Бесспризорники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:19, доклад

Описание

Актуальность проблемы вынесенной на обсуждение, очевидно не только для данной аудитории, но и для всего общества и государства.
Одно из первых определений беспризорности относится к 1913 году. На 1 российском съезде по вопросам детского суда был предложен проект закона « О мерах попечения над беспризорниками », где к их числу причислялись не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние, которые находились в условиях не гарантирующих им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении.

Работа состоит из  1 файл

работа по беспризорникам.doc

— 1.57 Мб (Скачать документ)

                  2.2. Борьба с беспризорностью несовершеннолетних: из истории СССР

    Первая мировая и гражданские  войны, экономическая разруха и последовавший за ними голод, постигший значительную часть советского государства на этапе его возникновения и становления, были причиной появления массовой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Для ликвидации этого негативного социального явления советским правительством был предпринят ряд мер как по линии законодательной, так и по линии организационной, основными среди которых были:

   - Постановление II съезда СССР от 26 января 1924 года, в соответствии с которым был создан специальный фонд им. В.И.Ленина – в размере 100 млн руб. для помощи беспризорным детям. Из них 50 млн руб. вносились Правительством СССР и являлись неприкосновенными, т.е. расходованию подлежали лишь проценты с этого капитала, остальные 50 млн руб составлялись из республиканских фондов и других сборов, производимых на основании особых постановлений.

         - Создание Комиссии по улучшению  жизни детей при Всероссийском  центральном исполнительном комитете (Деткомисссия при ВЦИК) в соответствии  с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 января 1925 г. Положение о Деткомиссии было утверждено СНК РСФСР 20 июня 1927г. Она согласовала деятельность всех государственных учреждений и организаций, ведущих работу с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, в частности: изыскивала средства для помощи несовершеннолетним; проводила общественные компании по сбору пожертвований, издавала серии благотворительных марок, устраивала спектакли, лекции, проводила розыгрыши лотерей и т.д; привлекала  для решения проблем беспризорности  общественность;  оказывала  материальную  помощь  непосредственно  беспризорным  несовершеннолетним  либо  через  соответствующие органы. Своих  учреждений  комиссия  не создавала.

          - Принятие «Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в РСФСР», утвержденного ВЦИК и СНК 8 марта 1926 г. Государство принимало меры по охране детства, оказанию помощи и воспитанию всех беспризорных  несовершеннолетних, не достигших 16-ти летнего возраста и находящихся в условиях, опасных для их физического и психологического развития. Беспризорным нуждающимся в полном обеспечении и воспитании признавались дети круглые сироты, а также имеющие братьев и сестер, которые обязаны были  взять на себя заботу о воспитании несовершеннолетнего; потерявшие связь с родителями и родственниками; покинутые родными или лицами, обязанными о них заботиться; изъятые из семи на основании постановления суда или комиссии о делах несовершеннолетних вследствие порочной жизни родителей, родственников, а также жестокого или дурного обращения с ними.

       - Организация детской социальной  инспекции в соответствии  с  Постановлением ВЦИК от 17 ноября 1929 г., которая действовала на  основании особой инструкции  Народного комиссариата  просвещения.   Основной функцией инспекции являлось проведение практической работы на местах по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних.

В отношении  беспризорных несовершеннолетних, а  также в отношении детей, нуждающихся  во временной  помощи или охране, государством принимались и следующие меры:

  • временное помещение в детские приемные и приемно-распределительные пункты;
  • помещение в детские учреждения различного типа;
  • устройство на работу в учебно-производственные мастерские;
  • назначение опеки;
  • передача под наблюдение работника комиссии по делам несовершеннолетних или лица, выделенного общественной организацией, и др.

