Ценностные ориентации современных студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание

Цель данной работы проанализировать социальные и профессиональных ориентации современных студентов.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Рассмотреть политические пристрастия и предпочтения современного студента;
2. Выяснить проблемы рынка труда и занятости;
3. Исследовать проблемы престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к ним.
4. Проанализировать результаты социологического исследования на предмет ценностных ориентаций студентов.

Содержание

Введение
1. Ценностные ориентации студенческой молодежи
1.1 Политические пристрастия и предпочтения
1.2 Рынок труда и занятость
1.3 Изучение престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к профессиям
2. Проблемы становления и жизненные пути студентов
2.1 Обретение занятия и статуса и самоопределение социальных позиций
2.2 Ценностные ориентации личности: социологическое исследование
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 58.81 Кб (Скачать документ)

Последние исследования показывают, что у современной молодежи на вопрос о возможных путях развития России, нет однозначного варианта. Эти ответы можно сгруппировать  следующим образом:

I группа — предполагает  капиталистическое развитие страны  с рыночной экономикой и частной  собственностью, с привлечением  иностранных инвестиций. Она предполагает  и капиталистическое развитие  с ориентацией на наиболее  полное удовлетворение социальных  потребностей людей. Данный выбор  развития России поддерживают 36,2% опрошенных.

II группа — предполагает  социалистическое общество прежнего  образца, с властью компартии,  общенародной собственностью, определенным  набором социальных гарантий  граждан, без социального неравенства  и эксплуатации. Сюда же можно  отнести сторонников социализма  с «человеческим лицом», гуманного  социализма. Эту модель развития  поддерживают 25,2% молодежи.

III группа—это общество, соединяющее в себе лучшие  черты капитализма и социализма. Его поддержали 29,5% респондентов.

Таким образом, мы видим, что  юношам и девушкам в большей степени  импонирует первый вариант развития — капиталистическое общество, власть в котором должна принадлежать демократическим  партиям. Среди молодежи также популярна  идея общественного устройства, объединяющего  в себе лучшие черты капитализма  и социализма [10, с.35].

Поддержка большинством молодежи капиталистического пути развития страны находит отражение и в ее отношении  к рыночной экономике, которое во многом неоднозначно и продиктовано значительными трудностями и  высокой социальной ценой, которую  наше общество платит за преобразования последних десяти лет. Несмотря на то, что основная часть старшеклассников (39,2%) затрудняются определить свое отношение  к рыночным преобразованиям, 24,9% учащихся школ относятся к ним положительно. По мере взросления отношение к рынку становится более взвешенным: большинство считает, что рыночные отношения необходимо сочетать с государственным регулированием социально-экономических процессов в обществе, 26% считают рыночную экономику единственно возможным путем развития, идти по которому, однако, нужно постепенно, еще 15,3% считают, что это единственный путь развития и идти по нему нужно как можно быстрее.

Как видим, молодежь выбирает капиталистический путь развития с  демократической формой правления. Выше уже отмечалось, что общая  направленность политических интересов  молодежи — демократическая. Вполне вероятно, однако, что в социально-политическом сознании молодежи эта ориентация во многом сформировалась под влиянием средств массовой информации, пропаганды.

Точки зрения, отражающей демократические  ценности, при ответе на этот вопрос придерживаются 20,5% опрошенных, радикально-волюнтаристскую  точку зрения, возможность сосредоточения власти в одних руках разделяют 29,3%. Большинство респондентов считают, что нашему народу постоянно нужна  «сильная рука», сильный руководитель (36,8%). Почти восьмая часть опрошенных затруднились с ответом. Таким образом, 66,1% молодежи допускают необходимость сосредоточения власти в одних руках в настоящее время. Чем ниже уровень образования молодежи, тем сильнее выражена эта тенденция. Мы наблюдаем один из парадоксов общественного сознания, когда, несмотря на поддержку рыночно-демократического варианта развития, доминирующее положение в сознании молодых занимают авторитарные установки на восстановление сильной государственной власти. Широкое распространение парадоксов в общественном сознании объясняется общим кризисом общества, который ведет к коренной ломке ранее существовавшей системы ценностей, утрате прежних идеалов и нечеткости или отсутствию новых. Оценивая политическую ситуацию в нашей стране на перспективу, молодежь в основной своей массе затрудняется с ответом (40,9%), более 34% считают, что в нашей стране установится политическая неразбериха, хаос. Лишь 14,7% считают, что установится режим демократии [11, с.12].

