Благотворительность Современной Русской Православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: Выявить причины недостаточной эффективности
программ Современной Русской Православной Церкви.
Задачи работы:
1. Рассмотреть Современную Русскую Православную Церковь и благотворительность в истории.
2. Проблемы, связанные с благотворительной деятельностью Современной Русской Православной Церкви.
3. Изучить благотворительность как форму социальной деятельности Современной Русской Православной Церкви.
4. Определить значение социального служения и основные программы Современной Русской Православной Церкви.
5. Выявить перспективы дальнейшего развития социального служения Современной Русской Православной Церкви.

Содержание

Введение - 3
1. Русская Православная церковь и благотворительность - 7

1. История Русской Православной Церкви и благотворительности в России -7

1.2.Современная Русская Православная Церковь - 18
2. Социальная помощь Русской Православной Церкви - 21

1. Благотворительность как традиционная форма социальной деятельности Русской Православной Церкви - 21

2. Значение социальная помощь Русской Православной Церкви - 25


Заключение - 36
Список использованных источников и литературы - 39

Работа состоит из  1 файл

10-соц.работа.docx

— 85.97 Кб (Скачать документ)

К началу первой мировой войны было зарегистрировано более ста подобных общин, а к  середине 1917 года примерно 30000 сестер милосердия, 20000 из которых вышли из епархиальных общин.1 Общины сестер милосердия, стали своеобразным женскими монастырями в миру, где не требовалось пострига в монахини.

Существование женской общины благотворительности  позволяет говорить о наличии  определенного института. В Русской  Православной Церкви, обладавшего специально подготовленными кадрами - сестрами милосердия, работающими в «миру» - с ранеными на поле боя, больными и  инвалидами, сиротами, престарелыми и  т.п. К 1 декабря 1907 года в России насчитывалось 907 мужских и женских монастырей, среди которых примерно четвертая  часть были обители, занимавшиеся милосердной  деятельностью. Наличие таких благотворительных  обителей, как «Дом Трудолюбия» и  сестринских общин милосердия говорит  о высоком уровне развития социальной деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX веков. [2]

Выделяя существовавшие в этот период формы благотворительной  деятельности Православной Церкви, следует  отмстить, что помощь оказывалась  инвалидам и участникам войны (их назвали «военноувечными»), их семьям, престарелым, тяжелобольным, людям с психическими расстройствами. Социально незащищенные слои общества - безработные, сироты, неграмотные, нищие, голодающие, погорельцы и другие жертвы бедствий также не оказывались без внимания со стороны Русской Православной Церкви. К ним можно еще присоединить заключенных и страдающих алкоголизмом. Несомненно, благотворительная деятельность Церкви требовала хорошей организации, финансового и хозяйственного обеспечения. Осуществлялась она многочисленными благотворительными обществами, комитетами помощи, попечительствами, существующими при церковно-приходских общинах. Если же они находились при муниципальных органах управления или других светских организациях, то Церковь принимала активное участие в их работе. 

Финансирование  благотворительной деятельности до Октябрьской революции осуществлялось из трех основных источников:

1) за счет  государственных субсидий;

2) из вкладов  общественных организаций и из  пожертвований частных лиц

3)Сама Русская  Православная Церковь делала  большие пожертвования на создание  и содержание приютов, больниц,  школ, раздавала деньги нуждающимся. [1] 
 
 
 

С другой стороны, в своих проповедях православные священники, обращаясь к прихожанам, постоянно говорили о необходимости их участия в милосердно-благотворительной деятельности. 

Одной из важных форм сбора пожертвований от частных  лиц в дореволюционной России были выпуск и продажа (при непосредственном участии Русской Православной Церкви) специальных благотворительных  марок. Они представляли собой своего рода квитанции, подтверждающие факт благотворения. Формой отчетности и контроля, за расходованием средств были благотворительные боны - талоны, чеки, квитанции, кредитные марки. По договоренности с владельцами магазинов, лавок, столовых и чайных эти заменители денежных знаков принимались в платежи за товары, продукты и услуги. Весьма примечательно, что на благотворительные боны, распространяемые через общество борьбы за трезвость, было запрещено приобретать винно-водочные изделия. Например, бону Муромского. 

Предтеченского  общества трезвости можно было обменять только на пищевые продукты в чайной Семагина и в лавке Смолянинова.

О непосредственном участии Русской Православной Церкви в благотворительном движении борьбы за трезвость в начале XX столетия напоминают «талонные марки» Благовещенского общества трезвости «Алкоголь - яд», подписанные председателем общества протоиереем П. Воздвиженским. Церковь также выпускала собственные боны, которые принимались при расчете с прихожанами (данный факт имел место в условиях дефицита денежных знаков, возникшего во время первой мировой войны и в первые послереволюционные годы). Помимо этого Церковью выпускались монеты, которые в условиях денежного хаоса оказывались «твердой валютой» и использовались не только в рамках благотворительных заведений, но и за их пределами. [1] 

После Октябрьской  революции 1917 года благотворительная  деятельность была объявлена свойственной лишь буржуазному обществу. Такое  отношение к милосердию вело к  забвению социального служения Русской  Православной Церкви, хотя Церковь  и стремилась продолжать благотворительную  деятельность в полном соответствии со своими многовековыми традициями и христианскими заповедями.

С изменением общественно-политической ситуации в стране после октябрьских  событий 1917 года изменилось и положение  Русской Православной Церкви в государстве. Всякие проявления общественно значимой деятельности Церкви были сведены на нет, несмотря на многовековой опыт социального служения Русской Православной Церкви.

