Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им
необходимо объединять и координировать свои действия. Любую
потребность пище, сексе, работе, образовании, дружбе, славе -
человек может решить через других людей путем взаимодействия с
ними, занимая определенное положение в сложных и организованных
группах и институтах- в семье, школе, коллективе предприятия,
политических партиях, спортивной команде.
ВВЕДЕНИЕ.
Жизнь людей протекает в
необходимо объединять и координировать свои действия. Любую
потребность пище, сексе, работе, образовании, дружбе, славе -
человек может решить через других людей путем взаимодействия с
ними, занимая определенное положение в сложных и организованных
группах и институтах- в семье, школе, коллективе предприятия,
политических партиях, спортивной команде.
Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия
огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо
понимать, кто, что и когда предположительно должен сделать. Первым
условием организованной социальной жизни является наличие между
людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных
ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обуславливающих поведение,
взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы
лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит
за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в
настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать
от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и
наказание. В современном обществе государство выполняет роль
механизма реализации большого количества норм-законов. Законы
далеко не нейтральны: они как правило отражают интересы
определенной группы и воплощают ее основные ценности.
Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки,
допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен
делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического
поведения. Реальные поступки некоторых людей не редко выходят за
рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для
социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение.
Обычно
мы оцениваем поведение как
получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.
О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным
формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на
конкретные модели поведения различными социальными группами. В
повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (
или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество
переводит такие суждения в положительные (или отрицательные)
последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным
моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть
то, что общество считает отклонением.
В свете данной проблемы я считаю необходимым рассмотреть
становление, формирование и развитие такой отраслевой социологии,
как социология девиантного поведения, которая как специальная
социологическая дисциплина складывается в недрах структурного
функционализма. Ее объектом является отклоняющееся поведение, а
предметом-девиантное поведение в различных социальных группах
( характер, виды, формы )
Во все времена общество пыталось подавлять, устранять
нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей.
Методы и средства определялись социально-экономическими
отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты.
Проблемы социального “зла” всегда привлекали внимание ученых.
Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи
рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии:
преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, проституцию,
самоубийства и т. п.
В становлении социологии как науки исследование негативных
явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин
и Р. Мертон) сыграло свою роль.
В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная
( частная) социологическая теория - социология девиантного
(отклоняющегося) поведения и социального контроля. Именно под
таким названием функционирует один из 40 исследовательских
комитетов Международной социологической ассоциации. У истоков
социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а
конституированию в качестве самостоятельного научного направления
она обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.
В Советском Союзе
наркомания и суицид длительное время изучались преимущественно в
рамках соответствующих дисциплин: криминологии, наркологии,
суицидологии. Социологические исследования начали в Ленинграде в
конце 60-х- начале 70-х годов В.С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов,
И. В. Маточкин и др.
Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная
ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводит к
увеличению девиации, проявляющихся в поведенческих формах,
отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций(
политическая активность населения, экономическая предприимчивость,
научное и художественное творчество) усиливаются девиации
негативные- насильственная и корыстная преступность, алкоголизация
и наркотизация населения, подростковая деликвентност, аморальность.
Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях
объективно повышается спрос(не всегда и не всеми субъектами
социального управления осознаваемый) на научные исследования
девиаций, их форм, структуры, динамики, взаимосвязей. Тем более, что
социальная
патология-чуткий барометр общественной
жизни.
УТОЧНИМ ПОНЯТИЯ
Специальные социологические теории исследуют отдельные
социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы,
зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с
другими
социальными процессами(
Предметом подобных теорий
институты в определенной сфере общественного бытия (труд, политика,
быт, досуг) или же “сквозные”, присущие различным сферам.
Функционально частные социологические теории служат
методологией познания отдельных социальных процессов, общностей,
институтов и методологической основой эмпирических исследований.
Социология девиантного поведения относится к
“сквозным” теориям. Специфика ее предмета состоит в том, что круг
изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в
данный момент в конкретном обществе социальных норм.
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно
связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной
сознательной деятельностью общественного человека), социальные
девиации реализуются, в конечном счете также путем девиантного
поведения.
Под девиантным (лат. deviatio-уклонение) поведением
понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие
официально установленным или фактически сложившимся в данном
обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление,
выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не
соответствующих официально установленным или фактически сложившимся
в данном обществе нормам ( стандартам, шаблонам)
В первом значении девиантное
поведение преимущественно
психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении-прдмет
социологии и социальной психологии. Разумеется, такое
дисциплинарное разграничение относительно.
Исходным для понимания
В теории организации сложилось единое-для естественных и
общественных наук-понимание нормы как предела, меры допустимого(в
целях сохранения и изменения системы ). Для физических и
биологических систем-это допустимые пределы структурных и
функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность
объекта и не возникает препятствий для его развития. Это-
естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные
закономерности сохранения и изменения системы.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в
конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого
( дозволенного или
людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от
естественных норм физических и биологических процессов социальные
Информация о работе Девиантное поведение подростков в г.Белгороде