Ценностные ориентации современных студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание

Цель данной работы проанализировать социальные и профессиональных ориентации современных студентов.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Рассмотреть политические пристрастия и предпочтения современного студента;
2. Выяснить проблемы рынка труда и занятости;
3. Исследовать проблемы престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к ним.
4. Проанализировать результаты социологического исследования на предмет ценностных ориентаций студентов.

Содержание

Введение
1. Ценностные ориентации студенческой молодежи
1.1 Политические пристрастия и предпочтения
1.2 Рынок труда и занятость
1.3 Изучение престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к профессиям
2. Проблемы становления и жизненные пути студентов
2.1 Обретение занятия и статуса и самоопределение социальных позиций
2.2 Ценностные ориентации личности: социологическое исследование
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 58.81 Кб (Скачать документ)

Как правило, в основе оценок молодежью престижа профессий лежат  их ценностные представления об обществе, и это является базовым компонентом  интерпретации данных опросов на эту тему.

Специальные исследования свидетельствуют, что в сегодняшней школе и  вузе происходит глубокая социальная селекция. Различия в представлениях обнаруживаются при сравнении оценок престижа массовых рабочих профессий  и профессий специалистов отдельными группами молодежи, отличающимися по социально-профессиональному статусу [10, с.12].

Изучение влияния социального  статуса (социального происхождения  молодежи) на оценки престижа профессий  позволяет проверить гипотезу, в  соответствии с которой чем выше социально-профессиональный статус и  уровень образования родителей, тем более привлекательны для  юношей и девушек профессии квалифицированного умственного труда, перспективные  с точки зрения жизненной карьеры. Если по категориям профессий наибольшей и высокой привлекательности (то есть тех профессий, которые получили оценки от 6 баллов и выше) сравнить выпускников четырех групп, различающихся  по социальному происхождению, —  детей руководителей, детей специалистов, детей служащих и детей рабочих, — то окажется следующее. У детей  руководителей все профессии (кроме  бизнесмена — общего для всех четырех  групп), попадающие в эту категорию, предполагают наличие высшего образования. У детей специалистов наряду со всеми  профессиями, требующими высшего образования, присутствует в самом конце списка этой категории еще и летчик, у  детей рабочих — бухгалтер, а  у детей служащих — бухгалтер  и повар. То есть у детей из менее  продвинутых социальных групп на верху иерархии престижа есть профессии  служащего и рабочего.

Та же тенденция просматривается  и в соотношении профессий, требующих  высшего образования, и рабочих  специальностей в группе профессий, которые, по оценкам молодежи, относятся  к категории средней привлекательности (то есть получивших оценки от 4 до 6 баллов). Если в каждой группе молодежи разного происхождения число таких сред-непривлекательных профессий принять за 100 %, то среди детей руководителей на профессии высококвалифицированного труда с высшим образованием будет приходиться 41 % от числа профессий этой категории, а на специальности рабочих — 23,5 %. У детей специалистов соответственно 44,4 и 30%, а у детей служащих — 31,8 и 36,4 %, у детей рабочих — 34,8 и 35,8 %. То есть, если для юношей и девушек из семей специалистов и руководителей чаще других в число среднепривлекательных профессий попадают специальности, связанные с получением высшего образования, то у детей рабочих и служащих более часто встречающимися в этой категории профессий оказываются специальности рабочих.

Что касается низкопривлекательных профессий (получивших оценки ниже 4 баллов), то их список наибольший у детей руководителей (22 профессии), снижается — у детей специалистов (20 профессий), еще меньше — у детей служащих (16 профессий) и наименьший — у детей рабочих (14 профессий), что говорит о росте лояльности к миру труда с понижением статуса по социальному происхождению молодежи. У детей руководителей и специалистов в категорию низкопривлекательных попадают даже две профессии, предполагающие наличие высшего образования, — учитель средней школы и агроном. То есть с повышением статуса социального происхождения молодежь проявляет свое отношение к миру труда критичнее и амбициознее. И напротив, чем демократичнее состав опрошенных, тем терпимее установки молодых, тем чаще в сферу привлекательных для них попадают более массовые, в том числе рабочие, специальности.

Как предполагали исследователи, существенным социальным фактором, который  может влиять на отношение молодежи к профессиям, должен оказаться возраст. Вот почему важным элементом анализа  стало изучение того, как с годами меняется у молодежи престиж профессий.

В основе отношения к миру профессий в 17 лет, как мы уже отмечали, лежит заимствованный опыт — от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Молодые  люди часто, даже незаметно для себя, впитывают его, руководствуются  им, оценивая различные варианты жизненных  путей, примеряя себя к будущей профессии. Опыт этот обычно абстрактен, ибо он не пережит, не выстрадан. Сознательное или подсознательное ощущение того, что это чужой опыт, рождает  у молодых людей, естественно  стремящихся к самостоятельности  и самоутверждению, определенные комплексы. Они, в свою очередь, выражаются в  максимализме, чрезмерной категоричности суждений. Если профессия «А» хороша, то уже она просто без единой тени, без пятнышка. Если профессия «Б»  плоха, то хуже просто не придумаешь. После  окончания школы начинается новый  этап в жизни молодежи. Юноши и  девушки знакомятся с предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями. Начинается период интенсивного социального созревания, пересмотра сложившихся стереотипов, проверка и замена заимствованных представлений  собственным опытом.

