Бесспризорники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:19, доклад

Описание

Актуальность проблемы вынесенной на обсуждение, очевидно не только для данной аудитории, но и для всего общества и государства.
Одно из первых определений беспризорности относится к 1913 году. На 1 российском съезде по вопросам детского суда был предложен проект закона « О мерах попечения над беспризорниками », где к их числу причислялись не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние, которые находились в условиях не гарантирующих им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении.

Работа состоит из  1 файл

работа по беспризорникам.doc

— 1.57 Мб (Скачать документ)

         Важным элементом новой модели системы детства является создание и развитие социально-педагогических учреждений системы образования, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь детям и их семьям, предоставляющих временное содержание и воспитание детей, отобранных у родителей, и решающих важную задачу – профилактику факторов риска семейного неблагополучия. Работу по социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении и нуждающихся в государственной защите, осуществляют 156 социально-педагогических учреждений: 85 социально-педагогических центров, включающих в свою структуру детские социальные приюты, 16 социально-педагогические центров, 55 детских самостоятельных социальных приютов. Всего социально педагогических учреждений работает 288 социальных педагогов, из них 62% имеет соответствующее образование, 267 педагогов психологов, 91% из них имеете соответствующее образование. В детских социальных приютах с педагогическим образованием работает 911 воспитателей (96%).

         Также вызывает озабоченность  рост тяжких преступлений против  личности, совершенных подростками.  Нам нельзя  забывать, что дети, совершившие преступления, не закоренелые  преступники, а скорее всего  жертвы – семейного неблагополучия, негативного социального окружения издержек в школьном воспитании. Многие из них нуждаются в системной социальной помощи и государственной защите. Но на деле часто воспитательно-профилактическая работа на местах проводится формально. Как правило, в  учреждениях образования широко используются такие методы работы с детьми, склонными к совершению правонарушений, как беседы, организация занятости, обсуждение на советах профилактики, проведение реабилитационных и военно-спортивных лагерей.  Актуальным остается вопрос реабилитации детей, вышедших из специальных учебно-воспитательных заведений. На основании проверок можно сделать вывод о недостаточности мер, предпринимаемых в целях закрепления реабилитационного эффекта от помещения несовершеннолетнего в специальное учреждение.                                                                                                                                                   Ряд детей, совершивших преступления до наступления возраста уголовной ответственности, нуждаются в серьезной медицинской помощи. Для реабилитации таких детей Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусмотрено открытие специальных лечебно воспитательных учреждений. В рамках Президентской программы «Дети Беларуси», в 2007 году открылось первое в стране лечебно воспитательное учреждение для мальчиков в возрасте от 11 до 18 лет с 2 отделениями: специальной школой (11-15 лет) и специальным ПТУ (14-18 лет).                                                                       В последствии два года наблюдается стабильная тенденция сокращения вновь выявленных детей-сирот по всем областям страны, что явилось следствием целенаправленной работы органов охраны детства, принятия ряда  управленнчиских решений и создание в регионах наиболее полной сети социально-педагогических учреждений. Незначительная тенденция роста социального сиротства в 2005 г. сохранялась только в Витебской области.

        Сокращение числа воспитанников  в интернатных учреждениях позволяет  в большей мере обеспечить индивидуальный подход к ним, улучшить качество обучения, открыть 10-11 классы, что ранее было невозможно в связи с отсутствием мест в учреждениях. Многие интернаты теперь выпускают детей по достижении ими совершеннолетия, что позволяет им легче  адаптироваться в самостоятельной жизни. В последние годы детские дома  и школы-интернаты также активно включились в поиск замещающих семей для своих воспитанников, в связи с чем наблюдается рост числа детей-сирот, передаваемых на воспитание в семьи.  Увеличивается количество выпускников, реализующих свое право внеконкурсного приема в ВУЗы и СУЗы . За последних восемь лет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ВУЗах и СУЗах, увеличилось.

         До сих пор мы больше говорили о том, как сохранить семью, спасти ее от развала, не допустить безнадзорности, детского сиротства. Это все необходимо. Но не менее,  а может быть более важно, подготовить молодежь к созданию таких семей, в которых не встал бы вопрос о защите детей от собственных родителей, где отношения строились бы на любви и уважении.

    В Республике Беларусь сложилась система воспитания и обучения сирот в государственных учреждениях. Разработаны различные программы сопровождения воспитанников в период пребывания их в интернатных учреждениях и выхода из них. В настоящее время ситуация осложняется тем, что большинство детей, живущих в интернатных учреждениях, - это так называемые социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, осуждены, отказались либо уклоняются от воспитания детей. Пополнение интернатных учреждений идет за счет из неблагопалучных семей, получивших огромный негативный опыт социолизации. Это соправождается у многих пребыванием в условиях острых или хронических стрессовых ситуаций с риском психического или физического насилия, риском развития нервно-психических расстройств с разнообразными девиациями поведения.

Таким образом, последствия социального  сиротства чрезвычайно тяжелы  для детей. Они включают в себя:

  • аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности;
  • отрицательный социальный опыт в период детства;
  • глубокое и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации  потери семьи;

Среди причин дезадаптации воспитанников интернатных учреждений выделяются проблемы медицинского, социального, психологического характера.

