Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа
Цель данной работы проанализировать социальные и профессиональных ориентации современных студентов.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Рассмотреть политические  пристрастия и предпочтения современного  студента;
2. Выяснить проблемы рынка  труда и занятости;
3. Исследовать проблемы  престижа профессий и влияние  социальных различий на отношение  к ним.
4. Проанализировать результаты  социологического исследования  на предмет ценностных ориентаций  студентов.
Введение
1. Ценностные ориентации  студенческой молодежи
1.1 Политические пристрастия  и предпочтения
1.2 Рынок труда и занятость
1.3 Изучение престижа профессий  и влияние социальных различий  на отношение к профессиям
2. Проблемы становления  и жизненные пути студентов
2.1 Обретение занятия и  статуса и самоопределение социальных  позиций
2.2 Ценностные ориентации  личности: социологическое исследование
Заключение
Список использованной литературы
Последние исследования показывают, что у современной молодежи на вопрос о возможных путях развития России, нет однозначного варианта. Эти ответы можно сгруппировать следующим образом:
I группа — предполагает 
капиталистическое развитие 
II группа — предполагает 
социалистическое общество 
III группа—это общество, 
соединяющее в себе лучшие 
черты капитализма и 
Таким образом, мы видим, что юношам и девушкам в большей степени импонирует первый вариант развития — капиталистическое общество, власть в котором должна принадлежать демократическим партиям. Среди молодежи также популярна идея общественного устройства, объединяющего в себе лучшие черты капитализма и социализма [10, с.35].
Поддержка большинством молодежи капиталистического пути развития страны находит отражение и в ее отношении к рыночной экономике, которое во многом неоднозначно и продиктовано значительными трудностями и высокой социальной ценой, которую наше общество платит за преобразования последних десяти лет. Несмотря на то, что основная часть старшеклассников (39,2%) затрудняются определить свое отношение к рыночным преобразованиям, 24,9% учащихся школ относятся к ним положительно. По мере взросления отношение к рынку становится более взвешенным: большинство считает, что рыночные отношения необходимо сочетать с государственным регулированием социально-экономических процессов в обществе, 26% считают рыночную экономику единственно возможным путем развития, идти по которому, однако, нужно постепенно, еще 15,3% считают, что это единственный путь развития и идти по нему нужно как можно быстрее.
Как видим, молодежь выбирает капиталистический путь развития с демократической формой правления. Выше уже отмечалось, что общая направленность политических интересов молодежи — демократическая. Вполне вероятно, однако, что в социально-политическом сознании молодежи эта ориентация во многом сформировалась под влиянием средств массовой информации, пропаганды.
Точки зрения, отражающей демократические ценности, при ответе на этот вопрос придерживаются 20,5% опрошенных, радикально-волюнтаристскую точку зрения, возможность сосредоточения власти в одних руках разделяют 29,3%. Большинство респондентов считают, что нашему народу постоянно нужна «сильная рука», сильный руководитель (36,8%). Почти восьмая часть опрошенных затруднились с ответом. Таким образом, 66,1% молодежи допускают необходимость сосредоточения власти в одних руках в настоящее время. Чем ниже уровень образования молодежи, тем сильнее выражена эта тенденция. Мы наблюдаем один из парадоксов общественного сознания, когда, несмотря на поддержку рыночно-демократического варианта развития, доминирующее положение в сознании молодых занимают авторитарные установки на восстановление сильной государственной власти. Широкое распространение парадоксов в общественном сознании объясняется общим кризисом общества, который ведет к коренной ломке ранее существовавшей системы ценностей, утрате прежних идеалов и нечеткости или отсутствию новых. Оценивая политическую ситуацию в нашей стране на перспективу, молодежь в основной своей массе затрудняется с ответом (40,9%), более 34% считают, что в нашей стране установится политическая неразбериха, хаос. Лишь 14,7% считают, что установится режим демократии [11, с.12].
Осмысливая процессы формирования 
социально-политического 
Политика не является приоритетной 
сферой интересов сегодняшней 
Разрыв между обществом и властью углубляется. В молодежном сознании все ниже оценивается авторитет органов власти. Наименьшим доверием пользуются правительственные органы. Молодежь удручает бессилие политической власти, ее коррумпированность.
Несмотря на общую демократическую 
направленность политических интересов 
молодого поколения, в непростой 
политической ситуации в России молодежь 
делает ставку на сильного политического 
лидера. Главным завоеванием демократии 
молодые граждане считают обретенное 
чувство свободы, а главным минусом 
политического режима в России — 
падение престижа страны. Сегодняшняя 
молодежь в основной своей массе 
считает, что сложившаяся в России 
политическая система в основном 
не соответствует демократии, либо 
не может дать оценку существующей 
политической системе, а также определить 
перспективы политического 
Пути решения проблем 
молодежи, в том числе в сфере 
социально-политического 
Сегодня, наряду с решением 
проблем социально-
1.2 Рынок труда и занятость
В недалеком, так называемом 
«советском» прошлом, экономику 
отличала предельно высокая занятость 
населения, в том числе молодежи. 