Осмысливая процессы формирования социально-политического сознания молодежи, ее роль в условиях современной  России, следует отметить, что молодежь — это не только потенциал перемен, но и возможный фактор социальной и политической нестабильности. Нестабильность переходного периода обуславливает  остроту ряда проблем в сфере  социально-политического сознания молодежи.

Политика не является приоритетной сферой интересов сегодняшней молодежи, интерес к политическим событиям в основном связан с получением информации. Реальная вовлеченность молодежи в  политические действия, ее гражданская  активность низка. Такая ситуация во многом объясняется тем, что адаптация  молодых к новой реальности требует  столько сил, что политическая деятельность перемещается на периферию их интересов. Важнейшей негативной составляющей отношения к политике является ухудшение  материального положения, неудовлетворенность  основными показателями качества жизни. Достижение материального благополучия занимает одно из первых мест в иерархии жизненных ценностей молодых, что  отражает не только изменение в системе  ценностей, но и негативное отношение  к деятельности властей. В молодежной среде крепнут и индивидуалистические ориентации, стремление уйти от общих  задач социума в решение личных проблем.

Разрыв между обществом  и властью углубляется. В молодежном сознании все ниже оценивается авторитет  органов власти. Наименьшим доверием пользуются правительственные органы. Молодежь удручает бессилие политической власти, ее коррумпированность.

Несмотря на общую демократическую  направленность политических интересов  молодого поколения, в непростой  политической ситуации в России молодежь делает ставку на сильного политического  лидера. Главным завоеванием демократии молодые граждане считают обретенное чувство свободы, а главным минусом  политического режима в России —  падение престижа страны. Сегодняшняя  молодежь в основной своей массе  считает, что сложившаяся в России политическая система в основном не соответствует демократии, либо не может дать оценку существующей политической системе, а также определить перспективы политического развития страны.

Пути решения проблем  молодежи, в том числе в сфере  социально-политического сознания, лежат как в совершенствовании  всей системы молодежной политики, так и в решении фундаментальных  проблем развития российского общества.

Сегодня, наряду с решением проблем социально-экономического развития, необходима новая концепция  формирования человеческих ценностей. Необходимо принятие мер законодательного и воспитательного характера, в  результате которых должен формироваться  новый механизм мотивационных установок, стимулирующий включение молодежи в общественно полезную деятельность, ее вовлеченность и заинтересованность общественно значимыми проблемами.

1.2 Рынок труда  и занятость

В недалеком, так называемом «советском» прошлом, экономику  отличала предельно высокая занятость  населения, в том числе молодежи. Жесткое регулирование трудовых отношений в условиях плановой экономики  оборачивалось тем, что молодой  человек принимал решение о будущей  профессии на раннем этапе жизни  и мог планировать ее на отдаленную перспективу, не опасаясь безработицы  и конкуренции. Он вынужден был исходить из того, что всеобъемлющему централизованному  планированию было подвержено распределение  кадров по отраслям материального производства и духовной сферы и в определенной мере ограниченными были возможности  специалиста на перемену места работы и переучивание. Одновременно, поскольку  оплата труда подвергалась жесткому централизованному регулированию, молодой работник мог рассчитывать только на материальную компенсацию  труда на сугубо уравнительных принципах, частично дополненную различными районными, отраслевыми и прочими коэффициентами и надбавками, а также разнообразными льготами и гарантиями, с помощью  которых предприятия старались  удерживать своих работников.

Рыночные реформы, начавшиеся на рубеже 90-х годов и отменившие большую часть административных ограничений в сфере занятости, лишили государство статуса работодателя-монополиста  и установили в качестве правового  каркаса трудовых отношений регулирующий механизм на основе конкуренции. Вместо принципа гарантированной занятости  была признана неизбежность такого экономического явления, как безработица. Трудовая деятельность утратила обязательный характер. Теперь молодой человек лично  отвечает за обеспечение себя работой, он превращается в «товар», спрос  на который решается в конкретной ситуации на рынке труда в зависимости  от конъюнктуры и качества «товара» (навыков, умений, вложенных средств  и энергии в обучение и подготовку).

Реформирование экономики  и переход к рынку сопровождался  увеличением не только численности  безработных, но и экономически неактивного  населения. Так, в России коэффициент участия взрослого населения в занятости снизился с 70,3 % в 1992 г. до 63,8 % в 1999 г., что связано со спадом производства, с сократившимися возможностями трудоустройства для пенсионеров, а также возросшими сложностями сочетать трудовую деятельность с воспитанием детей для женщин (из-за закрытия детских дошкольных учреждений и их высокой оплаты) и т. п. Под влиянием структурных преобразований производства (активного освобождения предприятий традиционного сектора от избыточного персонала, отказа от выпуска продукции, не пользующейся спросом и т. п.), кризиса его государственного сектора (интенсивным поглощением высвобождающейся и вновь приходящей рабочей силы новым частным сектором) происходит как общее снижение занятости населения, так и перераспределение его, в том числе и в первую очередь молодежи, между секторами экономики [9, с.62].

