Девиантное поведение подростков в г.Белгороде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им
необходимо объединять и координировать свои действия. Любую
потребность пище, сексе, работе, образовании, дружбе, славе -
человек может решить через других людей путем взаимодействия с
ними, занимая определенное положение в сложных и организованных
группах и институтах- в семье, школе, коллективе предприятия,
политических партиях, спортивной команде.

Работа состоит из  1 файл

девиантное поведение.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

      Хотя  теория  Дюркгейма  подверглась   критике,  основная  идея

социальной  дезорганизации  как  принципа  объяснения   девиантного

поведения считается общепризнанной до сих  пор.  Термин  социальная

дезорганизация  обозначает  состояние  общества,  когда  культурные

ценности, нормы  и  социальные  связи  отсутствуют  или  становятся

неустойчивыми и противоречивыми. Это может  происходить в результате

смещения  религиозных, этнических и расовых  групп, имеющих различные

религиозные взгляды и проявляющих верность различным идеалам, кроме

того, они  по-разному  относятся  к  азартным  играм,  употреблению

спиртных  напитков и другим видам поведения. Кроме того,  это может

наблюдаться  при  высоком  уровне  миграции  членов   поселенческих

общностей, что также приводит  к  неоднородности  и  неустойчивости

социальных   связей.   На   основе    проведенного    классического

исследования  Шоу и Маккэй (1942) выявили, что официальный уровень

правонарушений  среди подростков  был  особенно  высок  в  городских

районах, где проживают люди различного происхождения  и  наблюдается

высокая степень текучести населения. Для  населения  таких  районов

характерен  не только конфликт  между  культурными  ценностями  (что

приводит  к отсутствию общей совокупности  ожиданий),  но  также

возникают  трудности  в  связи   с   контролем   соблюдения   любых

стандартов, и государственные должностные  лица даже не пытаются это

осуществлять (Коэн и Шорт,  1961). Противоречивые критерии  оценки

поведения людей и слабый контроль со стороны  властей в значительной

мере способствуют росту правонарушений.

       Сравнительно недавно теория  аномии нашла свое новое выражение

в понятии “социальных связей”,  введенном Тревисом  Хирши (1969).

Хирши  утверждает,  что  чем  больше  людей  верят  в  правильность

ценностей, общепринятых в обществе, чем активнее  они  стремятся  к

успешной  учебе, участию в социально одобряемой деятельности  и  чем

глубже  их привязанность  к  родителям,  школе  и  сверстникам,  тем

меньше  вероятность, что они совершат девиантные поступки.

ТЕОРИЯ  АНОМИИ МЕРТОНА.

       Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые  изменения в концепцию,

предложенную  Дюркгеймом. Он считал, что причиной девиации  является

разрыв  между целями общества и   социально  одобряемыми  средствами

осуществления  этих  целей.  В  качестве  примера  можно   привести

противоречивое  отношение   американцев   к   проблеме   достижения

богатства. Американцы с восхищением относятся к финансовому успеху;

достижение  богатства является культурной целью.

          Социально одобряемые или установленные  средства достижения

этой цели подразумевают такие традиционные  методы,  как  получение

хорошего  образования  и  устройство  на  работу  в  торговую   или

юридическую фирму. Но когда мы сталкиваемся с  реальным  положением

дел  в  американском  обществе,  становится  ясно,  что   социально

одобряемые  средства недоступны для  большинства  населения.  Многие

люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие  предприятия

принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов.

       Согласно Мертону, когда люди  стремятся к  финансовому   успеху,

но убеждаются в том, что  его нельзя достичь  на  основе социально

одобряемых  средств,  они  могут  прибегнуть  к  многим  незаконным

способам  достижения этой цели.

       КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ  ДЕВИАЦИИ.

       Теории, основанные на социальной  дезорганизации рассматривают

социальные  силы, которые “толкают”  человека  совершать  девиантные

поступки.  Так  называемые  культурные  теории  девиации  по  своей

сущности   напоминают   теории   социальной   дезорганизации,    но

сосредоточены на анализе культурных  ценностей,  благоприятствующих

девиации-другими словами- сил, “побуждающих”  людей  к  девиантному

поведению.

       Селлин (1938) подчеркнул, что девиация  возникает в результате

конфликтов  между культурными нормами.  Он  занимался  исследованием

поведения  отдельных  групп,  нормы  которых  отличаются  от   норм

остального  общества. Эти конфликтные нормы  возникают  потому,  что

интересы  группы не соответствуют нормам большинства. В соответствии

с  ценностями субкультур уличных банд или групп  заключенных полиция

ассоциируется скорее с карательной деятельностью или  продажностью,

чем с  охраной покоя граждан и защитой  личной  собственности.  Член

такой группы  усваивает  ее  нормы  и,  таким  образом,  становится

неконформной  личностью с точки зрения широкого общемтва.