В процессе самостоятельной  трудовой жизни по мере обогащения взглядов молодежи о мире профессий  общие, абстрактные представления  конкретизируется. И эта конкретизация  является одним из важных факторов адаптации молодежи к труду, к  потребностям общества

 

2. Проблемы становления  и жизненные пути студентов 

 

2.1 Обретение занятия  и статуса, и самоопределение  социальных позиций

Выбор занятия — одно из главных решений в жизни  человека. Оно неразрывно связано  с обретением социального статуса. Это как бы двуединая задача. Человек может не только выбирать из громадного спектра существующих профессий свою, но он может и сам создавать себе занятие, организовать рабочее место для себя и для множества других людей. Так или иначе он определяет:

а) кем быть, то есть какое место занять в системе общественного разделения труда, в какой мере именно этот вид труда будет обеспечивать удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, раскрытие и использование ее способностей и задатков;

б) к какой социальной группе принадлежать, то есть соответствующий  социальный статус индивида;

в) где работать, ибо «дерево» общественного разделения труда  не представлено в каждом регионе  всеми своими ветвями, поэтому выбор  занятия связан и с выбором  места жительства;

г) с кем работать, поскольку  занятия различаются по проценту задействованных мужчин и женщин, по возрасту, социальному составу.

д) какой стиль жизни избрать, ибо он тесно связан с определенными занятиями;

е) в конечном счете —  всю свою жизнь.

С точки зрения интересов  общества от правильности выбора каждым человеком занятия и статуса, в конечном счете, зависят производительность труда, эффективность использования  интеллектуального потенциала страны, масштабы миграции, текучести кадров и многое другое. Первый выбор —  начало пути. Порой к делу своей  жизни человек идет до конца дней, все полнее самоосуществляясь, все глубже осознавая себя. Отвечая на вопрос: «Кем быть?», он не только трудоустраивается или создает себе занятие ради дохода, определяет свое место в социуме, то есть завладевает соответствующей занятию социальной позицией, но он еще неизбежно в той или иной мере отвечает сам себе на вопрос о смысле жизни, иначе говоря, на вопрос: «Каким быть?» Однако это уже нравственная, духовная составляющая, отвечающая за степень зрелости личности. Понятно, что эта сфера жизненного самоопределения человека выходит за рамки социологического анализа, и, обозначая ее здесь, мы лишь фиксируем, что от правильности решения вопросов социально-экономического выбора во многом зависит внутреннее обогащение всей жизни человека, ее нравственная и духовная полноценность.

Обретение занятия и статуса  — важный показатель свободы вообще, достигнутой обществом. Там, где  нет свободы, по сути, нет и самоопределения. Проблема свободы обретения занятия  и статуса — относительно молодая  научная проблема. Она появляется лишь по мере освобождения широких  народных масс от жесткой экономической  необходимости. Как философская  и социологическая проблема она  возникает лишь тогда, когда речь идет не об отдельных индивидах, а  обо всех членах общества.

В этом случае сразу обнаруживается, что выбор занятия и статуса  всегда связан с определенными ограничениями, которые представляют собой своеобразное проявление необходимости. Самым общим  и самым важным ограничителем  свободы выбора занятия является структура существующего общественного  разделения труда, которая обусловлена  достигнутым уровнем и характером развития производительных сил и  производственных отношений общества, а также свободой предпринимательской  деятельности. Именно они определяют качественную и количественную стороны  вакансий, которые общество предлагает поколениям, вступающим в самостоятельную  трудовую жизнь, при том, что сами поколения эту структуру вакансий могут видоизменять своей инициативой [13, с.97].

Вступление молодежи в  самостоятельную жизнь, обретение  занятия и статуса развертываются на огромном поле, на территории всей нашей  страны: миллионы юношей и девушек  стремятся найти свое место в  жизни, поприще для приложения своих  сил, для самовыражения.

В то же время свобода  обретения занятия и статуса  не является самоцелью. В известном  смысле она сама есть необходимость, непременное условие развития личности, ее максимальной самореализации, использования  всех ее задатков, способностей, талантов. Тем самым обеспечение свободы  выбора занятия выступает одним  из условий оптимального сочетания  способностей индивидов и потребностей общества, содействует резкому повышению  эффективности использования интеллектуального  потенциала и, в конечном счете, экономического и социального уровня развития общества.

