Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:48, курсовая работа
Цель работы: Выявить причины недостаточной эффективности
программ Современной Русской Православной Церкви.
Задачи работы:
1. Рассмотреть Современную Русскую Православную Церковь и благотворительность в истории.
2. Проблемы, связанные с благотворительной деятельностью Современной Русской Православной Церкви.
3. Изучить благотворительность как форму социальной деятельности Современной Русской Православной Церкви.
4. Определить значение социального служения и основные программы Современной Русской Православной Церкви.
5. Выявить перспективы дальнейшего развития социального служения Современной Русской Православной Церкви.
Введение - 3
1. Русская Православная церковь и благотворительность - 7
1. История Русской Православной Церкви и благотворительности в России -7
1.2.Современная Русская Православная Церковь - 18
2. Социальная помощь Русской Православной Церкви - 21
1. Благотворительность как традиционная форма социальной деятельности Русской Православной Церкви - 21
2. Значение социальная помощь Русской Православной Церкви - 25
Заключение - 36
Список использованных источников и литературы - 39
«И не
могу сказать, обо всей его милости,
- продолжает митрополит Илларион. - Не
только в дому своем милостыню
творил, но и по всему городу, и
не в Киеве одном, но по всей земле
Русской - и в городах, и в селах
- везде милостыню творил - всех милуя,
и одевая, и кормя, и напоя».
Таким образом,
благотворительная деятельность князя
Владимира предстает, согласно свидетельству
митрополита Иллариона как
Необходимо отметить,
что идея благотворительности получила
в древней Руси широкое распространение.
Церковь с самых первых дней своего
существования категорически
В 996 году князем
Владимиром учреждаются «богадельни,
гостиницы, дома, а лекари и все
люди увечные... были подсудны одним
Епископам». Причем на их содержание была
определена «десятина» (от продажи
хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.).
Находясь под
влиянием евангельского учения о
благотворительности, князь Владимир
в числе первых показывал пример
сострадательности к тем, кто
нуждается в помощи - к убогим,
нищим, сиротам. Вопреки сложившимся
в церковную эпоху обычаям
и правилам, князь позволял «всякому
нищему и убогому» являться на княжий
двор, получать еду, а для больных,
которые не могли приходить сами,
отправлял повозки, груженые хлебом,
мясом, рыбой, овощами, медом и квасом .
В XII веке был основан
больничный Троицкий мужской монастырь
Николой Святошей, где имелась больница
на 32 кровати с аптекою. Так складывался
благотворительный институт Русской Православной
Церкви, имевший в лице монахов своих социальных
работников, свои больницы, аптеки, а также
обладавший финансовыми средствами из
«десятины».
С XII века начался
процесс упадка Киевского государства.
Киевская Русь распалась на отдельные
независимые феодальные княжества, и уже
в XIII веке татаро-монгольское нашествие
поработило ослабленную междоусобными
войнами князей Русь. Если в домонгольский
период на Руси существовала не только
церковная благотворительность, но и частная
милостыня, светское попечение о бедных.
То в период нашествия татаро-монголов
на Русь благотворительность «фактически
находилось в руках духовенства, которому
делались богатые приношения на бедных,
да и само по себе оно было богато и свободно
от татарских даней и поборов».[2]
В период татаро-монгольского
ига, когда рухнуло русское
полностью взяла на себя благотворительные функции. Именно в период татаро-монгольского ига Церковь учредила первые в государстве больницы, в которых лечили бедных бесплатно.
В то же время, кроме
расширения форм благотворительной
деятельности Церкви, продолжалась и
линия Владимира Мономаха - личное
участие князей-правителей в оказании
помощи нуждающимся.
Избавление от
татаро-монгольского ига во второй
половине XV столетия, восстановление государственности,
связанное с возвышением Москвы и Московского
княжества, когда началось объединение
вокруг Москвы русских земель в единое
централизованное государство, привело
к тому, что представители Православной
Церкви связывают свою судьбу с московскими
князьями и всеми силами способствуют
их возвышению. С этого времени начинается
новый этап в развитии благотворительной
деятельности Русской Православной Церкви.
Еще преподобный
Сергий Радонежский неразрывно связал
служение Русского Православного Монашества
с благотворительной
Так, в Николаевско-Пешношском
монастыре оказывалось бесплатное лечение
в больнице, имелся гостиный двор. С конца
XVI века прославился своей благотворительностью
Коневский Рождественский мужской монастырь,
имевший бесплатную гостиницу для путешественников
и странноприимный дом для богомольцев.
Болылую известность,
благодаря своей благотворительной деятельности,
получил Иосифо-Волоколамский монастырь,
имевший странноприимный дом, гостиницу,
больницу, богадельню и церковноприходскую
школу на 18 мальчиков. [1]
Роль и значение
Церкви в благотворительной
Данная тенденция
в развитии благотворительности
обусловлена, по всей видимости тем, что
к середине XVI века многие государственные
деятели, убедившись, что раздача милостыни
без разбору не уменынает, а увеличивает
нищенство, начинали относиться к этой
форме благотворительности отрицательно.
В общественном
сознании уже со времен Стоглавого
Собора зрела идея перехода от благотворительности
к системе общественного и
государственного призрения. При этом
начали яснее обозначаться и контуры
системы призрения, которая должна
была включать не только помощь бедным
милостыней и особенно содержание их
в богоугодных заведениях, но и
предоставление трудоспособным нуждающимся
заработка.
