Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:13, реферат
В одном из мартовских опросов ВЦИОМ* (3-6 марта 2000 г., N=2000 человек) получены данные, характеризующие современный русский быт. Быт — "род жизни",по В.Далю, складывается преимущественно из действий, совершаемых без умысла и непроизвольно, т.е. из движений души, а не действий ума. Таковыми являются смех и плач, пение и употребление нецензурных выражений, любовь и драки, винопитие и курение, зачастую — чтение газет и книг, всего и не перечислишь. Среди этого набора самым
распространенным в современной России оказался смех.
1. Черты русского быта в марте 2000 года // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемени.
Черты русского быта в марте 2000 года……………………………………………..
3
2. Досуговая активность граждан……………………………………………………
12
3. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания………………………..
15
3.1. В чем особенности современной семьи?..................................................
16
4.Фундаментальная социология.Социальные деформации………………………..
17
4.1. Общие представленияо социальных деформациях…………………….
19
5.Повседневная деятельность горожан в показателях бюджета времени
(1965-2004 гг.). Социологические исследования 2006года……………………….
20
5.1.Домашний труд и другая бытовая деятельность………………………
22
5.2. Свободное время………………………………………………………….
23
6. Свободное время работающих горожан России и США (сравнительный анализ).Социологические исследования 2004 г.……………………………………
24
6.1.Величина свободного времени…………………………………………..
24
6.2. Досуговые и образовательные потребности и их реализация……….
26
6.3.Досуговые ориентации работающих……………………………………
28
6.4.Подведем краткий итог…………………………………………………...
29
7. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады)………………………………………………………………………………..
30
7.1.Серьезный и обычный досуг……………………………………………..
31
7.2.Серьезный досуг как заместитель работы……………………………….
34
7.3.Образ жизни и центральный жизненный интерес………………………
35
7.4.Вклад сообщества в серьезный досуг……………………………………
36
7.5.Значение организаций…………………………………………………….
36
8. Заключение………………………………………………………………………….
37
9. Список литературы……………………………………………….……………….
38
того, имеет тенденцию к росту. В России же наметилась тенденция снижения его величины и его ценности"
Недооценка значимости свободного времени свойственна представителям практически всех социальных слоев российского населения. Молодежь до 21 года, которая традиционно считается группой, склонной "побездельничать", "поразвлечься" и среди которой, тем не менее, свободное время "очень важным" для себя считают только 47%, т.е. менее половины опрошенных. С возрастом все меньше внимания уделяется
личному свободному времени, которое все дальше на задний план оттесняется работой, заботами о семье и т.д. В пенсионном же возрасте, когда большинство людей прекращают работать, значимость свободного времени "размывается" его избытком вкупе с чувством собственной ненужности и невостребованности.
Оценка важности свободного времени падает сильнее, оно все чаще характеризуется как "скорее не важная" или "совсем не важная" сфера жизни .
Итак, ценность свободного времени для россиян в целом достаточно велика, но это далеко не безусловный приоритет. Но даже и такая, довольно умеренная потребность в наличии свободного времени не удовлетворяется в полной мере. Жизненные условия существенно корректируют запросы людей, заставляя их тратить на выполнение обязательных дел больше времени, чем хотелось бы. Лишь 16% респондентов смогли констатировать, что в графике их жизни строка "свободное время" занимает достойное место.
Примерно столько же (19%) наличием достаточного количества свободного времени похвастать пока не могут, но считают, что обеспечат его себе в будущем. На другой чаше весов - более трети россиян, для которых наличие свободного времени является важной, но практически недостижимой жизненной целью (35%). Таким образом, общее число оптимистичных и пессимистичных оценок респондентами своих досуговых возможностей (с точки зрения наличия свободного времени) примерно одинаково - потребности
Россиян в свободном времени удовлетворены или могут быть удовлетворены на сегодняшний день лишь наполовину.
Чем же заполняют свое свободное время россияне, насколько разнообразен или беден их досуг, чего в нем больше - праздности или деятельной активности, направлен он на примитивное "ничегонеделание" или подразумевает саморазвитие человека, его совершенствование? Как показывают данные опроса, самым распространенным видом досуга для россиян является просмотр телепередач и слушание радио - свободное
время посвящают этому 78% опрошенных. Вторая распространенная досуговая альтернатива – занятия домашним хозяйством, детьми, дачей (59%). Распространенными видами проведения досуга являются также встречи с друзьями и походы в гости (47%), "просто отдых" (47%), прогулки на природе (30%). Россия по-прежнему "читающая страна" - 43% наших сограждан в свободное время читают газеты и журналы, более
трети (36%) читают книги вкупе с просмотром видео и слушанием музыки.
Заметное, хотя и гораздо реже встречающееся, место в структуре досуга россиян занимают также Интернет (18%), посещения театров, концертов и кино (12%), посещение церкви и других религиозных мероприятий
(11%), хобби (11%). Доля тех, кто регулярно хочет и может себе позволить ходить в кафе, бары и рестораны, на дискотеки и в ночные клубы, посещать спортивные клубы и секции, а также получать дополнительное образование и повышать квалификацию, еще меньше и составляет сегодня 6 - 9% россиян. И всего 4% посещают музеи, выставки, вернисажи.