  Детские приемные и приемно-распределительные пункты возникли после Октябрьской революции 1917 г., для оказания первоначальной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Сюда поступали беспризорные несовершеннолетние, нуждающиеся в постоянной или временной социальной помощи независимо от продолжительности их пребывания на улице или совершения ими правонарушений. При поступлении детей в приемник к ним сразу принимались санитарно-гигиенические меры. Содержание беспризорных детей в приемнике не превышало четырех месяцев, после чего дети либо направлялись в постоянное стационарное учреждения, соответствующее возрасту и развитию ребенка, либо возвращались домой, если находились их родители или родственники. Во время пребывания несовершеннолетние находились под постоянным наблюдением педагогов и врачей, изучавших их физическое и психическое состояние, степень их умственного развития и склонности. Приемные  пункты разделялись на два типа:1) по возрастным категориям: а) для детей младшего возраста ( от 8 до 14 лет); б) для подростков ( от 14 до 17 лет); 2) по производственным признакам. 

  В  этих пунктах подростками проводились занятия по ликвидации неграмотности, по обучению трудовым навыкам, по вовлечению в деятельность общественных организаций. Приемные пункты для несовершеннолетних от 14 лет принимали меры также и по устройству их на производство, в трудовые коммуны, колхозы. Число детей в приемниках не превышало 150 человек.  В детские приемно-распределительные пункты поступали несовершеннолетние после определенного срока пребывания  их в детском приемном пункте. Здесь они подвергались более углубленному наблюдению и изучению, после чего направлялись в соответствующие их возрасту психофизическому состоянию и степени социальной запущенности детские учреждения.

     Ввиду того что беспризорные несовершеннолетние в большом количестве передвигались по железнодорожным дорогам и водным путям, народным комиссориатом путей сообщения был создан особый тип детского приемно-распределительного пункта - вагон-приемник на транспорте. «Положение о работе по борьбе с детской беспризорностью на транспорте» указывало, что основными задачами работы по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних на транспорте были:

         - полное прекращение их передвижения  по железнодорожным и водным  путям сообщения; 

         - организация на крупных и  узловых пунктах вагонов –  приемников для беспризорных  несовершеннолетних;

         -  передача задержанных беспризорных  в органы Народного образования  и Народного комиссариата труда. 

      Осуществление указанных задач  проводилось органами стрелковой  охраны Народного Комиссариата  путей сообщения, которые привлекали  к этой работе как линейных сотрудников дороги в лице кондукторских бригад и проводников, так и широкую транспортную общественность путем создания  общественно-добровольчиских организаций – «ядер», входивших в систему общества «Друг детей». Одной из основных организаций работы с несовершеннолетними на транспорте был вагон-приемник. Кроме того, в работе вагоно-приемника помогали старшие воспитанники, которые «приживались» с приемником, переставали бродяжничать и использовались в в качестве сопровождающих при эвакуации детей по месту их жительства, а также при отправке их в соответствующие учреждения. Задачами вагона-приемника были:

    • работа с беспризорными  несовершеннолетними;
    • прием беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в течение суток и оказание им санитарно-гигиенической помощи, представление питания и приюта;
    • оказание помощи родителям в розыске сбежавших детей.

  Во  время пребывания в вагоне-приемнике,  которое, как правило, не превышало  4-5 дней, беспризорные и безнадзорные  несовершеннолетние получали питание, пользовались книгами и газетами из библиотеки, с ними проводились беседы. Некоторые вогоны-приемники имели спортивные игры, радио, музыкальные инструменты, иногда выпускались свои стенгазеты.  Если во время пребывания беспризорного несовершеннолетнего в вагоне-приемнике выяснялось, что у него есть родители, то предпринимались меры по отправке его домой. Воспитанники, сбежавшие из детских домов, возвращались, дети и подростки с физическими недостатками направлялись в соответствующие учреждения отделов Народного образования, наркоманы и психически больные- в лечебные заведения органов здравоохранения. Подростки, которым уже исполнилось 16 лет, передавались в ведение Народного комиссариата труда для устройства их на работу а также в труд-колонии. Все остальные несовершеннолетние направлялись в соответствующие их возрасту и развитию детские дома. Значительный процент беспризорности на транспорте составляли девочки.

        Таким образом, мы можем утверждать, что вагоны-приемники на транспорте  внесли свой весомый вклад в дело борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в масштабах всего советского государства.