       Миллер (1958)  расширил  идею  Селлина  о  взаимосвязи  между

культурой и девиантным поведением.  Он  утверждал,  что  существует

ярко выраженная культура низшего слоя общества, одним  из проявлений

которой является групповое правонарушение. Эта субкультура  придает

огромное  значение  таким  ценностям  ,  как  готовность  рисковать,

выносливость, стремление к острым ощущениям и  “везение”.  Поскольку

члены банды  руководствуются этими ценностями в своей жизни,  другие

люди, и  в первую  очередь  представители  средних  слоев  общества,

начинают  относиться к ним, как к девиантам.

       Селлин и Миллер считают, что  девиация происходит в результате

усвоения  людьми  субкультуры,  нормы  которой  противоречат  нормам

господствующей  культуры. Но почему лишь  некоторые  люди  усваивают

ценности “девиантной” субкультуры, в то время как другие  отвергают

ее? Эдвид  Сатерленд (1939) пытался объяснить  это на основе  понятия

дифференцированной  связи.  Он утверждал, что преступность  (  форма

девиации, которая в первую очередь интересовала его )  усваивается.

Люди воспринимают  ценности,  способствующие  девиации,  на  основе

общения с людьми, которые уже являются носителями  этих  ценностей.

Если большинство  друзей и родственников  того  или  иного  человека

занимаются  преступной деятельностью, существует вероятность, что он

тоже станет преступником.

       Теория  Сатерленда   значительно   точнее   и   глубже,   чем

подсказанная  здравым смыслом мысль о том, что  девиация  возникает,

когда люди просто “околачиваются” в плохой кампанией.  Криминальная

девиация  является продуктом  преобладания  контактов  с  носителями

преступных  норм. Более того, Сатерленд  тщательно  описал  факторы,

сочетания которых способствует  преступности.  Он  подчеркнул,  что

важную  роль играют  контакты  не  с  безличными  организациями  или

институтами ( например, законодательными органами или  церковью  ).

Скорее, имеется  в виду близкое, повседневное общение  в школе,  дома

или на “месте постоянных сборищ” по соседству. Юноши  из  городского

гетто, которые  более тесно общаются с представителями уличных банд,

торговцами   наркотиков   и   проститутками,    чем    со    своими

законопослушными  родителями  и  молодыми  людьми,  стремящимися  к

получению хорошего образования, в большей  мере склонны к  одобрению

преступного поведения. Частота контактов с девиантными образцами, а

также  их  количество  и  продолжительность  оказывают  влияние  на

интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную  роль

играет  и  возраст  людей.  Чем  моложе  человек,  тем  с   большей

готовностью он усваивает образцы поведения навязываемые другими.

       Клауорд и Оулин ( Клауорд, 1959; Клауорд и Оулин, 1960 )  так

же как  Сатерленд считают, что причиной правонарушения  является  не

только  социальное   дезорганизация   и   крушение   идеалов.   Они

подчеркивают  благоприятные  возможности,  связанные  с  участием  в

групповом девиантном поведении, особенно если такое  поведение сулит

реальные  блага. В некоторых районах юноши  способны  усваивать  опыт

так  называемых  ролевых  людей,  которые  являются  преуспевающими

девиантами-речь идет о взрослых, участвующих  в  организованных   и

профессиональных  преступлениях; они завоевали  влияние,  престиж  и

высокое  положение  в   обществе.   Часто   эти   люди   занимаются

организованной  торговлей наркотиками и  другими  видами  преступной

деятельности, вовлекая в нее молодых людей. Возможности процветания

соблазняют  людей, имеющих ограниченный доступ к  законным  способам

достижения  успеха.

       ТЕОРИЯ НАВЕШИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ.

       Теории, рассмотренные до сиз пор, связанны  главным образом с

анализом  личности  особенностей  девианта  или  с  социальными   и

культурными факторами, способствующими девиации. Однако в последние

20 лет  сформировалось несколько новых  подходов к девиации,  которые

делают  основной упор на тех, кто оценивает человека с точки  зрения

девиации, а также на способы обращения  с человеком после того,  как

ему или  ей навешен ярлык “девианта”.

       Говард Беккер предложил концепцию,  противоположную  теориям,

Информация о работе Девиантное поведение подростков в г.Белгороде