Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:19, доклад
Актуальность проблемы вынесенной на обсуждение, очевидно не только для данной аудитории, но и для всего общества и государства.
Одно из первых определений беспризорности относится к 1913 году. На 1 российском съезде по вопросам детского суда был предложен проект закона « О мерах попечения над беспризорниками », где к их числу причислялись не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние, которые находились в условиях не гарантирующих им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении.
Аддиктивная активность носит избирательный характер – в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной пустоты, стагнации. Подростки могут проявить большую активность для достижения цели для добывания алкоголя, наркотиков и пр., вплоть до совершения аморальных и криминальных поступков. Аддикативное поведение всегда сопровождается хронически конфликтной ситуацией и уходами из дома как взрослых, так и детей. Рост числа девочек среди больных алкоголизмом, наркоманией настораживает исследователей и практиков.
Неблагополучие в семье
2.4. Современные научно-практические подходы к решению проблем
Первое объяснение термина «бродяжничество» дается европейскими учеными в конце XIX столетия, прежде всего, это представители психиатрического подхода. В 1899 году появилось понятие «пориомания», или «инстинкт бродяжничества». Психиатры связывали бродяжничество с эпилепсией но затем это понятие стало находить более широкое применение для характеристики бездомных. В 1934 году появляется психологическая диссертация Людвига Маера, раскрывающая «инстинкт бродяжничества», с которым стали связывать такие явления, как прогулы в школе, побег из воспитательных учреждений, дезертирство. Все эти явления приписывались болезненному миграционному состоянию. Исследователи отмечают, что миграционный инстинкт как концепция очень противоречив и требует экспериментального доказательства. Однако по настоящее время эта концепция еще в достаточной мере не обоснована и экспериментально не подтверждена.
В настоящее время в
В последнее время большое внимание в германском обществе уделяют виктимологии, а именно проблемам молодежи, выступающей в качестве жертвы преступлений и в качестве самого преступника. Подходы достаточно разнообразны. Гилсберг (1999) обращает внимание на тот факт, что молодежь втягивается в криминальный мир в качестве преступника и жертвы, при этом германское государство и его структуры оказываются практически бессильными в решении этой проблемы. Государство не в состоянии финансировать программы по социальной поддержки молодежи, таким образом, дети становятся жертвами государственной политики. Изоляция государства от проблем молодежи в перспективе обернется большими финансовыми затратами. Социальные педагоги обращают внимание также на рост суицида в детских домах. Исследователи отмечают, что фундаментальные изменения жизненных условий влекут за собой структурные изменения личности. Индивидуальные проблемы молодежи, склонной к совершению суицида, связаны со следующими факторами:
Все вышеперечисленные факторы усиливают внимание исследователей к разработке проблем профилактики суицида у молодежи, проживающей в детских домах. Освобождение от эмоционального давления, чувства вины, страха, агрессии, печали. Особое внимание уделяется драматизации событий, приведших к конфликтной ситуации и суициду.
Большое внимание в
3.1. Школьная дезадаптация – этап десоциализации детей и подростков
Проблемы школьной дезадаптации достаточно рельефно выглядят в отчетах Минобразования Беларуси. Специалистом хорошо известно, что, по крайней мере, 10% детей школьного возраста посещают школу от случая к случаю, а посещая ее, не учатся. Ребенок в школе и его родители практически бесправны перед школьной администрацией. Во многих школах процветает практика выдавливания неудобных и недостаточно способных, с точки зрения учителей, учеников. Современная школа не несет ответственности за судьбу исключенного, выброшенного за ее ворота ребенка.Вышеперечисленные факты свидетельствуют, что проблемы адаптации актуальны для современной школы, они всегда интересовали педагогов, психологов, врачей. В последних исследованиях по проблемам школьной адаптации и дезадаптации исследователями отмечается, что у 20-30% детей начальных классов наблюдается хроническое отставание в усвоении знаний, различные формы отклонений в поведении, изменения в эмоционально-личностной сферы.
Процесс социально-
Общество (макросреда) – адаптация личности и различных слоев общества к разным изменениям в социально-экономических, политических, идеологических и культурных отношениях общества. К их числу можно отнести адаптацию беженцев и вынужденных переселенцев. Адаптацию беспризорников к жизни вне дома. Адаптацию несовершеннолетних правонарушителей после освобождения из исправительно-воспитательных колоний и пр.
Социальная группа (микросреда) – адаптация человека, или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой.
Сам индивид – это стремление личности достичь гармонии, сбалансирования внутренней позиции, соответствия самооценки уровню притязаний.
В последние годы наблюдается значительная эволюция понимания социально-психологической адаптации. Таким образом, психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды и преобразования, изменения среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответвтвующей его возможностям.
3.2. Особенности социальной ситуации развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблема детей, в особенности семей остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы. Во многих семьях зреют конфликты, усугубляются непонимание между детьми и их родителями. Основными причинами, приносящими несчастье детям, являются пьянство родителей, их аморальный образ жизни, тунеядство. Дети подвергаются различным формам физического и психического насилия в семье, в школе, на улице, что нередко приводит к их гибели, суицидам. К детям, находящимся в социально опасном положении, относятся дети, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые: