Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:13, реферат
В одном из мартовских опросов ВЦИОМ* (3-6 марта 2000 г., N=2000 человек) получены данные, характеризующие современный русский быт. Быт — "род жизни",по В.Далю, складывается преимущественно из действий, совершаемых без умысла и непроизвольно, т.е. из движений души, а не действий ума. Таковыми являются смех и плач, пение и употребление нецензурных выражений, любовь и драки, винопитие и курение, зачастую — чтение газет и книг, всего и не перечислишь. Среди этого набора самым
распространенным в современной России оказался смех.
1. Черты русского быта в марте 2000 года // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемени.
Черты русского быта в марте 2000 года……………………………………………..
3
2. Досуговая активность граждан……………………………………………………
12
3. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания………………………..
15
3.1. В чем особенности современной семьи?..................................................
16
4.Фундаментальная социология.Социальные деформации………………………..
17
4.1. Общие представленияо социальных деформациях…………………….
19
5.Повседневная деятельность горожан в показателях бюджета времени
(1965-2004 гг.). Социологические исследования 2006года……………………….
20
5.1.Домашний труд и другая бытовая деятельность………………………
22
5.2. Свободное время………………………………………………………….
23
6. Свободное время работающих горожан России и США (сравнительный анализ).Социологические исследования 2004 г.……………………………………
24
6.1.Величина свободного времени…………………………………………..
24
6.2. Досуговые и образовательные потребности и их реализация……….
26
6.3.Досуговые ориентации работающих……………………………………
28
6.4.Подведем краткий итог…………………………………………………...
29
7. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады)………………………………………………………………………………..
30
7.1.Серьезный и обычный досуг……………………………………………..
31
7.2.Серьезный досуг как заместитель работы……………………………….
34
7.3.Образ жизни и центральный жизненный интерес………………………
35
7.4.Вклад сообщества в серьезный досуг……………………………………
36
7.5.Значение организаций…………………………………………………….
36
8. Заключение………………………………………………………………………….
37
9. Список литературы……………………………………………….……………….
38
Эти потребности в целом у всего населения, как свидетельствуют исследования бюджетов времени, многообразны. Среди них можно выделить семь основных групп:
1. Информационные – просмотр
телепередач, чтение газет,
2. Развлекательные – посещение
зрелищных учреждений и
3. Общение – с членами семьи, друзьями, сослуживцами;
4. Физические – занятия
5. Социальные (в узком смысле значения слова) – участие в деятельности общественных и религиозных организаций;
6. Образовательные – учеба,
7. Простой отдых –
Эти
потребности реализуются в
Современный
образ проведения СВ не требует от
городских жителей больших
В целом следует оценить уровень досуговых умений жителей Пскова как весьма невысокий. Очень многие не умеют танцевать, петь, фотографировать, играть в шахматы и т.д. К сожалению, нет данных об умениях в динамике. По-видимому, их уровень не растет, а снижается. Ведь современный человек все более превращается в свободное время из “актера” в зрителя, или созерцателя (не играющего в футбол, а наблюдающего за игрой по телевизору и т.д.).
Небольшое место в свободном времени работающих жителей в обеих странах занимает участие в общественной деятельности (в работе различных организаций, в том числе религиозных, субботниках, и т.д.). Затраты времени на эти цели в среднем составляют около 1–2 часов в неделю, однако в США они примерно в 1,5–2 раза больше, чем в России. Но это в основном за счет участия в религиозной деятельности. Степень же участия — около 8–12% в рабочие дни. В нерабочие дни она существенно возрастает в США: в Джексоне у мужчин до 18,5%, а у женщин – до 27,7%, тогда как в Пскове уменьшается до 6–7%.