Что касается видов досуга активной общественной направленности, то они привлекают минимальное число наших сограждан. Лишь 1 - 2% опрошенных заявили, что они в свободное время участвуют в работе общественных организаций, посещают политические организации, собрания и митинги.
Направленность
досуговой активности, то есть содержательная
сторона использования
Интересной альтернативой предлагаемой дихотомичной типологии является деление досуга на "серьезный" и "обычный", используемое в зарубежной исследовательской практике и рассмотренное, в частности, Р. Стеббинсом. В качестве "серьезного досуга" в рамках этой типологии выступают устойчивые занятия любителя (amateur, hobbyist) или участника общественной (само)деятельности - волонтера (Volunteer), "которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью". При этом любителей хобби подразделяют на пять основных категорий: коллекционеры; изготовители и ремесленники ("умелые руки"); участники (само)деятельности; участники спортивных состязаний, игр и турниров; любители, увлекающиеся разными областями искусства. Этот вид досуга отличается от "случайного", или "несерьезного" досуга, "предлагающего обычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и редко предполагающего совершенство исполнения" ]. Данная типология интересна тем, что выделяемый с ее помощью "серьезный" досуг позволяет человеку реализовывать карьеру вне работы, приобретать специальные навыки и знания, обучаться - иными словами, быть важной альтернативой рабочему времени, в перспективе ориентируясь на профессиональную деятельность.
Однако
привлекательная с
3. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания
Гендерный аспект социологического знания о современном обществе находится в центре академических дискуссий, ведущихся во всем мире. По сути, ни одна социально-кономическая проблема не может быть отражена адекватно вне этого угла зрения. В ряду наиболее важных и интересных аспектов такого рода работ, и особенно исследований социально-экономического положения населения, находится проблематика распределения власти (ответственности) внутри домохозяйств и различного вклада мужчин и женщин в ресурсы семьи, контроль над ними и принятие решений, определяющих, в конечном счете, выбор эффективной стратегии выживания для всего домохозяйства в целом .
Проблема главенства в семье (на
более обыденном уровне не только
содержания семьи, но и «ведения дома»)
рассматривается учеными с
В целом следует заметить, что при определении главы семьи люди могут руководствоваться по меньшей мере тремя подходами: патриархальным, когда главой считается старший член семьи (как правило, мужчина); экономическим, когда главой семьи является ее основной кормилец и/или распорядитель семейного бюджета; равноправным, когда семья четко не персонифицирует главу.
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что…
«…сейчас глава семьи - не глава
«по закону», а лидер, то есть чье
психологическое влияние
Современная семья значительно
отличается от традиционной своей структурой
(возросло число неполных семей; сократилось
количество больших семей; в большинстве
семей воспитывается только один
ребенок). В то же время, в современной
семье, так же как и в традиционной,
наиболее важное место в жизни
ребенка дошкольного возраста занимает
мама. Итак, в современной семья в некоторой
степени продолжает отражать культурные
традиции предков по вопросу социализации
детей, но изменяется в соответствии с
современными социально-культурными тенденциями;
В современной многодетной семье сокращена
внешняя поддержка со стороны родственников.
Родители нередко оказываются один на
один перед «численно превосходящими
силами противника». Совсем иначе было
в традиционной семье. Детей тогда рождалось
немало, но и взрослых было достаточно.
Имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные
бабушки-дедушки-сватья-
Шнейдер Л.Б. выделяет следующие особенности
современной семьи:
- семья стала меньше по численности;
- современная семья менее
- уменьшилось число семей, где глава муж;
- семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;
- значительно большее количество
(по сравнению с недавним
Традиционная семья
3.1. В чем особенности
современной семьи?
Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.
Изменилось отношение к
Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран - это явление естественное.
Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Бывает и иначе...
Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.
В нашей стране широко распространены семьи - коммуны, так называемые "шведские" семьи, а также - гомосексуальные семьи.
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.
4.Фундаментальная социология.
Социальные деформации.
В социальной структуре все подчиняется строгим нормам и правилам, каждый индивид и все социальные группы знают и занимают свое место, здесь царят покой, стабильность и процветание. Полной противоположностью выступает мир хаоса и анархии. Разрушения, деконструкции, отклонения от норм и их нарушения, аномия и преступность символизируют и воплощают социальные деформации.
Человечество впервые за миллионы лет переживает эпоху крутого перехода к новому типу развития, при котором прекращается численный рост и население мира стабилизируется. Такова глобальная демографическая революция, которая называется демографическим переходом и происходит на протяжении очень короткого исторического промежутка — в последние 90— 100 лет. Тем не менее она затрагивает все стороны жизни современного общества, более того, необратимым, а то и катастрофическим образом отражается на состоянии экологии планеты. И не случайно: состояние окружающей среды, глобальная безопасность, исчерпание ресурсов и производство энергии — все эти и им подобные проблемы, которые принято называть глобальными, возникают в связи с увеличением численности людей на планете. Таким образом, из всех проблем основной представляется рост населения Земли.