Жесткое регулирование трудовых 
отношений в условиях плановой экономики 
оборачивалось тем, что молодой 
человек принимал решение о будущей 
профессии на раннем этапе жизни 
и мог планировать ее на отдаленную 
перспективу, не опасаясь безработицы 
и конкуренции. Он вынужден был исходить 
из того, что всеобъемлющему централизованному 
планированию было подвержено распределение 
кадров по отраслям материального производства 
и духовной сферы и в определенной 
мере ограниченными были возможности 
специалиста на перемену места работы 
и переучивание. Одновременно, поскольку 
оплата труда подвергалась жесткому 
централизованному 
Рыночные реформы, начавшиеся 
на рубеже 90-х годов и отменившие 
большую часть административных 
ограничений в сфере занятости, 
лишили государство статуса 
Реформирование экономики 
и переход к рынку 
Как известно, для развитых рыночных экономик характерно сегментирование рынка труда, то есть существует ядро (первичный рынок труда) с рабочими местами, для которых характерны стабильный уровень вознаграждения, надежность занятости, карьерные возможности и т. д., и периферия (вторичный рынок труда), где работники чаще обречены на нестабильную, малоквалифицированную и низкооплачиваемую работу. Большая часть молодежи, особенно молодых возрастов, как раз и начинает свою работу с этого вторичного рынка труда. Более того, из-за распространенности в молодые годы совмещения учебы и труда (от 18 до 37 % бывших выпускников средних школ, ССУЗов, ПУ совмещают работу с учебой) молодежь часто оказывается именно на периферии рынка труда.
Определенное представление на этот счет можно составить, опираясь на данные недавно проведенного сектором социологии образования и молодежи ИС РАН исследования вторичной занятости студентов вузов. По результатам этого исследования, работают 39,1 % опрошенных, хотя эта доля существенно варьирует в зависимости от профиля вуза и специальности, которой обучаются там студенты. Причем среди неработающих 81,1 %, что составляет 49,4 % от общего числа студентов 4-х курсов, хотели бы работать, если бы им удалось найти работу.
Большинство студентов работают в одном месте (79,1 %), однако есть и такие, кто работает на двух (16,4 %) или трех (4,5 %) местах. Средняя длительность рабочей недели у студентов, имеющих вторичную занятость, составляет 25 часов, то есть 5 часов отводится на рабочий день.
Сферы деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны, они представляют как интеллектуальный квалифицированный труд, так и труд неквалифицированный, ручной, физический, никакого отношения к высшему образованию не имеющий. Весь этот многообразный спектр видов деятельности можно с некоторыми допущениями объединить в две укрупненные группы [10, с.91].
1. Деятельность преимущественно интеллектуального содержания, предполагающая определенную квалификацию и, вероятно, более близкая к будущей профессиональной деятельности студента, даже если она не совпадает в точности с профилем вузовской специализации: финансы, аудит, производство, программирование, связь, журналистика, маркетинг, здравоохранение, образование, наука, репетиторство, социологические опросы.
2. Неквалифицированная деятельность в сфере обслуживания: торговля, посредничество, общественное питание, досуг, ремонт, секретарская и курьерская работа, охрана, автосервис, работа гувернантками, погрузка-разгрузка.
Услугами студентов пользуется в основном негосударственный сектор: 29 % работающих заняты на частных предприятиях и 24,9 % — у частных лиц. На государственных предприятиях трудятся 24,3 %, на акционерных, арендных предприятиях — 12,7 % всех работающих студентов. Имеют собственное дело (3,1 %) и заняты индивидуально-трудовой деятельностью 7,3 % работающих. Данные опросов показывают, что из числа работающих студентов лишь 28,8 % имеют юридически оформленные отношения с работодателем (трудовую книжку), у большинства же работающих студентов (66,2 %) трудовые отношения с работодателем не оформлены. По-видимому, сфера частного предпринимательства наиболее мобильна, гибка и в ней сегодня менее регламентированы условия найма; здесь и концентрируется работа, не оформляемая юридически, именно сюда приходят в своей массе студенты.
Безработица как неизбежный элемент ситуации выбора конкретного места работы уже достаточно укоренился в молодежном сознании, в частности тех поколений, социализация которых пришлась на годы развертывания рынка труда. Юноши и девушки накануне выпуска из высших учебных заведений очень четко осознают проблему молодежной безработицы и поэтому угроза безработицы их весьма тревожит.
1.3 Изучение престижа 
профессий и влияние 
Разрешение проблем, связанных с обретением занятия и статуса молодежью, как уже отмечалось, предполагает учет и объективных потребностей общества в кадрах по профессиям, и субъективного отношения к тем или иным видам труда, занятиям, специальностям различных групп юношей и девушек. Вот почему большое место при анализе проблем общественного сознания и поведения молодежи уделяется изучению престижа профессий у юношей и девушек.
Информация о работе Ценностные ориентации современных студентов