Мысль о развитии
государственной помощи была впервые
высказана царем Иваном Грозным
на Стоглавом Соборе. Он утверждал,
что в каждом городе должны быть
построены богадельни, больницы и
созданы приюты для всех нищих
и убогих. [2]
Кроме того, особое
внимание уделялось бесплатному
обучению грамоте бедных детей, сирот,
для которых открывались приюты
при монастырях, церковно-приходские
школы.
В царствование Феодора Алексеевича (1676-1682 гг.) в монастырские обязанности вменялась новая повинность: собирать в Москве увечных людей для призрения, отличая их от притворных нищих. Дмитровский Борисоглебский монастырь содержал негодных для службы стрельцов. Позднее, на государственном уровне принимается решение о строительстве двух богаделен не по церковной линии, а в рамках государственной службы общественного призрения.
В последующем эти направления развивались параллельно: частное и государственное.
Церковная реформа Петра I, упразднив патриаршее управление и заменив его коллегиальным, по существу поставила Церковь на службу государству, что отразилось и на характере социальной деятельности Русской Церкви, которая оказалась под жестким контролем.
Петр I, следуя примеру Людовика XIV, требовал повсеместного устройства по губерниям «госпиталей», то есть, приютов для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инвалидов по монастырям и приказывал строить по городам, на церковных дворах, приюты для принятия «зазорных» детей, на тех же основаниях. Согласно историко-статистическому описанию Тихвинского Богородицкого мужского монастыря, именно при Петре I здесь была основана богадельня, имеющая главной целью обеспечение спокойной старости увечным и израненным воинам.
С1764 года открываются новые монастыри, имеющие богадельни, приюты, странноприимные дома, школы с общежитиями для учеников.
С учреждением приказов общественного призрения в 1775 году последним предписывалось устраивать сиротские и работные дома для просящих милостыню профессиональных нищих, способных прокормиться собственной работой, и оказывать помощь добровольно явившимся за вспомоществованием. Для увеличения денежных средств, приказов общественного призрения им разрешены были приемы вкладов на хранение и выдача ссуд под недвижимость и государственные процентные бумаги.1
Таким образом,
благотворительная деятельность стала
возможной не только за счет пожертвований
в пользу нуждающихся, но и благодаря
специальным благотворительным
структурам, включающим банки, магазины,
газеты и т.п. К середине XIX века традиции
церковной благотворительности прервались
в связи с упадком социальной активности
прихода, лишенного прав юридического
лица.
При Александре
I благотворительность в сфере образования
стала координироваться Министерством
народного просвещения, учрежденным в
1802 году. В 1828 году императорским указом
в стране было введено звание «Почетный
попечитель», которым награждались граждане,
сделавшие крупные пожертвования. Примерно
в это же время, почетный попечитель граф
Шереметев, построил дом с больницей для
нуждающихся (сегодня Институт скорой
помощи им. Склифосовского). [2]
В XIX веке появляются
женские общины, представляющие переходные
формы от мирской жизни к монашеской. В
течение XIX столетия было основано около
100 общин, образованных преимущественно
при приходских церквах в виде богаделен,
существование которых обеспечивалось
подаянием прихожан. Большинство из этих
общин было возведено в ранг монастырей,
обязательно занимающихся милосердно-благотворительной
деятельностью.
В 1864 году Александром II было принято законодательство о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах, допускавшее и регламентировавшее церковную благотворительность. С 1866 года учреждение при монастырях благотворительных и воспитательных заведений сделалось обязательным для каждой вновь открываемой обители. В указе обер-прокурора Синода графа Л. А. Толстого от 6 апреля 1866 года учредителям монастырей предлагалось «соединить с удобствами монашеской жизни цель благотворительную или воспитательную». По этому указу в период с 6 апреля 1866 года по 1869 год было учреждено 10 монастырей со школами, богадельнями и приютами. С 1870 года по 1886 год было учреждено 37 монастырей, занимающихся благотворительностью. В 1889 году при приходских храмах было 660 богаделен и 480 больниц.
В 1882 году святым
праведным Иоанном
«Конкуренцию»
частной благотворительности
К концу XIX века
благотворительность в России стала настолько
масштабным общественным явлением, что
в 1892 году была создана специальная комиссия,
в ведении которой были законодательные,
финансовые и даже сословные аспекты благотворительности.
Важнейшим итогом работы комиссии можно
считать обеспечение прозрачности благотворительной
деятельности в России, открытости и доступности
всей информации, включая финансовую,
для всех слоев общества. С конца XIX века
в стране устанавливается общественный
контроль над благотворительностью, результатом
чего явился рост доверия в обществе к
деятельности благотворителей и, как следствие,
новый небывалый рост числа жертвователей.
Существенной
стороной благотворительной деятельности
было создание благотворительных обществ,
при Санкт-Петербургских
Характерно, что при таких городских больницах обычно строились церкви, а благотворительные общества, как раз и создавались при больничных храмах. Так, в Обуховской больнице благотворительное общество существовало при церкви Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». [2]
С середины XIX века развивается новая для России форма благотворительности - сестринское милосердие. Еще в 1844 году в Санкт-Петербурге была создана первая в Европе Свято-Троицкая женская община, готовившая сестер милосердия для попечения о раненых.
Информация о работе Благотворительность Современной Русской Православной Церкви