Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа
Цель данной работы проанализировать социальные и профессиональных ориентации современных студентов.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Рассмотреть политические пристрастия и предпочтения современного студента;
2. Выяснить проблемы рынка труда и занятости;
3. Исследовать проблемы престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к ним.
4. Проанализировать результаты социологического исследования на предмет ценностных ориентаций студентов.
Введение
1. Ценностные ориентации студенческой молодежи
1.1 Политические пристрастия и предпочтения
1.2 Рынок труда и занятость
1.3 Изучение престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к профессиям
2. Проблемы становления и жизненные пути студентов
2.1 Обретение занятия и статуса и самоопределение социальных позиций
2.2 Ценностные ориентации личности: социологическое исследование
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Ценностные ориентации студенческой молодежи
1.1 Политические пристрастия и предпочтения
1.2 Рынок труда и занятость
1.3 Изучение престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к профессиям
2. Проблемы становления и жизненные пути студентов
2.1 Обретение занятия и
статуса и самоопределение
2.2 Ценностные ориентации личности: социологическое исследование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Радикальные перемены, которые
произошли в жизни россиян
за последние десятилетия, оказали
большое влияние на различные
группы молодежи, особенно на их ценности,
ориентации и жизненные пути. Черты
и свойства, выражающиеся в оценках,
предпочтениях и поведении
Сегодняшняя молодежь вступает
в самостоятельную жизнь в
очень сложное и динамичное время.
Произошли кардинальные перемены в
политической жизни страны, развиваются
процессы демократизации общества, восстановлена
и широко распространяется частная
собственность, расширяется рынок
труда, противоречиво протекает
социально-экономическое
Вот почему нужны комплексные исследования социальных проблем российской молодежи в начале третьего тысячелетия. Такие исследования имеют очевидное прогностическое значение, создают необходимую основу для того, чтобы своевременно воздействовать на социальные процессы, разрешать конфликты и противоречия. В особенности необходимо изучение современных социальных и профессиональных ориентаций и жизненных путей молодежи.
Осуществить свои социальные ориентации, воплотив их в жизненные пути, молодежь не может без посредства разнообразных каналов, микро- и макроинститутов системы образования. Различные учреждения системы образования не только транслируют подрастающему поколению объем знаний, воспитывают трудовые навыки и передают специальные умения, они же формируют дальнейшие ценностные ориентации, в частности на продолжение образования и приобретение профессиональной подготовки, предопределяют ту или иную социальную позицию, к которой будет принадлежать подготовленный специалист. Поэтому изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи становится чрезвычайно актуальным.
Объектом данного исследования является студенческая молодежь.
Предметом данного исследования являются ее ценности, ориентации и жизненные пути.
Цель данной работы проанализировать социальные и профессиональных ориентации современных студентов.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Рассмотреть политические
пристрастия и предпочтения
2. Выяснить проблемы рынка труда и занятости;
3. Исследовать проблемы
престижа профессий и влияние
социальных различий на
4. Проанализировать результаты
социологического исследования
на предмет ценностных
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в конкретной жизненной ситуации, связанной с исследованием ценностных ориентаций студентов.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
1. Ценностные ориентации студенческой молодежи
1.1 Политические пристрастия и предпочтения.
В самой системе образования в последние годы интенсивно происходят процессы плюрализации, нарастает разнообразие форм, методов обучения, возникают новые специализации. Все это неизбежно сопровождается усилением социальной дифференциации, которая существенно затрагивает учащуюся молодежь. Изучение субъективных ориентаций и реального поведения молодежи в сфере образования, исследование процессов социального воспроизводства через ее институты, формирования подсистем элитного и массового образования, изучение неизбежной социальной селекции – все это составляет объект анаиза многих ученых-социологов, занимающихся проблемами сегодняшней молодежи [10, с. 21].