        Проблемы медицинского характера. У детей, поступающих в интернатные учреждения, обнаруживается различные осложнения внутриутробного развития ( врожденные или наследственные заболевания). 30-40% детей поступают из семей алкоголиков, от матерей и отцов больных туберкулезом, сифилисом, диабетом или имевших психические заболевания.

     Проблемы социального характера.  Возникают из социального статуса ребенка-сироты, из-за неприязненного отношения детей. Это также проблемы депривации.

         Депривация- лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, что имеет пагубные последствия для развития личности. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и др.

       Сенсорная депривация- может возникать тогда, когда по тем или иным причинам человек испытывает так называемый сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов –  зрительных, слуховых, осязательных и прочих.

    С двигательной  депривацией мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения.

      Наиболее разрушительны последствия материнской депривации. Возможность контактов с матерью позволяет ребенку испытывать не ужас, тревогу и страх, а интерес и любопытство, не тормозить, а развивать активность. Отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудное компенсируемое последствие материнской депривации.

 Проблемы  психологического характера. У  воспитанников интернатных учреждений  формируется комплекс сложных  нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднение в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. Психологические проблемы часто объясняются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривцией неформального общения со взрослыми.  
        Инфантилизм – недоразвитие личности, носящае временный характер.

         Дезадаптация – неприспособленности  к школьным условиям или о разрушении в силу различных причин уже сложившейся адаптации. Причин такого состояния достаточно много: недоверие к людям, избегание контактов с окружающими, тревожность, беспокойство, нетерпеливость, высокое эмоциональное напряжение и т.д.

         Аффект неадекватности. Это защитная  психологическая реакция ребенка  на воздействии, нарушающие привычную самооценку.

         Негативизм. Явление часто наблюдается  в подростковом возрасте, выражается в протесте против неприемлевых для подростка требований.

         Дидактогения. Сдвиги в настроении личности, иногда доходящие до болезненного состояния, вызванные нечутким действием педагога. Эти состояния могут удержаться длительное время и порождать серьезные конфликты.

  Педагогические  проблемы дезадаптации. Это социально-педагогическая  запущенность и девиантное поведение,  которое наблюдается примерно у 40% детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                         Глава 4

4.1.  Дома-интернаты для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями

  В Беларуси около 35 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это 1,5% от общего количества белорусских детей. Подавляющее большинство из них социальные сироты – дети, чьи родители живы. За последние несколько лет зафиксировано 40 тысяч случаев лишения родительских прав или ограничения в них. Около 5 тысяч родителей отказались от своих детей добровольно.

  В ведении Министерства труда и социальной защиты Беларуси находятся 9 домов-интернатов для детей с ограниченными умственными и/или физическими возможностями и Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов.

Сотрудничество  ШУРС и Министерства началось в 2001 году. С момента начала реализации программы  ШУРС главное внимание было уделено улучшению жизненных условий детей с особенностями развития, проживающих в домах-интернатах. Гуманитарная деятельность осуществляется в сферах проведения ремонтных работ, а также социальной, физической и психологической реабилитации воспитанников путем поставки реабилитационного оборудования и проведения тренингов.

  Программа сотрудничества с домами-интернатами на 2007-2008 гг. имеет своей целью продвижение реабилитации и интеграции детей с особенностями развития посредством проведения спортивных мероприятий и внедрения новых методик в образовательный процесс. К реализации данной программы будут привлечены наиболее квалифицированные специалисты Республики Беларусь, а также Швейцарская организация «Плюспорт». Методики работы «Плюспорт» в области спорта для людей с психофизическими недостатками являются инновационными и уникальными, т.к. не ограничиваются проведением занятий по физической культуре, а представляют собой комплексный подход к реабилитации, включая работу над развитием социальных навыков и умственных способностей.

Кроме того, впервые в стране в домах-интернатах для детей с особенностями  психофизического развития будут созданы  компьютерные классы и поставлено техническое  оборудование, оснащенное специальным  программным обеспечением. Таким  образом, воспитанники получат возможность доступа к современным средствам образования, адаптированным соответственно особенностям их развития.  

4.2.   В Беларуси существует вспомогательная школа интернат для детей с интеллектуальной недостаточностью

        Вспомогательная школа-интернат № 10 г.Минска создана для обучения, воспитания, коррекции нарушений в развитии и адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью согласно приложению к Положению о специальной школе – интернате для детей с особенностями психофизического развития.

С целью  обеспечения дифференцированного  подхода в обучении открыты классы:

-   1 отделения (наполняемость -12 человек), для учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

-   2 отделения (наполняемость - 6 человек), для учащихся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности.          

 Наряду  с выполнением функций специальной  школы, интернат обеспечивает  проживание детей. Все учащиеся  бесплатно питаются, в соответствии  с денежными нормами (2 раза  – приходящие дети, 4 – находящиеся на круглосуточном пребывании). Питание обеспечивается сотрудниками Комбината школьного питания Заводского района.  

     Школа работает в режиме 5-тидневной рабочей недели (6-й день недели - кружковая работа и культурно – массовые мероприятия по графику).

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              

                                                           Глава 5

                                                 Практическая часть 

   Конфликты являются неотъемливой частью нашей жизни. Предотвращение и разрешение конфликтов возможно при знании типичных стилей поведения подростков в конфликтной ситуации.

Информация о работе Бесспризорники