Посещение учреждений культуры и отдыха (УКО) и в России, и в США занимает в свободном времени работающих также очень небольшое место. Лидируют в этом отношении кинотеатры, посещение которых с 1960-х годов падает в условиях экспансии телевидения, пришедшего в каждый дом. Средние затраты времени на посещение УКО у работающих жителей даже менее 1 часа в неделю. В рабочие дни в Пскове их посещали 2,6–3,0% обследованных рабочих, в нерабочие же — до 23,8% мужчин и до 11,6% женщин. Американцы посещали УКО значительно меньше (около 3–5% всех обследованных). Эти данные свидетельствуют о повсеместном снижении в структуре свободного времени роли и места УКО. Телевидение же смотрят все почти ежедневно, в значительной степени между делом. Затраты времени на просмотр программ по ТВ весьма значительны: в Пскове у мужчин они достигали около 2 часов в день, у женщин — около 1,5 часов. В Джексоне эти затраты несколько больше: у мужчин — 2,3, у женщин — 1,9 часа в день. Телевидение и у нас, и в США занимало в 1986 г. около 40% СВ работающих жителей.
ТВ вытесняет не только посещение разного рода зрелищных мероприятий, но и такое важное средство массовой информации, как радио. Оно стало в основном сопутствующим занятием; его слушают там и тогда, когда недоступен телевизор. Телевидение приобрело большее значение в жизни людей и по сравнению с чтением, особенно в США. Так, средние затраты времени на чтение (книг, газет, журналов) в 1986 г. в Пскове у мужчин составляли 5,8 часа на работающего мужчину в неделю, что в 2 раза больше, чем в Джексоне. Женщины на чтение расходуют всего около 3-х часов в неделю. Однако читают все-таки многие, причем в России гораздо больше, чем в США: в Пскове в рабочие дни читали 66,7% работающих мужчин и 51,4% женщин, а в Джексоне соответственно — 23,4 и 22,8%.
Довольно
много времени уделяется
Занятия спортом и активными видами досуга (домашние игры, вязание, цветоводство и др.) занимают примерно 10-ю часть СВ.
И,
наконец, пассивный отдых —
Итак, наиболее предпочтительными занятиями в СВ у нас и в США являются просмотр телепередач, чтение и общение. На них расходуется около 70% СВ, в США даже несколько больше, чем в России. Причем телевидение среди этих занятий занимает первое место. Все они принадлежат к числу «домашних». Посещение УКО (зрелищ) находится на 8–9 месте. В рангах других занятий в СВ имеются довольно значительные различия, но удельный вес всех их колеблется очень незначительно.
Приведенные данные свидетельствуют о большой схожести предпочтений в использовании свободного времени у работающих жителей России и США, о преимущественно пассивном, «домашнем» характере его проведения. Однако между Россией и США есть разница: чаще всего проводят СВ дома 90,3% жителей Пскова, но 70,3% Джексона, а в УКО, соответственно – 6,0 и 8,4%, в доме друзей и родственников – 8,3 и 10,2%.
6.3.Досуговые ориентации работающих
Сдвиги в проведении свободного
времени в определенной мере обусловлены
изменениями в их досуговых ориентациях.
Имеющиеся материалы позволяют
сделать попытку выявить
В случае возможного значительного увеличения свободного времени работающие жители Пскова в 1986 г. предпочли бы уделить его прежде всего чтению художественной литературы, далее (по убыванию) - посещению 19
кинотеатров и других зрелищных учреждений, занятиям с семьей и детьми, домашним хозяйством, телевидению, спорту, занятиям садом и огородом.
У жителей Джексона иные предпочтения.
Увеличившееся СВ они бы наиболее
охотно израсходовали на занятия
с семьей и детьми, спортом и
туризмом, наконец, на повышение уровня
общего образования. Если посещение
УКО в Джексоне стояло на последнем
месте, то в Пскове – на втором. На
последнем месте в обоих
Обращает на себя внимание большой удельный вес американцев, ориентированных на повышение общего образования (43,3%), тогда как среди семи наиболее предпочтительных занятий у жителей Пскова данная ориентация не выявлена (табл. 9).