Как известно, для развитых рыночных экономик характерно сегментирование  рынка труда, то есть существует ядро (первичный рынок труда) с рабочими местами, для которых характерны стабильный уровень вознаграждения, надежность занятости, карьерные возможности  и т. д., и периферия (вторичный  рынок труда), где работники чаще обречены на нестабильную, малоквалифицированную  и низкооплачиваемую работу. Большая  часть молодежи, особенно молодых  возрастов, как раз и начинает свою работу с этого вторичного рынка  труда. Более того, из-за распространенности в молодые годы совмещения учебы  и труда (от 18 до 37 % бывших выпускников  средних школ, ССУЗов, ПУ совмещают работу с учебой) молодежь часто оказывается именно на периферии рынка труда.

Определенное представление  на этот счет можно составить, опираясь на данные недавно проведенного сектором социологии образования и молодежи ИС РАН исследования вторичной занятости  студентов вузов. По результатам  этого исследования, работают 39,1 % опрошенных, хотя эта доля существенно варьирует в зависимости от профиля вуза и специальности, которой обучаются там студенты. Причем среди неработающих 81,1 %, что составляет 49,4 % от общего числа студентов 4-х курсов, хотели бы работать, если бы им удалось найти работу.

Большинство студентов работают в одном месте (79,1 %), однако есть и  такие, кто работает на двух (16,4 %) или трех (4,5 %) местах. Средняя длительность рабочей недели у студентов, имеющих вторичную занятость, составляет 25 часов, то есть 5 часов отводится на рабочий день.

Сферы деятельности, в которых  студенты находят себе работу, чрезвычайно  разнообразны, они представляют как  интеллектуальный квалифицированный  труд, так и труд неквалифицированный, ручной, физический, никакого отношения  к высшему образованию не имеющий. Весь этот многообразный спектр видов  деятельности можно с некоторыми допущениями объединить в две  укрупненные группы [10, с.91].

1. Деятельность преимущественно интеллектуального содержания, предполагающая определенную квалификацию и, вероятно, более близкая к будущей профессиональной деятельности студента, даже если она не совпадает в точности с профилем вузовской специализации: финансы, аудит, производство, программирование, связь, журналистика, маркетинг, здравоохранение, образование, наука, репетиторство, социологические опросы.

2. Неквалифицированная деятельность в сфере обслуживания: торговля, посредничество, общественное питание, досуг, ремонт, секретарская и курьерская работа, охрана, автосервис, работа гувернантками, погрузка-разгрузка.

Услугами студентов пользуется в основном негосударственный сектор: 29 % работающих заняты на частных предприятиях и 24,9 % — у частных лиц. На государственных предприятиях трудятся 24,3 %, на акционерных, арендных предприятиях — 12,7 % всех работающих студентов. Имеют собственное дело (3,1 %) и заняты индивидуально-трудовой деятельностью 7,3 % работающих. Данные опросов показывают, что из числа работающих студентов лишь 28,8 % имеют юридически оформленные отношения с работодателем (трудовую книжку), у большинства же работающих студентов (66,2 %) трудовые отношения с работодателем не оформлены. По-видимому, сфера частного предпринимательства наиболее мобильна, гибка и в ней сегодня менее регламентированы условия найма; здесь и концентрируется работа, не оформляемая юридически, именно сюда приходят в своей массе студенты.

Безработица как неизбежный элемент ситуации выбора конкретного  места работы уже достаточно укоренился в молодежном сознании, в частности  тех поколений, социализация которых  пришлась на годы развертывания рынка  труда. Юноши и девушки накануне выпуска из высших учебных заведений  очень четко осознают проблему молодежной безработицы и поэтому угроза безработицы их весьма тревожит.

 

1.3 Изучение престижа  профессий и влияние социальных  различий на отношение к профессиям

Разрешение проблем, связанных  с обретением занятия и статуса  молодежью, как уже отмечалось, предполагает учет и объективных потребностей общества в кадрах по профессиям, и  субъективного отношения к тем  или иным видам труда, занятиям, специальностям различных групп юношей и девушек. Вот почему большое место при  анализе проблем общественного  сознания и поведения молодежи уделяется  изучению престижа профессий у юношей и девушек.

Информация о работе Ценностные ориентации современных студентов