меры по охране детства, оказанию помощи и воспитанию всех беспризорных несовершеннолетних, не достигших 16-ти летнего возраста и находящихся в условиях, опасных для их физического и психологического развития. Беспризорным нуждающимся в полном обеспечении и воспитании признавались дети круглые сироты, а также имеющие братьев и сестер, которые обязаны были взять на себя заботу о воспитании несовершеннолетнего; потерявшие связь с родителями и родственниками; покинутые родными или лицами, обязанными о них заботиться; изъятые из семи на основании постановления суда или комиссии о делах несовершеннолетних вследствие порочной жизни родителей, родственников, а также жестокого или дурного обращения с ними.
- Организация детской
В отношении беспризорных несовершеннолетних, а также в отношении детей, нуждающихся во временной помощи или охране, государством принимались и следующие меры:
Детские приемные и приемно-распределительные пункты возникли после Октябрьской революции 1917 г., для оказания первоначальной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Сюда поступали беспризорные несовершеннолетние, нуждающиеся в постоянной или временной социальной помощи независимо от продолжительности их пребывания на улице или совершения ими правонарушений. При поступлении детей в приемник к ним сразу принимались санитарно-гигиенические меры. Содержание беспризорных детей в приемнике не превышало четырех месяцев, после чего дети либо направлялись в постоянное стационарное учреждения, соответствующее возрасту и развитию ребенка, либо возвращались домой, если находились их родители или родственники. Во время пребывания несовершеннолетние находились под постоянным наблюдением педагогов и врачей, изучавших их физическое и психическое состояние, степень их умственного развития и склонности. Приемные пункты разделялись на два типа:1) по возрастным категориям: а) для детей младшего возраста ( от 8 до 14 лет); б) для подростков ( от 14 до 17 лет); 2) по производственным признакам.
В этих пунктах подростками проводились занятия по ликвидации неграмотности, по обучению трудовым навыкам, по вовлечению в деятельность общественных организаций. Приемные пункты для несовершеннолетних от 14 лет принимали меры также и по устройству их на производство, в трудовые коммуны, колхозы. Число детей в приемниках не превышало 150 человек. В детские приемно-распределительные пункты поступали несовершеннолетние после определенного срока пребывания их в детском приемном пункте. Здесь они подвергались более углубленному наблюдению и изучению, после чего направлялись в соответствующие их возрасту психофизическому состоянию и степени социальной запущенности детские учреждения.
Ввиду того что беспризорные несовершеннолетние в большом количестве передвигались по железнодорожным дорогам и водным путям, народным комиссориатом путей сообщения был создан особый тип детского приемно-распределительного пункта - вагон-приемник на транспорте. «Положение о работе по борьбе с детской беспризорностью на транспорте» указывало, что основными задачами работы по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних на транспорте были:
- полное прекращение их
- организация на крупных и узловых пунктах вагонов – приемников для беспризорных несовершеннолетних;
- передача задержанных
Осуществление указанных задач
проводилось органами
Во
время пребывания в вагоне-
Таким образом, мы можем
2.3.Психологический аспект решения проблем беспризорности
Радикально изменившиеся социально-экономические
отношения в макросреде приводят к существенным
деформациям в отношениях в микросреде,
что в свою очередь, определяет развитие
и переживание ребенка через переживания
его микросреды. Наблюдения показывают,
что в большинстве случаев причины асоциального
поведения школьников лежат в области
социальных отношений, а точнее, являются
следствием их деформации. Эти отношения
носят объектно-субъектный характер, поскольку
не только среда оказывает существенное
влияние на воспитание личности, но и личность,
самовыражаясь в среде, способна ее изменить.
«Нормальная жизнедеятельность личности
означает не просто обмен информацией
со средой, но и установление с ней каких-то
эмоционально-значимиых отношений».
Таким образом, в основе отклоняющегося поведения детей и подростков лежит отрицательный опыт взаимоотношений и общения в неблагополучных семьях и в школе. Хроническая деприврация потребности в эмоциональном общении формирует у детей стойкий, неадекватно-негативный образ мира человеческих отношений и проектируется на все его межличностные отношения.
Процесс
первичной социолизации в
Телефон доверия прочно вошел в систему социально-психологической помощи населению. Результаты работы этих психологов дополняют исследования по проблеме социализации и в определенной степени раскрывают причины уходов для детей из семьи. Выделяют три типа разрешения противоречий подростка с родителями по телефону доверия. Первое направление-это противоречия в ценностных ориентациях родителей. Замечая эти противоречия, ребенок может становиться на позицию одного из сторон внутреннего конфликта родителей и расширять соответствующею модель своего поведения на столько, что это может вызывать доминантные или отвергающие отношения со стороны матери или отца.
Вторе направление противоречий- это отказ родителей в представлении ребенку статуса взрослого в семье, нежелание общаться с ним. Это служит препятствием к достижению им самостоятельности и независимости.
Третье направление- неспособность родителей помочь вступающему в юношеский возраст ребенку с решением проблем его социализации.
Большое внимание в последнее
время уделяется проблемам
Основным мотивом поведения