Таблица 9
На какие занятия прежде всего предпочли бы расходовать свободное время работающие жители Пскова и Джексона, если бы оно значительно увеличилось (%)
ранг |
Псков |
Джексон | ||
% |
% | |||
1 |
На чтение художественной литературы |
68,0 |
На занятия семьей, детьми |
62,2 |
2 |
На посещение кино, театров и других зрелищ |
57,6 |
На занятия спортом, туризмом |
45,6 |
3 |
На занятия с семьей, детьми |
56,8 |
На повышение общего образования |
43,3 |
4 |
На занятия домашним хозяйством |
46,1 |
Просто для отдыха, ничего не делая |
41,8 |
5 |
На просмотр телепередач |
45,9 |
Для повышения квалификации |
35,1 |
6 |
Для занятий спортом, туризмом |
29,6 |
Для занятий садом, огородом |
33,8 |
7 |
Для занятий садом, огородом |
26,9 |
На посещение кино, театров и других зрелищ |
31,8 |
Следует отметить, что в России
к концу ХХ в. досуговые предпочтения
изменились, причем существенно. Во всяком
случае, ценность занятий в саду,
огороде значительно
Для определения реальных предпочтений горожанами досуговых занятий использовали данные об их средней продолжительности у групп работающих с разной величиной свободного времени. В результате опроса 1853 работающих жителя Пскова в 1986 г. обнаружено, что и при небольшой (до 3-х часов в день), и при средней (4-7 часов), и при очень большой (более 8 часов) фактической величине свободного времени на первом месте стоит просмотр телепередач, на втором – чтение (за небольшим исключением), на третьем – пассивный отдых (хотя и не во всех группах), на четвертом – общение, на пятом – любительские занятия. Вне зависимости от фактической величины свободного времени четыре досуговых занятия – просмотр телепередач, чтение, пассивный отдых и общение – присущи всем горожанам. Они в основном и характеризуют современный образ жизнедеятельности городского работающего населения России. Телевидение занимает в свободном времени все больший удельный вес и у нас, и в США. Причем, чем больше свободного времени, тем больше, как правило, и удельный вес в нем телевидения. У тех мужчин в Пскове, которые имеют 4 часа СВ в день, просмотр телепередач занимает всего 17,5% его величины, в Джексоне — 20%. При увеличении СВ до 5,2 часа доля времени на просмотр телепрограмм возрастает соответственно до 50,0 и 57,8%, а у имеющих 5,8 часа СВ — до 60,3 и 53,0%. Подобная же закономерность характерна и для женщин. ТВ - наиболее доступное и простое средство заполнения появившегося свободного времени.
У работающих горожан в Джексоне несколько иные реальныеприоритеты досуговых занятий - просмотр телепередач, общение, занятия спортом и повышение образования. Пожалуй, это лучшее сочетание приоритетов, чем у жителей Пскова.
6.4.Подведем краткий итог.
Свободное время, необходимое для осуществления жизненно-важных потребностей, у работающего городского населения и в России, и в США довольно значительно по своим размерам. Однако в США оно несколько больше, кроме того, имеет тенденцию к росту. В России же наметилась тенденция снижения его величины и его ценности.
Структура
занятий в свободное время
у работающих в России и США
однотипна, однако в продолжительности
некоторых из занятий существуют
различия. В обоих случаях свободное
время сейчас в основном проводят
дома. Самую большую его часть
занимает просмотр телепрограмм. Затраты
времени на посещение зрелищных
учреждений (кинотеатров и др.), повышение
образования, активные физические занятия
минимальны. Обращает на себя внимание
факт: если у нас наметилась явная
тенденция уменьшения времени на
рост образования и квалификации,
то в США – тенденция
СТЕББИНС Р.А. - профессор Университета Калгари (Канада), член Всемирной ассоциации исследований досуга.
В индустриально развитых странах у людей сегодня больше, чем когда-либо, остается времени после работы. Самюэль отметил это применительно ко многим странам в 1994 г.; тремя годами позже Робинсон и Годби показали, что объем свободного времени в Соединенных Штатах увеличивается. Ю. Цузанек получил схожие результаты в Канаде. Наблюдения Бутенко свидетельствуют, что свободноевремя в России в течение последних 30 лет увеличилось в среднем на три часа.
Интервью, проведенные Лефковицем в конце 1970-х, продемонстрировали, чтонебольшое, но возрастающее число американцев расширили свое участие в досуговойдеятельности, добровольно выбирая безработицу, неполную занятость или досрочныйвыход на пенсию. Двумя годами позже Янкелович подтвердил эти впечатления наобщенациональной выборке. Сегодня имеется много свидетельств тому, что прежняя трудовая этика в Северной Америке, где она имела самое большое число сторонников, утрачивает свои позиции.