Уже в первых исследованиях,
посвященных проблемам
Проблема вступления молодежи
в самостоятельную жизнь
Задачи изучения социальных и профессиональных ориентаций молодежи ставили перед собой многие зарубежные ученые, поэтому проблематика неравенства жизненных шансов, социальной мобильности молодежи, противоречий выхода на рынок труда находит широкий отклик в их публикациях. Сегодня как за рубежом, так и у нас, как справедливо отмечается в связи с появлением множества тем, более волнующих общественное мнение, изучение проблем молодого поколения, вступающего в жизнь, существенно сократилось. Внимание исследователей в последние годы перенесено на изучение роли молодежи в общественном воспроизводстве, индивидуальных жизненных стратегий, молодежного рынка труда и безработицы, новых форм потребительского поведения и т.д.
Студенческая молодежь, как
правило, оказывается в эпицентре
всего того, что происходит в социуме.
Поэтому изучение ее социальных проблем
вносит свой вклад в приращение социологических
знаний об актуальных проблемах общества,
обогащает информированность
Социализация молодежи в
современной России проходит в сложных
условиях, на фоне трансформации ценностных
ориентаций, резко возросшей дифференциации
населения, изменения условий
На формирование социально-политического
сознания молодежи оказывают влияние
культурно-исторические, духовно-нравственные
особенности сознания, а также
особенности регионального
Хотя политика не является приоритетной сферой сегодняшних интересов молодежи, учащаяся молодежь проявляет интерес к политическим событиям. Сегодня интерес к политическим событиям в основном связан с получением информации из официальных источников.
Несмотря на интерес к
политике, реальная вовлеченность молодежи
в политические действия крайне низка,
а политическая и гражданская
активность не являются приоритетной
сферой интересов молодого поколения.
Так, по результатам социологических
опросов, 39,1% студентов вузов, учащихся
техникумов, колледжей и ПТУ на
вопрос анкеты о причинах гражданской
пассивности молодежи ответили, что
«молодежи не до гражданской активности,
важнее завершить учебу и найти
работу». Свыше 26% опрошенных объясняют
гражданскую пассивность
Кроме того, важнейшей составляющей сегодняшнего отношения к политике стало ухудшение материального положения населения. Чем ниже уровень материального благополучия в семьях, тем более негативно молодежь оценивает деятельность государства и правительства. Подобное положение порождает не только изменения в установках молодежи, ее жизненных ориентирах, но и негативное отношение к российской политике и деятельности властей, которые не могут кардинально улучшить показатели уровня жизни населения.
Нельзя не отметить и то,
что сегодня, когда участие молодежи
в общественной работе, членство в
политических организациях, не являются
мерилом ее общественно-политической
активности, нивелировались, либо свелись
к минимуму любые формы участия
молодежи в политической деятельности.
Отсюда понятны будущие трудности
молодежного движения, являющиеся результатом
сегодняшних социально-
Как показывают результаты опроса студенческой молодежи, общая направленность ее политических интересов — демократическая. Большинство респондентов отдают предпочтение демократическим реформам даже в условиях негативных последствий этих реформ. Довольно высокий рейтинг неполитических движений и объединений, в частности экологических (25% опрошенных), вероятно, можно объяснить процессами деидеологизации общества, крушением веры в политизированные иллюзии и стереотипы.
Свое отношение к политике,
когда становится реальностью все
большее неучастие в ней, молодежь
зачастую соотносит с готовностью
и умением властных структур решать
проблемы социального развития. Происходит
переоценка ценностей молодежного
сознания с ценностей глобального
уровня на конкретные нерешенные проблемы.
В этой связи все большее значение
приобретают не столько общественные,
сколько личностные ориентиры. Наиболее
наглядно это проявляется в
В ряду наиболее значимых ценностей
молодых: связи, поддержка влиятельных
лиц; качественное образование; трудолюбие,
добросовестность; предприимчивость,
находчивость; умение устраивать свои
дела любым способом. Последнее говорит
о том, что современная молодежь
в основной части надеется только
на себя, на свои знания и умения, через
которые она надеется добиться высокого
уровня жизни. Молодежь не тешит себя
иллюзиями о необходимости
Информация о работе Ценностные ориентации современных студентов