Характерной чертой советского периода русской истории  было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что привело  к закрытию благотворительных организаций. В ноябре 1917г. были упразднены все  благотворительные. [2]

Там же учреждения и общества помощи инвалидам и их семьям. Однако, существование острейших социальных проблем, например, массовой детской беспризорности, вынуждало прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. В.И. Ленина). Церковь пыталась продолжать дело благотворительности. Во время голода в Поволжье в начале 20-х гг. св. Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 г. эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. [1]

В 1928 г. общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967). Государственные меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими. Бродяжничество объявили преступлением, бездомных отправляли подальше от больших городов, зачастую - в места заключения.

Вместе с тем  надо отметить, что и в годы советской  власти церковью совершались дела благотворительности, которые имели, как правило, частный, индивидуальный характер.

В конце 80-х гг. XX в. государство признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Были созданы несколько фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд благотворительности и здоровья. В последующие годы появилось большое число более мелких благотворительных фондов и организаций.

Девяностые годы уходящего прошлого столетия ознаменованы бурными переменами, вызванными реформированием  финансово-экономической системы. В  основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную  экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших  соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование.

 Особенно же страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы. 

В подобного  рода условиях, когда последствия  финансово-экономических реформ ощущаются, прежде всего, социально незащищенными  слоями населения, особую значимость в  деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная деятельность, осуществляемая церковными и общественными организациями. 
 

В течение семи десятилетий все религиозные  организации и объединения, представленные на территории бывшего Союза, были насильственно  лишены возможности заниматься делами милосердия. Требуются годы совместной работы государственных органов  социальной защиты и церковных организаций, чтобы в тесном сотрудничестве с  другими неправительственными организациями  восстановить негосударственную социальную инфраструктуру, способную взять  на себя долю социальной ответственности  за судьбы наиболее уязвимых групп  населения.

Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многие дела благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств.

Так, например, широкую  известность получили церковные  детские приюты, созданные в Астраханской, Калужской, Костромской, Московской, Оренбургской и Тамбовской епархиях.

Сотни детей  из зараженных вследствие Чернобыльской катастрофы регионов, были направлены Отделом по церковной благотворительности на оздоровительный отдых в Италию. В Воронеже, Йошкар-Оле, Москве, Санкт-Петербурге и Ставрополе, функционируют школы сестер милосердия. А для ухода за тяжелобольными на дому в Воронежской, Йошкар-олинской, Калужской, Московской и Тамбовской епархиях созданы патронажные службы. Ежегодно несколько тысяч малообеспеченных жителей Москвы и других областей России получают бесплатную медицинскую помощь в Центральной клинической больнице Московского Патриархата. Сотни престарелых и инвалидов проживают в приходских и монастырских богадельнях Вятской, Костромской, Красноярской, Орловской, Петрозаводской, Рязанской, Чебоксарской и Ярославской епархий. Немалое внимание Церковь уделяет лечению алкоголиков и наркоманов, о чем свидетельствует опыт Абаканской, Барнаульской, Воронежской, Екатеринбургской, Красноярской, Московской, Орловской, Санкт-Петербургской, Ставропольской и Уфимской епархий. Духовенство и миряне Астраханской, Воронежской, Екатеринбургской, Йошкар-Олипской, Краснодарской, Рязанской, Ставропольской и Тамбовской епархий принимают активное участие в деле оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Кроме того, в целом ряде епархий функционируют благотворительные столовые, открыты специальные магазины для малоимущих. Опекаются интернаты для престарелых и инвалидов, школы-приюты, детские дома, психиатрические больницы, лепрозории и реабилитационные центры; незамедлительно оказывается помощь жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; созданы благотворительные общества, православные братства и сестричества.

 Иными словами,  практически через все приходы  Русской Православной Церкви  оказывается благотворительная  помощь неимущим и страждущим  вне зависимости от их возраста, национальности, религиозных или  политических убеждений. 

Веками всечеловеческая, идея любви к ближнему призывала  национальное самосознание россиян  к благотворению. К сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ.   Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи «сирым и убогим» на протяжении всей своей истории. Однако, по мере   возрождения   в   конце   XX   -   начале XXI   вв.   отечественной благотворительности и восстановления института социальной работы становится очевидной необходимость   изучения   и практического   применения   опыта религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого   начала   своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях. Традиции благотворительной деятельности активно развивались в Русской Православной Церкви с самого начала ее формирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Современная  Русская Православная  Церковь 

После войны  РПЦ совместно с другими религиозными организациями активно участвовала  в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский фонд мира. Опыт миротворческого служения Русской  Церкви общепризнан. Он укрепил ее международные  связи как гуманитарного, так  и экономического характера. Несмотря на то, что открытые нападки на Церковь, в силу ее заслуг перед страной  прекратились, она, как и прежде, была вынуждена совмещать активную патриотическую позицию во внешней  политике с социальным индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от   государства способствовало восстановлению ею автономии, то, с  другой стороны, это же «отлучило» религию  от благотворительности. Попытки Церкви стать полезной обществу разбивались  о принцип: «Социализм можно построить  и без Бога».

Перестройка изменила отношение официальной власти к  неоднократным заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в  возрождающееся движение благотворительности. Ответ на них ограничивался включением духовенства в состав Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина и т. д. 

Неудовлетворенность возникшими на волне обновления форм благотворительности выражалось еще  и в том, что благотворительность  для Церкви, как сказано в Евангелии, не может быть абстрактным. Это любовь на деле. Священнослужители всё чаще высказывались против формального отношения к средствам Церкви как к источнику финансирования общегосударственных социальных акций и планов благотворительной работы глобального характера. 

Информация о работе Благотворительность Современной Русской Православной Церкви