При изучении обретения занятия  и статуса молодежью нужно  исходить из того, что общественное поведение личности является результатом  сложного взаимодействия различных  факторов, сводящихся к специфике  личности и к специфике внешних  воздействий на нее. В этом взаимодействии внешним условиям принадлежит особая роль, ибо сама индивидуальность формируется  в значительной мере под их влиянием. В конечном счете, они определяются экономическими условиями, а непосредственно  — таковыми групп и организаций, которые имеют специфические  нормы и ценности, управляющие  поведением индивида. Общественное поведение  молодежи при выборе занятия и  статуса не является в этом смысле исключением. Оно также определяется как спецификой личности, так и  влиянием внешних условий. При этом внешние условия оказывают существенное воздействие не только на отношение  к профессиям, на личные планы, но и  на решения, на поведение различных  групп молодежи.

Выбор индивидом определенного  вида трудовой деятельности в рамках существующей структуры потребностей общества в кадрах по профессиям, сложившейся  на основе разделения труда, или создание своего занятия согласно развитию потребностей в производстве новых товаров  и услуг (с соответствующим закреплением социального положения) мы называем обретением занятия и статуса. В  процессе социализации под воздействием семьи, школы, малых групп, средств  массовых коммуникаций и т. п. у индивида вырабатываются социально-профессиональные ориентации, склонности и установки. Эти субъективные представления, личные интересы и устремления могут  соответствовать, но могут и вступать в противоречие с объективной  ситуацией наличия рабочих мест и вакансий. Личные планы и ориентации могут быть выражением осознанных способностей и задатков индивида, а могут лишь отражать повышенную степень его  амбиций и притязаний. Так или  иначе, но реальным выбор занятия  и статуса становится под воздействием внешних условий. Характер социальных отношений и социальной мобильности, уровень развития производства и  системы образования, демографическая  ситуация и т. п., определяя структуру  вакансий по профессиям и соответствующую  структуру подготовки кадров, обусловливают  реализацию субъективных социально-профессиональных склонностей, превращают их в реальный выбор.

На основе проведенных  впервые в 60-е годы исследований выбора профессии молодежью В.Н. Шубкин вскрыл и научно проанализировал неизбежное существование в обществе противоречия между структурой его потребностей в кадрах (по профессиям) и структурой профессиональных склонностей молодежи [10, с.43]. Первая структура, как бы олицетворяющая собой материальное и духовное производство, представляет собой пирамиду, стоящую на широком основании и суживающуюся к верху. Внизу расположены самые массовые и одновременно самые непривлекательные для молодежи профессии, а наверху — самые редкие, малочисленные и самые искомые юношами и девушками. Как было обнаружено при проведении массовых обследований молодежи, больше всего претендентов учиться и работать по самым привлекательным профессиям, потребность в которых очень мала. И наоборот, меньше всего стремящихся приобрести малопривлекательные профессии, характеризующиеся большим числом вакансий. Таким образом, структура, графически образующая профессиональные ориентации молодежи, тоже складывается в пирамиду, но уже обратную первой, — с истонченным низом и расширенным верхом.

Наличие конфликта между  этими двумя структурами —  главная характеристика всей ситуации вступления молодежи в самостоятельную  жизнь. А в разрешении этого конфликта, как в каждом конкретном случае, так и на уровне групп молодежи и всего поколения в целом, — путь обретения ими реального  занятия и статуса.

Вот почему с социальной точки зрения очень важно считаться  с социально-профессиональными ориентациями молодежи, со спецификой личности и  находить пути смягчения конфликтов между субъективными намерениями  молодежи и возможностями, которые  предоставляет общество для их удовлетворения.

Ведя речь об обретении  занятия и статуса молодежью, нельзя не затронуть такой важной темы, как тенденция откладывания во времени (периода проживания молодости) этого самого обретения, то есть откладывания момента полноценного включения  в состояние полной занятости (с  соответствующим стабильным статусом) и матримониального самоопределения. Молодежь, особенно студенты, существенно  меняется в том смысле, что ее социальный переходный статус (между  детством, с преимущественным содержанием  за счет родителей, и взрослостью  с самообеспечением) одновременно модифицируется и делается все более всеобщим. Когда-то давно он предназначался только привилегированным классам (посылавшим своих детей учиться в вузы на длительные годы студенчества). Теперь же фактически молодые люди между окончанием обязательной учебы и работой по своей профессии в режиме полного рабочего времени располагают существенным по длительности периодом времени и этот переходный период распространяется на все более широкие слои населения. Разумеется, содержание (учеба, периодическая работа, безработица), виды деятельности (работа временная, по контракту, краткосрочные курсы и т. п.) и продолжительность этого периода еще далеки от того, чтобы быть одинаковыми для разных социальных групп, но некоторые черты все же оказываются общими. Прежде всего, это касается занятости в периферийном сегменте рынка труда (занятость неполная, эпизодическая, без оформления, перемежающаяся краткосрочной подготовкой, безработица и т. п.).

Информация о работе Ценностные ориентации современных студентов