                          2.3.Психологический аспект решения проблем беспризорности

   Радикально изменившиеся  социально-экономические отношения в макросреде приводят к существенным деформациям в отношениях в микросреде, что в свою очередь, определяет развитие и переживание ребенка через переживания его микросреды. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев причины асоциального поведения школьников лежат в области социальных отношений, а точнее,  являются следствием их деформации. Эти отношения носят объектно-субъектный характер, поскольку не только среда оказывает существенное влияние на воспитание личности, но и личность, самовыражаясь в среде, способна ее изменить. «Нормальная жизнедеятельность личности означает не просто обмен информацией со средой, но и установление с ней каких-то эмоционально-значимиых отношений».                                

     Таким образом, в основе отклоняющегося поведения детей и подростков лежит отрицательный опыт взаимоотношений и общения в неблагополучных семьях и в школе. Хроническая деприврация потребности в эмоциональном общении формирует у детей стойкий, неадекватно-негативный образ мира человеческих отношений и проектируется на все его межличностные отношения.

  Процесс  первичной социолизации в семье  занимает достаточно большой  временной и приводит к существееным  изменениям «детско-родительских»  отношений. Так, ислледования  Т.В.Архиреевой (1990), А.Я. Варги (1997), показали, что «родительские отношения» актуальны для детей младшего школьного возраста. Благоприятное родительское отношение является ведущим фактором в развитии личности ребенка, на основе которого формируется самоотношение ребенка и успешность усвоения культурных образцов поведения. В подростковом возрасте эти отношения терпят существенные изменения. Здесь на первое место в личностном развитии выходит не отношения родителя к ребенку, а стиль общения между ними способствует успешной социолизации последнего. Исследователи отмечают, что социокультурные влияния и конкретное поведение ребенка приводят к формированию определенного типа (доминантное отношение, отвергающее отношение и симбиотический тип) родительского отношения к ребенку. Преобладающий тип отношений искажает условия развития личности, а доминантный и отвергающий могут, на наш взгляд, спровацировать различные виды «ухода из дома до отказа общаться с родителями.

  Телефон доверия прочно вошел в систему социально-психологической помощи населению. Результаты работы этих психологов дополняют исследования по проблеме социализации и в определенной  степени раскрывают причины уходов для детей из семьи. Выделяют три типа разрешения противоречий подростка с родителями по телефону доверия. Первое направление-это противоречия в ценностных ориентациях родителей. Замечая эти противоречия, ребенок может становиться на позицию одного из сторон внутреннего конфликта родителей и расширять соответствующею модель своего поведения на столько, что это может вызывать доминантные или отвергающие  отношения со стороны матери или отца.

 Вторе направление противоречий- это отказ родителей в представлении ребенку статуса взрослого в семье, нежелание общаться с ним. Это служит препятствием к достижению им самостоятельности и независимости.

Третье  направление- неспособность родителей помочь вступающему в юношеский возраст ребенку с решением проблем его социализации.

     Большое внимание в последнее  время уделяется проблемам девиантного  поведения по-новому осмысляются такие понятия, как поведение, адаптация, дезадаптация, поступок и пр.  Известно, что девиантное поведение находится в прямой зависимостиот масштабов и темпов рапспространения, реализации и доступа детей и подростков к алкоголю, наркотикам и токсическим веществам в стране. Ситуация употребления  психоактивных веществ подростками такова, чтоставит под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительное ее части. А это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности и деградации общества.

    Основным мотивом поведения подростков, склонных к активным формам, является  бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются такие  внутренние причины, как переживание  стойких неудач в школе и  конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем, личная несостоятельность  во всех видах деятельности и многое другое. Подростку хочется от всего этого убежать, изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону. Личная жизнь, учебная деятельность и окружающея их среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способны привлечь их внимание, увлечь, обрадовать, вызвать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Они в группе, они приняты, их поняли. Далее ситуация в микро- и макросреде (семья, школа) становятся еще более непереносимой, конфликтной. Так возникает все большая зависимость от употребления каких-либо психоактивных веществ и отторжение от реальной действительности.

Информация о работе Бесспризорники